MENU
Главная » Файлы » Учебные материалы

В разделе материалов: 162
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 3 4 »

Тесты по БЖД: Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
Тесты | Просмотров: 8963 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (3)

Тестовые задания по темам «Предмет и задачи дисциплины БЖД», «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»
Тесты | Просмотров: 8164 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (1)

Тесты для промежуточного контроля (концепции современного естествознания)
Тесты | Просмотров: 33509 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (612)

Словарь терминов и понятий по конфликтологии
Словари | Просмотров: 12904 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (2)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (дисциплина - мировая экономика)
Словари | Просмотров: 5065 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (1)

Контрольные тесты по КСЕ
Тесты | Просмотров: 5308 | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (2)

Донаучная психология появляется в период существования первобытного общества. Наши предки жили напряженной жизнью полной тревог и опасностей. Пытаясь предугадать поведение своих соплеменников, они полагали, что в теле человека находится другое существо, которое определяет его поведение, мысли и чувства. Это существо было названо душою или тенью. Оно наделялось способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах.

Каждая наука имеет свой объект и предмет. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развитие и проявление этих феноменов. Объектом психологии является деятельность человека, групп различных социальных общностей. Предметом психологии является специфическое проявление психики человека. Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира, а также реагировать на них, дабы обеспечить свое выживание и развитие.

Специалисты, изучающие психику личности, часто задают вопрос: «В какой степени она представляет собой результат действия генетических факторов, а в какой – продукт окружающей среды?» Современные психологи имеют различные взгляды на вопрос формирования личности.

Развитие человека как биологического вида подчиняется общим закономерностям эволюции живой природы. Источником её развития является усвоение энергетических потоков Земли, Космоса, Солнца. В процессе эволюции выигрывают те организмы, которые последовательно совершенствуют свои системы управления, обеспечивая при этом расширенное усвоение энергии при сохранении собственной стабильности за счет повышения эффективности работы всех систем управления, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

С давних пор люди пытаются определить соответствие между строением организма или его частей (лица, черепа, рук) и способностями человека. Возникли области знания, специализирующиеся на изучении лиц (физиогномика), черепов (френология), ладоней (хиромантия). Среди них остается малоизвестной дерматоглифика, которая изучает кожные рисунки главным образом на последних фалангах пальцев. Впервые о неповторимости отпечатков пальцев, стали говорить в середине XIX в., а в начале XX в. в криминалистике стали использовать разработанный Гальтоном метод дактилоскопии – опознания человека по отпечаткам пальцев.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (зрение, вкус, запах и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.) Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов, принимающих раздражение со стороны окружающей среды; б) проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры полушарий головного мозга человека (область зрительного анализатора, например, находящегося в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в верхнее-височной средней части извилины; двигательная чувствительность – в центральной извилине), в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка сигналов, поступающих от рецепторов.

Физиологической основой восприятия является способность высшей нервной системы создавать ассоциативные связи между одновременно действующими мозговыми центрами анализаторов. Восприятие является способностью высшей нервной системы к синтезу ощущений, к созданию целостного образа объекта. Функциональное назначение восприятия заключается в формировании индивида к ориентации во внешнем мире, в опознавании явлений окружающего мира.

Острота ощущений восприятия, в значительной степени усиливается, благодаря скорости и силе психических процессов реагирования на те или иные ощущения, а также тех эмоций и чувств, которые вызываются восприятием того или иного объекта. Различные реакции индивидуумов на те или иные раздражители среды обитания в значительной степени определяются их темпераментом. Темперамент – это индивидуальная, природно-обусловленная совокупность динамических процессов психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не в их конечном результате, а в особенности их осуществления.

Эмоции – это конкретные ощущения, переживаемые в данный момент, выражающие положительное или отрицательное отношение субъекта к тем или иным значимым для него объектам. Физиологической основой возникновения и развития эмоций является необходимость реализации индивидуальной программы, в ходе которой человек испытывает определенные потребности необходимые для обеспечения своей жизнедеятельности, а так же определяет выбор направления индивидуальной самореализации.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности субъекта на каком-либо объекте восприятия. Внимание – это ориентировочная реакция, которая даёт возможность настроить органы чувств на восприятие какого-либо объекта. Окружающий мир поражает своим многообразием и сложностью явлений. Внимание фиксирует: а) повторяющиеся явления; б) отличающиеся новизной; в) сложностью или интенсивностью объекта; г) возможной значимостью его для обеспечения жизнедеятельности и самореализации.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых для обеспечения жизнедеятельности и самореализации творческого потенциала индивида. Основой функционирования и развития воображения является воздействие индивидуальной программы жизнедеятельности человека, действие которой протекает в тесной взаимосвязи с особенностями физиологической и психологической структур организма, которые создают систему потребностей, поиск вариантов удовлетворения которых и занято воображением.

Живые организмы не могут существовать без накопления информации, необходимой для корректировки их поведения. Память представляет собой механизм избирательного закрепления информации, необходимой для выживания и развития организма. В то же время, вся несущественная информация должна стираться с тем, чтобы мозг мог отделить главное от второстепенного. Поэтому память это не только способность к запоминанию, но и к научению. В широком смысле слова память можно определить как механизм запоминания, сохранения и воспроизведения информации используемой организмом в процессе своей жизнедеятельности.

Воображение тесно связано с мышлением. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать воображение – поиск решения задачи в ярких чувственных образах. На основе воображения – чувственного познания в форме ощущений, восприятия и представления, появляется мышление как логическая форма познания, которая реализуется в понятиях, суждениях и умозаключениях. Решение проблемы посредством мышления осуществляется в единстве и взаимосвязи о ступеней – чувственного и логического познания.

Характер представляет собой совокупность постоянно устойчивых черт и качеств личности, которая обуславливает особенность индивидуального и социального поведения. Знать характер - означает знать те существенные черты личности, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в деятельности человека. Становление характера определяется сложным механизмом взаимодействия внешних и внутренних факторов, в процессе которых теснейшим образом переплетены и взаимодействуют, как биогенетические особенности индивида, так и социальные условия его существования и развития. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Формирование характера происходит в зависимости от ряда факторов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющую линию поведения человека и выражающееся его отношение: к окружающему миру, труду, другим, самому себе. Характер представляет собой совокупность постоянно устойчивых черт и качеств личности, которая обуславливает особенность индивидуального и социального поведения. Особенности активности индивида в процессе его самореализации, а значит, и становление характера определяется задатками, т.е. врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, которые облегчают развитие его способностей. Задатки многозначны.

особенностей конкретного человека, определяющих развитие его задатков и формирование способностей, то есть предрасположенность к конкретным видам деятельности. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры индивида можно выделить: 1) конституциональный тип и темперамент; 2) задатки и способности; 3) направленность – установки, мотивы, интересы; 4) основные модели поведения.

Фрейд считал, что только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

Наглядной демонстрацией психологических характеристик групп является наличие так называемого "мы - чувства". Среди индивидуумов, входящих в группу, возникает чувство общности "мы", которое выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Вхождение личности в относительно стабильную общность проходит определенные этапы. Сначала личность активно усваивает действующие в общности нормы и правила поведения.

Объективным интересом существования любой группы является обеспечение ее целостности, стабильности и возможностей развития. В соответствии с этим интересом группы формируют механизмы социально-психологического контроля над деятельностью своих членов. Эти механизмы представляют собой совокупность психологических стереотипов взаимодействия и поведения среди своих, нарушение которых может отрицательно сказаться на функционировании и развитии группы.

Потребность в общении заложена в индивидуальной программе жизнедеятельности человека и корректируется групповой программой. Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация (в узком смысле слова) состоит в обмене информацией общающимися индивидами. Схематично коммуникация может быть изображена как субъект воздействует на другого субъекта, а тот в свою очередь воздействует на него. Следовательно, имеет место обмен информацией, но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся к достижению общего смысла, а это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, воспринимающий её (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, то есть «они должны говорить на одном языке».

Функционирование и развитие группы складывается из психологических процессов взаимодействия участников, т.е. кооперации и конкуренции. Кооперативное взаимодействие обозначает координацию единичных усилий участников, посредством чего достигается повышение эффективности их совместных действий. Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Чем выше степень включенности, тем сплоченней группа, тем выше эффективность ее совместных действий.

Предконфликтная стадия - конкурирующие субъекты осознали необходимость и значимость достижения общей ценности. Как правило, эта ценность принципиально неделима, поэтому участники потенциального конфликта оценивают свои возможности, рассчитывают методы и способы, которые они могут использовать для достижения своей цели. На данной стадии зарождение конфликта конкурирующие субъекты выясняют слабые места друг друга и возможные последствия ответных действий конкурентов, а также возможные способы снятия конфликта или ухода от него.

Согласно исследованиям психологов, примерно 80% деятельности руководителя сводится к управлению людьми, к процессу психологического воздействия управляющего на управляемых. Информационная его подгтов-ленность позволяет рационально управлять коллективом. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается коллектив.

Длительное время социально-психологические интересы работников управляемых коллективов не брались в расчет при анализе выбора концепций и стиля управления. Однако по мере совершенствования производства, повышения необходимого уровня образования, квалификации и общей культуры работников становилось ясно, что повышение производительности труда возможно только через поиск адекватных механизмов стимулирования созидательной активности работников, которые должны включать не только элементы материального поощрения, но и создавать эффект психологической самореализации человека на своем рабочем месте.

Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го тысячелетия до н.э. почти одновременно в трех цивилизациях: древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. Сам термин ''философия'' в дословном переводе с греческого означает '' любовь к мудрости''. Эпитет ''мудрый'' обозначает не какие-то частные знания, а общие отношение человека к жизни, его мировоззрение.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 3153 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (3)

Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически первой формой осознания человеком окружающего мира, специфической формой мировоззрения. Мифология пыталась дать ответ на такие вопросы как происхождение и устройство мира, возникновение человека и животных, тайны рождения и смерти.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 5314 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (2)

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 6817 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (0)

В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет метод исследования, а метод служит средством дальнейшего развития теории. Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное использование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 7545 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом философии является всеобщее, поэтому она в равной степени исследует эти области действительности и играет большую роль в развитии как естественных, так и общественных наук. Объективной основой взаимосвязи философии и частных наук является единство общих и специфических законов развития объективного мира. Философия изучает объективный мир со стороны всеобщих его свойств, частные науки – со стороны особенного. Поскольку общее (всеобщее) и особенное присущи самому объекту познания и находятся во взаимосвязи, то и теории, изучающие общее и особенное должны находиться в органической связи. Это требуется для полного и всестороннего познания любого объекта. Именно этим, в конечном итоге, обуславливается необходимость глубокой связи философии и частных наук.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 4752 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае, но наибольшего развития она получила в Древней Греции. Философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками знаний о природе. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира, сущности природы. Философы ищут такую первоматерию, которая не только все из себя рождает, но и как сущность лежит в глубине всех явлений. Так, родоначальник греческой философии Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является воздух. У Анаксимандра - апейрон – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 3339 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а её представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан, на доказательство преимущества христианства перед другими религиями. Средневековая философия – это синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия I –II вв., прежде всего, система еврейского философа из Александрии Филона.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 3404 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Начиная с XV века происходит ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, открывающих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, а следовательно, развитием техники и естествознания. Все это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления, влияние церкви на все стороны общественной жизни падает. Философия Возрождения – это переходной этап от христианской философии к философии Нового времени.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 3332 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (2)

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и наиболее влиятельное течение западноевропейской философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию. Самые яркие представители этого течения: И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. Сюда же можно отнести философию К. Маркса и Ф. Энгельса.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 2857 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (2)

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Эта истина убедительно подтверждается историей формирования и развития русской философии. Русская философия имеет большое культурное значение. Русская классическая литература, являющаяся одной из вершин мировой культуры, как раз потому и прославилась своей высокой духовностью, потому что насыщена философскими идеями. Любой великий русский писатель (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой ) одновременно выступает и как незаурядный мыслитель, дающий философский анализ современной ему духовной жизни.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 4059 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Онтология – это учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой философской системы. В идеалистической философии бытие принимает форму духовной субстанции. В материалистической философии бытие выступает как материальная сущность мира.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 5065 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (3)

Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как развитие всей материи в целом, оно связано только с конкретными материальными или духовными системами. О развитии ''материи в целом'' можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество развивающихся систем. Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 5790 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (3)

Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Сознание и является свойством высокоорганизованной материи, так полагают материалисты. Идеалисты, напротив, утверждают, что сознание есть особая, чуждая материи духовная субстанция, которая не подчиняется законам природы. Отрыв сознания от материи характерен и для религиозных представлений. Религия рассматривает сознание как частицу бессмертной души, данную человеку богом. Сам факт наличия у человека сознания и то, что оно резко отличается от тела материи, является бестелесным, использовался богословами как доказательство существования иного, духовного мира, отличного от мира материального.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 5544 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Теория познания – часть философии, исследующая процесс взаимодействия субъекта и объекта, учение о сущности, путях и возможностях познания. В решении вопроса о познаваемости мира, как мы уже отмечали, философы делятся на оптимистов и агностиков. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, а агностики, напротив, ее отрицают. Основная проблема, с которой столкнулся агностизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 4247 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (3)

Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития. Судьба человечества во многом зависит от того, насколько точно человек может познать законы общественного развития и использовать их для своего блага. Познание законов общественного развития – задача чрезвычайно трудная. В обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, они ставят перед собой определенные цели и борются за их осуществление.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 4421 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

В самом широком значении природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие природы выступает синонимом понятий Вселенная, материя, мир. Общество, с позиций материалистической философии, является закономерным результатом на пути поступательного развития материи.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 12528 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (2)

В современной социологии получило распространение понятие – "типология общества". Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой группы исследуемых объектов, а типология – это учение о типах. Тип – это абстракция, которая отражает сущность в чистом виде, поэтому теория и реальная история часто не совпадают. Но постижение сущности позволяет выделить основные типологии в изучении общества. Это, прежде всего, теория общественно- экономических формаций и теория цивилизаций.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 7266 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (1)

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма "сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.
Философия. Ерахтин А.В. | Просмотров: 4834 | Дата: 11.05.2012 | Комментарии (4)

1-50 51-100 101-150 151-162