MENU
Главная » Файлы » Учебные материалы » Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.

В категории материалов: 63
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
Методология синергетики дает возможность рассматривать эволюцию косной и живой материи как единый процесс материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий. С появлением человека инстинктивное использование эффекта синергетического взаимодействия природы, социума и творческого потенциала личности становится осознанным и целенаправленным.

Существование и взаимодействие естественных и гуманитарных наук отразились в различном понимании науки как явления общественной мысли. В конце XIX в. были сформулированы основные критерии разграничения естественных и общественных наук. В естественных науках преобладало исследование общих закономерностей развития и строго очерченных причинно-следственных связей. В общественных науках объектом исследования стали неповторяющиеся феномены и события. Отсюда делался вывод, что гуманитарные дисциплины используют принципиально отличные методы исследования и не могут рассматриваться как науки, оперирующие достоверными фактами.

К первой группе относятся универсальные методы познания явлений самоорганизации косной и живой природы, в том числе и методы принятия управленческих решений.

Объектом политологии как науки является изучение эволюции способов самоорганизации общества как открытой системы.

Методология синергетики дает возможность рассматривать эволюцию косной и живой материи как единый процесс материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий. С появлением человека инстинктивное использование эффекта синергетического взаимодействия природы, социума и творческого потенциала личности становится осознанным и целенаправленным.

Методология постнеклассической рациональности в контексте синергетического подхода и негэнтропийности объясняет развитие социально-политических систем их способностью усваивать энергию биосферы, социального взаимодействия и творческого потенциала индивидуумов. Основы материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий заложены процессом эволюции биологических систем в форме биогенетических программ рационального использования энергопотенциала среды обитания. На основе этих программ формируются стихийные представления людей о своих естественных и гражданских правах.

Методология негэнтропийного вектора развития основана на объективной потребности социальных организмов повысить уровень реализации индивидуальных программ участников совместной деятельности за счет перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие производства материальных и духовных ценностей на основе рационального использования энергоресурсов Земли и Солнца означает становление независимости человека от стихийных природно-климатических процессов.

Методология постнеклассической рациональности в контексте синергетического подхода и негэнтропийности объясняет развитие социально-политических систем их способностью усваивать энергию биосферы, социального взаимодействия и творческого потенциала индивидуумов. Основы материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий заложены процессом эволюции биологических систем в форме биогенетических программ рационального использования энергопотенциала среды обитания. На основе этих программ формируются стихийные представления людей о своих естественных и гражданских правах.

Важнейшим синергетическим фактором политической самоорганизации общества является активность человека, объективно заинтересованного в реализации своих естественных и гражданских прав. Элиты ориентированы на расширение своих гражданских прав, массы стремятся к защите своего конкретного минимума реализации естественных прав.

На этапе общества личной зависимости основным принципом индивидуального политического участия является попытка самореализации в форме политического вождя.

В политической науке для описания феномена политического поведения используются такие понятия, как абсентеизм, политическая деятельность, политическое участие.

Важнейшим синергетическим фактором политической самоорганизации общества является активность человека, объективно заинтересованного в реализации своих естественных и гражданских прав. Элиты ориентированы на расширение своих гражданских прав, массы стремятся к защите своего конкретного минимума реализации естественных прав. Борьба за реализацию своих прав начинается с осознания своей дискриминации – нарушения стихийно сложившихся норм социальной справедливости.

Сущность интересов субъектов политики определяется содержанием их частного интереса и социального заказа групп поддержки субъекта.

Сущность интересов субъектов политики определяется содержанием их частного интереса и социального заказа групп поддержки субъекта.

Система принятия управленческих решений как явление политики зависит от уровня развития национального производства и культуры субъектов общества. Политика в своем развитии проходит определенные этапы.

Содержание политики определяется необходимостью принятия общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества посредством согласования частных интересов ее субъектов.

Исходя из концепции В.И. Вернадского об энергетических факторах самоорганизации человека в ходе универсального эволюционного процесса появление политики можно рассматривать как субъективный способ оптимизации производства энергетических ресурсов жизнедеятельности социума. Синергетическая предпосылка появления политики заключается в необходимости координации материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий субъектов национального производства в социуме посредством принятия управленческих решений, обеспечивающих конкурентоспособность и развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека.

Исследование процессов самоорганизации общества показывает необходимость учета последовательного роста значения субъективных факторов, принятия политических решений и действий по их реализации. Важнейшим субъективным фактором самоорганизации является политическая власть, посредством которой субъекты политики координируют материально-энергетические и энергоинформационные взаимодействия в обществе, обеспечивая его целостность, стабильность и развитие.

Субъект власти – тот, кто принимает политическое решение, организует его исполнение и несет персональную ответственность за его реализацию.

Политическая власть – это способность субъекта реализовывать политическое решение посредством активизации деятельности объекта в целях обеспечения целостности общества, стабильности его развития, реализации конкретного уровня прав человека.

Исследование процессов самоорганизации общества показывает необходимость учета последовательного роста значения субъективных факторов, принятия политических решений и действий по их реализации. Важнейшим субъективным фактором самоорганизации является политическая власть, посредством которой субъекты политики координируют материально-энергетические и энергоинформационные взаимодействия в обществе, обеспечивая его целостность, стабильность и развитие. В контексте синергетики власть – это способность субъекта реализовать свои управленческие решения посредством активизации деятельности объекта на основе рационального использования его потенциальной энергии самоорганизации. Синергетическое значение политической власти заключается в её возможности принимать адекватные возможностям объекта управленческие решения.

Синергетика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных систем эволюционирует по пути превращения биогехимической энергии в энергию культуры. Появление политики является отражением роста значения культуры как основы принятия эффективных управленческих решений. В этом контексте политическая культура представляет собой такой уровень принятия управленческих решений, который обеспечивает устойчивое развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека.

Первоначально политическая культура рассматривалась как совокупность устойчивых черт национального характера, национальных моделей политического сознания и поведения человека. Простое наблюдение фиксировало национальные различия в политическом поведении, нормах, ценностях, идеалах. Например, англичане отличаются особыми требованиями к личной порядочности политиков и строгому соблюдению процедурных норм функционирования власти; испанцы склонны к поддержке эмоциональных, нестандартных политических действий политиков; немцы отличаются подчеркнутым уважением к субъектам государственной власти.

Роль политической культуры заключается в способности граждан сделать осознанный и ответственный выбор методов развития общества; политической силы, управляющей этим развитием; идеологической модели развития данного общества. Выбор гражданина осуществляется в соответствии с его частным интересом. Столкновение частных интересов и поиск вариантов их согласования дает возможность сделать грамотный выбор для обеспечения развития общества, роста уровня и качества жизни граждан.

Политическая культура России развивается на основе национального характера, включает в себя все то, что способствует оптимизации процесса созидания. Истоки национального характера заложены в многовековом опыте народа, живущего в условиях резко континентального климата, малоплодородных почв, громадного пространства, враждебного геополитического окружения. Соответственно Россия – это зона постоянных военных конфликтов, постоянной борьбы за выживание. Поэтому в структурах национального характера россиян и политической культуре граждан заложена приоритетность общего интереса над частным.

Синергетика идеологий правой ориентации заключается в активности субъектов, занятых управленческой деятельностью в попытках представить свой частный интерес как интерес развития общества в целом. Негэнтропийность правых идеологий определяется необходимостью создать условия для активизации частных интересов граждан посредством организации процессов производства и созидания общественно значимых ценностей. Общественно-политическое значение идеологий правой ориентации заключается в разработке теоретических концепций и практики реализации, гражданских прав человека.

Политический термин «радикализм» означает стремление к решительным, бескомпромиссным преобразованиям. Радикализм обычно не связан непосредственно с какой-либо определенной идеологией – это особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции. Сторонники радикальных идей склонны к использованию насильственных методов и средств ради скорейшего достижения своих целей. Методы и средства радикалов можно определить как экстремизм – насильственные действия, выраженные в разных формах политического терроризма (от растрела парламента по приказу Б.Н. Ельцина и его команды до исламских террористов У. бен Ладена). Психологической предпосылкой радикализма является уверенность в возможности субъекта добиться нужного результата как можно быстрее, невзирая на отсутствие необходимых для этого условий и интересы общества.

Основополагающие ценности консерватизма были сформулированы Э. Берком в известной работе «Размышления о революции во Франции».

Либерализм (лат. liberalis - свободный) как идеология появился в период борьбы буржуазии против сословного неравенства и привилегий феодальной элиты в социально-экономической жизни общества. В XIX в. либерализм рассматривался как способ духовной и практической ориентации в мире, в основе которых лежал отказ от традиционных ценностей, сдерживавших возможности самореализации личности. Либералы рассматривают либерализм как образ мышления и деятельности, для которых характерны культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам.

Синергетическая роль идеологий левой ориентации заключается в стимулировании энергоинформационной активности субъектов, занятых непосредственным созиданием общественно значимых ценностей в системе национального производства и пытающихся представить свой частный интерес как интерес развития общества в целом. Негэнтропийность левых определяется необходимостью создания условий для самореализации дискриминируемых граждан посредством организации возможностей свободного выбора форм и мест своего участия в процессе производства при адекватном вознаграждении. Общественно-политическое значение левых заключается в разработке концепций и практики реализации, естественных прав человека.

Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции от идей социалистов-утопистов и классиков марксизма. Формирование и возрастание в конце XIX – начале XX в. роли и влияния рабочего движения в странах с развитым капитализмом привели к созданию социал-демократических партий, роль которых заключалась в представительстве интересов рабочего класса. В ряде стран (например, в Великобритании и Скандинавских странах) профсоюзы и поныне являются коллективными членами этих партий. Первоначально социал-демократы поддерживали идеи революционного перехода к социализму посредством диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, социального равенства и т.д.

Коммунистические партии стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный класс. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, частная собственность неизбежно ведет к отчуждению наемного работника не только от процесса производства, но и от его родовой сущности, провоцируя индивидуализм, эгоизм, кризис общения, одиночество, аморализм, апологию зла и греха.

Леворадикальные идеологические движения представлены концепциями анархизма (от греч. безвластие), проповедующими освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг. XIX в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать М. Штирнера, П. Прудона, М.А. Бакунина, Л.А. Кропоткина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на «системе взаимности», предполагающей «равновесие собственности», равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство.

Синергетическая роль идеологий левой ориентации заключается в стимулировании энергоинформационной активности субъектов, занятых непосредственным созиданием общественно значимых ценностей в системе национального производства и пытающихся представить свой частный интерес как интерес развития общества в целом. Негэнтропийность левых определяется необходимостью создания условий для самореализации дискриминируемых граждан посредством организации возможностей свободного выбора форм и мест своего участия в процессе производства при адекватном вознаграждении. Общественно-политическое значение левых заключается в разработке концепций и практики реализации, естественных прав человека.

Синергетика процессов взаимодействия субъектов национального производства в силу появления новых секторов и технологий, изменения места и роли в самоорганизации специализированных групп в этом процессе может привести к усилению как энтропийных, так и негэнтропийных процессов в обществе. Негэнтропийность государства как политического института определяется необходимостью разработать единые политико-правовые нормы взаимодействия, обеспечивающие возможность рационального использования потенциала элит, средних слоев и масс в процессе созидания общественно значимых ценностей.

Идеи правового государства и гражданского общества разрабатывались либерально настроенными мыслителями. Они требовали ликвидации привилегий аристократии и невмешательства государства в рыночную конкуренцию. Либералы рассматривали гражданина как субъекта рыночных отношений, обладавшего обязанностями и правами, свободой и ответственностью. Поэтому либералы требовали гарантий невмешательства власти в частную жизнь гражданина. Юридические гарантии были реализованы избранными парламентами. Конституционные реформы стали предпосылкой формирования гражданского общества.

Идеи правового государства и гражданского общества разрабатывались либерально настроенными мыслителями. Они требовали ликвидации привилегий аристократии и невмешательства государства в рыночную конкуренцию. Либералы рассматривали гражданина как субъекта рыночных отношений, обладавшего обязанностями и правами, свободой и ответственностью. Поэтому либералы требовали гарантий невмешательства власти в частную жизнь гражданина. Юридические гарантии были реализованы избранными парламентами. Конституционные реформы стали предпосылкой формирования гражданского общества.

Предпосылки появления бюрократии обусловлены потребностями государства в согласовании интересов различных субъектов общества посредством права и реализации его специальным аппаратом административной власти. Бюрократия представляет собой систему организации административной власти, обеспечивающую адекватную реализацию воли субъекта государственной власти на всех уровнях функционирования общества.

Неспособность субъектов власти контролировать административную систему управления ведет к росту политического влияния кланов бюрократии и к подавлению созидательной активности участников национального производства. Коррупция среди бюрократии порождает множество экономических правонарушений, наносящих ущерб государству и обществу. Общая сумма теневых и криминальных доходов составляла в 2000 г. почти половину ВВП. Почти половина этих денег используется для подкупа чиновников, от которых зависят те или иные решения государственных органов.

Синергетика процессов взаимодействия субъектов национального производства в силу появления новых секторов и технологий, изменения места и роли в самоорганизации специализированных групп в этом процессе может привести к усилению как энтропийных, так и негэнтропийных процессов в обществе.

Энергетика частных интересов субъектов национального производства является движущей силой появления новых секторов и технологий. Синергетика этих изменений может привести к радикальным преобразованиям политической системы общества. Негэнтропийность частных интересов субъектов национального производства и их политических представителей – общественно – политических движений и политических партий – заключается в разработке новых технологий использования потенциальных источников энергии в целях развития общества, расширения сферы реализации прав человека.

Критериями типологии движений являются: социальные корни, политическое сознание, способы и методы политической борьбы и способы организации.

Возникновение и развитие политической партии как способа самоорганизации граждан обусловлено необходимостью их интеграции для достижения своих интересов посредством выдвижения общей цели. Вступая в политическую организацию, гражданин соотносит индивидуальный интерес с политической целью организации и средствами ее достижения.

Основанием для типологии политических партий являются устойчивые признаки, в которых отражаются социальные характеристики, организационные структуры, политические и идеологические цели, а также средства их достижения.

Энергетика частных интересов субъектов национального производства является движущей силой появления новых секторов и технологий. Синергетика этих изменений может привести к радикальным преобразованиям политической системы общества.

Синергетический потенциал политической системы определяется её способностью согласовать разнонаправленные потоки энергоинформационной активности конкурирующих социальных групп в единых системах взаимодействия. Негэнтропийный эффект политической системы проявляется в её способности выработать единые нормы, образцы, идеалы взаимодействия субъектов власти и объектов управления. Действие этих норм следует рассматривать по формуле Гегеля: Все действительное разумно, а все разумное действительно.

На этапе общества личной зависимости общество представляло иерархию сословий, выделенных на основе разделения общественно значимого труда и распределения его результатов. Тяжелый физический труд, низкий уровень потребления на данном этапе исключали свободу мысли и действий для дискриминируемых, плебейских сословий.

Синергетический потенциал политической системы определяется её способностью согласовать разнонаправленные потоки энергоинформационной активности конкурирующих социальных групп в единых системах взаимодействия. Негэнтропийный эффект политической системы проявляется в её способности выработать единые нормы, образцы, идеалы взаимодействия субъектов власти и объектов управления. Действие этих норм следует рассматривать по формуле Гегеля: Все действительное разумно, а все разумное действительно.

Анализ политического режима традиционно связан с изучением методов, способов и форм реализации власти как устойчивой системы взаимодействия субъектов власти и объектов управления – рядовых граждан. Негэнтропийный эффект политического режима проявляется в способности выработать такие нормы, которые оптимизируют взаимодействие субъектов власти и объектов управления в зависимости от условий их жизнедеятельности.

Традиционно тоталитаризм рассматривается как государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Проявления элементов тоталитаризма отмечались различными исследователями на протяжении всей истории. Платон рассматривал демократию как тиранию толпы, регламентирующую распределение и потребление, – с этой точки зрения можно говорить об античном тоталитаризме.

1-50 51-63