MENU
Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.

Предпосылки становления характера. Психология
17.05.2012, 17:56
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Предпосылки становления характера



7. Характер, его становление и развитие

7.1.. Предпосылки становления характера



Характер представляет собой совокупность постоянно устойчивых черт и качеств личности, которая обуславливает особенность индивидуального и социального поведения. Знать характер - означает знать те существенные черты личности, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в деятельности человека. Становление характера определяется сложным механизмом взаимодействия внешних и внутренних факторов, в процессе которых теснейшим образом переплетены и взаимодействуют, как биогенетические особенности индивида, так и социальные условия его существования и развития. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Формирование характера происходит в зависимости от ряда факторов.

Во-первых, от физиологических свойств организма, типа высшей нервной деятельности, особенностей нейронных систем коры головного мозга и других факторов определяемых генотипом (один человек может развиваться быстрее, другой медленнее, у одного человека есть способности к музыке, у другого способности к абстрактному логическому мышлению). Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Темперамент значительно влияет на формирование характера, но не предопределяет его функционирование и развитие. Его влияние проявляется в скорости и силе реакции индивида на раздражители внешней среды и, следовательно, на эмоции. Эмоции являются важнейшим механизмом стимулирования активности индивида, формирования характера и самореализации личности. Люди, чей конституциональный тип и темперамент требуют сильных эмоций, выбирают виды деятельности, связанные с риском, Люди, которые по своему темпераменту не нуждаются в таких сильных эмоциях, выбирают виды деятельности без риска. Риск - это характеристика деятельности при неопределенном для субъекта исходе при наличии предположения о возможном неблагоприятном результате. Виды риска могут быть ситуативными и над ситуативными, оправданными с учетом вероятности успеха или не успеха или неоправданными без учета этих вероятностей. Индивид с конституцией атлета и темпераментом холерика или сангвиника нуждается в сильнейших эмоциях. Он получает их в процессе деятельности связанной с риском, испытывая сильнейшие эмоции, которые стимулируют его психофизиологические структуры извне. Люди с такими характеристиками выбирают сферой своей деятельности профессии военных, работников правоохранительных органов, высотных монтажников и т. д. Люди с темпераментом флегматика и меланхолика не испытывают потребность в риске стимулирования своей психико-физиологической потребности, они находят фактор эмоционального удовлетворения внутри себя, внутри своей деятельности. Следовательно, в качестве эмоциональных черт мы можем выделить такие как порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и т.д. Темперамент создает основу формирования характера, но не предопределяет его свойства, которые в значительной степени зависят от работы человека над собой. Подчеркивая приоритет внутренне обусловленных предпосылок становления характера, следует подчеркнуть стадиальность его развития. Это означает, что человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления, которые могут стать решающим для формирования характера, и соответственно мы можем выделять характер ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека.

Во-вторых, становление характера определяется способностью индивида сконцентрировать свою энергию на удовлетворение важнейших потребностей, в процессе которых и происходит становление характера. В зависимости от своих волевых качеств человек может мобилизовать себя на развитие тех задатков и способностей, которые необходимы ему для эффективной самореализации в обществе. Волю мы можем рассматривать, как сознательное регулирование поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Признаками воли является необходимость: а) приложения усилий; б) наличия плана деятельности; в) усиленное внимание к действиям, отсутствие непосредственного удовольствия от их исполнения; г) усилия, направленные на преодоление обстоятельств и собственной инерции и лени. Именно последним и определяется свобода воли, т.е. определенного отношения своим детальным увлечением и социальным условием жизни. В числе волевых характеристик личности мы можем выделить такие как настойчивость, энергичность, решительность, дисциплинированность, обязательность, организованность и т. д. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Этот фактор является основным и доминирующим для становления и развития характера, поскольку самореализация происходит только в общении, при взаимодействии с себе подобными.

В-третьих, формирование характера в значительной степени определяется интеллектуальными способностями индивида. Они формируются на основе генетической предрасположенности человека к анализу и синтезу информации, к установлению ассоциативных связей и причинно следственных связей между различными явлениями внутренних и внешних миров. Указания на то, что многие гены интеллектуальности сосредоточены преимущественно в половой X-хромосоме, появились достаточно давно. Во-первых, было обнаружено, что величины IQ у мужчин лежат в гораздо более широком диапазоне, чем у женщин, захватывая области как низких, так и высоких значений интеллектуальности. У женщин спектр значений коэффициента более узкий и близок к средним значениям в популяции. Во-вторых, как уже давно выяснили медицинские генетики, гены, приводящие к психическим заболеваниям, чаще передаются детям от матери, чем от отца, хотя у самих матерей эти психические заболевания иногда не проявляются. В-третьих, у мужчин психические заболевания встречаются на 30% чаще, чем у женщин.

Причина этих различий в том, что геном женщин содержит две одинаковые половые хромосомы (XX), а геном мужчин две разные: одну женскую X-хромосому и вторую, собственно и определяющую пол мужскую Y-хромосому. Таким образом, женщины диплоидны по всем хромосомам, а мужчины - по всем, кроме половых, т.е. генетическая информация, кодируемая Х-хромосомами, у женщин дублирована, а у мужчин нет. Но и у тех, и у других в течение жизни функционирует только одна Х-хромосома, так как на ранних стадиях эмбрионального развития женского организма вторая инактивируется. Какая именно - решает случай. Поэтому если в одной из двух женских половых хромосом имеются какие-либо мутации (неважно, полезны они или вредны), то вероятность их проявления 50%. У мужчин же, в их единственной Х-хромосоме, такая вероятность равна 100%. И хотя у женщин одна из половых хромосом не активна, тем не менее, детям она передается и активной стать может.

Когнитивные способности - одно из ключевых свойств, отличающих человека от животных. Именно эти способности человека предопределяют его обучаемость и память. "Имеется ошеломляющая очевидность значительного генетического влияния на различия между когнитивными особенностями разных, особенно взрослых индивидов". По-видимому, практически все количественные характеристики когнитивных процессов в той или иной степени коррелируют с генетической наследуемостью. Многочисленные исследования подтверждают, что и значения IQ во многом определяются генами, причем многими генами - по разным оценкам их более 100. Интеллектуальные способности выражаются в таких качествах - глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т. д.

В-четвертых, формирование характера в значительной степени определяется требованиями микро- и макросоциальной среды. Становление цельного и сильного характера определяется степенью гармонизации генетической наследственности, индивидуальных способностей и требований микро и макро социальной среды. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться и у её членов. Социальная среда предъявляет определенные требования формирующемуся характеру, стимулируя развитие одних качеств в необходимом для общества направлении и подавляя развитие других качеств, нежелательных для общества в данный конкретный момент. В экстремальные периоды развития общество поощряет такие качества, как агрессивность, драчливость, практичность, умение подчиняться и готовность к самопожертвованию во имя общего интереса. В стабильных ситуациях общество поддерживает такие качества, как деловитость, целеустремленность, свобода индивидуального выбора и независимость личности в процессе ее самореализации. Существенно, что в X-хромосомах рядом с генами интеллектуальности расположены гены, ответственные за важные репродуктивные функции и, как недавно показано, нарушения в первых изменяют функции вторых. Действительно, среди людей с низким IQ (ниже 70 единиц) более 30% не оставляют потомства, с IQ от 101 до 110 бездетны 10%, а среди тех, у кого IQ выше 131, лишь 3-4% не имеют детей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс становления характера осуществляется в противоречии между потребностями индивида и внешними обстоятельствами, между его растущими физическими способностями и духовными запросами, старыми формами деятельности и новыми требованиями к процессу самореализации.
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: характера., Предпосылки, психология, становления
Просмотров: 6573 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]