Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Типология групп. Психология
17.05.2012, 17:13 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Типология групп 9. Психология группы. 9.1.Типология групп. Наглядной демонстрацией психологических характеристик групп является наличие так называемого "мы - чувства". Среди индивидуумов, входящих в группу, возникает чувство общности "мы", которое выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к некоторой группе. Вхождение личности в относительно стабильную общность проходит определенные этапы. Сначала личность активно усваивает действующие в общности нормы и правила поведения. Субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. На этапе эффективной адаптации у субъекта возникает потребность в максимальной персонализации, он начинает активно искать средства и способы для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. Адаптация заканчивается гармонизацией психологического взаимодействия между стремлением субъекта быть индивидуальностью - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности - с другой стороны. Включенность индивида в те или иные группы определяет особенности его социального бытия, его образ жизни. Выбор индивида то или иной группы, определяется его установками на самореализацию. В принципе перед любым человеком стоит выбор, либо группы создающей общественно-значимые ценности, либо группы направленные на присвоение ценностей созданных другими. Деление групп на созидающих общественно-значимые ценности и на присваивающих их, чрезвычайно устойчиво. Созидание требует значительных психологических и физиологических затрат энергии, поэтому духовным символом её является феномен Бога – создателя ценностей. Присвоение всегда связано с наименьшими издержками для индивида, поэтому, психологическим символом такой группы является сатана – субъект присвоения, разрушения созданных богом ценностей. Поэтому, как только общество доказывает факт преступления, посредством суда, оно отказывает преступнику в праве быть личностью, изолирует его от общения с себе подобными. Характерно; что индивид, связанный с преступным сообществом, разрывает социально-психологические связи со своими предками, с родом, с фамилией, отчеством, а свое имя, меняет на кличку. Индивид, связанный с группами, созидающими ценности, сохраняет свое имя. И чем выше уровень и качество этого созидания, тем скорее личность получает отчество, а затем и фамилию. Это является свидетельством того, что эффективность самореализации посредством созидания признается не только группой, но и всем обществом. Социально-психологические связи индивидуумов по отношению друг к другу – это связи причинно-следственной зависимости, при которых действия одного являются причиной и следствием ответных действий другого. Данные связи означают определенные психологические обязательства, в процессе которых и формируется группа. Эти связи возникают и формируются в определенных устойчивых общностях, в которых индивид получает возможность реализовать свой потенциал, проявить своего «я». Устойчивая система социально-психологических связей становится основой формирования группы. Её признаками являются: а) наличие общего интереса, характерного для всех членов группы; б) личным обязательством каждого выполнять общие для группы нормы и правила; в) зависимость членов группы друг от друга, возникающая на основе общего интереса; г) идентификация индивида с группой, то есть самоопределение его, как члена группы. Следовательно, группа представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие интересы, ценности и нормы поведения, формирующиеся в процессе развития их социально-психологических связей. Типы групп Малые группы - это те группы, члены которых находятся в непосредственном психологическом контакте друг с другом. Каждая малая группа обладает определенной структурой, целями и своей системой межличностных отношений. В составе этих групп выделяются. Формальные группы, созданные в соответствии с заранее установленными целями. Отношения в этих группах определяются положениями, инструкциями, уставами, направленными на достижение поставленных перед данной группой целей. В числе малых групп выделяются неформальные группы, которые формируются на основе личных симпатий и антипатий, необходимости удовлетворения психологических потребностей в общении и взаимодействии. Неформальные группы - это дружеские компании, объединения по интересам, объединения единомышленников, связанных какой-то существенной целью. Неформальные группы могут существовать в рамках формальных. В том случае, если формальная и неформальная группа представляют собой нечто единое целое, тогда эффективность их деятельности качественно повышается. Личность, в процессе своей самореализации в системе формальных и неформальных групп, делит их для себя на первичные и вторичные. Первичные - это те группы, в которых личность видит других членов группы как индивидуальностей. Достижение такого видения осуществляется через постоянно действующие социально-психологические связи, придающие неповторимый характер взаимоотношениям членов данной группы (семья, дружеская компания, кружок по интересам). Члены этих групп ориентированы на неформальное общение, удовлетворяя тем самым взаимную потребность в получении благоприятных эмоций. Вторичные - это группы, в рамках которых индивид реализует себя как функция. Реализация эта происходит посредством созидания неких ценностей, необходимых, как для существования этой группы, так и для самого индивида. Такой вторичной группой может быть малое предприятие, производственный коллектив, ученическая или студенческая группа. Вторичные группы всегда предъявляют личности более жесткие стандарты, образцы и идеалы поведения. Выбор личностью первичной и вторичной группы осуществляется через систему выделения в обществе своих и чужих групп. Каждый выделяет некоторое количество групп, к которым он принадлежит или хотел бы принадлежать. Это может быть семья, компания, профессиональная группа и т.д. Все другие группы, к которым не принадлежит индивид и на участие в деятельности которых он не ориентируется, представляются ему как чужие группы. Деление групп на своих и чужих осуществляется инстинктивно, в соответствии с унаследованными человеком генетическими программами жизнедеятельности. Эти программы стимулируют необходимость самоорганизации своих в группы в процессе жесткой конкуренции за ресурсы жизнедеятельности. По мере развития общества и производства острота этой конкуренции снимается и формируется система гибкого взаимодействия групп на основе выделения личностью референтных и нормативных групп. Референтная группа означает реальную или условную общность, с которой личность соотносит себя как с эталоном, и на нормы и ценности которой она ориентируется в процессе своей самореализации. Нормативная группа - это та группа, на основе которой личность оценивает эффективность своей самореализации, а также свое место и роль в обществе. Как правило, это та группа, из которой личность уже вышла, взаимодействие с которой стало уже историей для личности. Средние группы складываются на основе территориальной или производственной общности, члены которой ориентированы на достижение общего экономического интереса, необходимого для обеспечения их жизнедеятельности. Территориальные группы образуются посредством формирования локальных общностей, связанных интересом сохранения и воспроизводства их среды обитания. Производственные общности создаются на основе объединения работников какого-либо предприятия в целях совместного производства. Эти группы имеют общую цель, иерархические структуры власти, централизованные системы информационного обмена. Их отношения определяются необходимостью обеспечить расширенное воспроизводство, и тем самым создать экономическую основу своей жизнедеятельности. Члены средней группы осознают свою принадлежность к ней и соотносят свои индивидуальные ценностные ориентации с функционированием и развитием средней группы. Эффективность самореализации в рамках данной группы определяется присвоением этой группы отчества. Обращение по имени и отчеству фиксирует определенный уровень и качество деятельности личности, которая признается значимой для данной группы. Признание, уважение, авторитет чрезвычайно значим для личности. Формирование средних групп может происходить на основе бессознательных эмоциональных, отрицательных реакций протеста большого скопления людей. Эти эмоции могут быть вызваны условиями жизнедея-тельности людей, чей труд, как правило, неквалифицированный, носит исполнительский характер, не стимулирует стремление к профессиональному и культурному росту, т.е. не дает возможности самореализации. Потребность выразить свой протест, ощутить себя силой наблюдается в экстремальных ситуациях, когда формируются массы, которые ощущают необходимость психологической разрядки. Массы различаются по: социальному составу (рабочие, крестьянские студенческие); отношению к существующей власти (консервативные, демократические, революционные), настроению (спокойные, возбужденные), месту образования (уличные, производственные), религиозному принципу (католические, православные, мусульманские). Возбужденные уличные массы под влиянием каких-нибудь провокаций могут превратиться в толпу, в которой действуют бессознательные программы внушения, подражания и заражения. Под действием этих программ формируется толпа, которая через насилие пытается снять свои чрезвычайно сильные эмоции протеста. В толпе индивиды способны к совершению как варварских, так и героических поступков, которых они и сами от себя не ожидают. Например, революционная чернь, штурмовавшая Бастилию, несомненно, не думала о понесенных потерях, а уличные толпы в 1789 году явили миру многочисленные случаи бездумной жестокости. Ле Бон писал: «В изоляции человек может быть культурным индивидом; в толпе же он действует, как ему подсказывает инстинкт. Он одержим стихийностью, жестокостью, энтузиазмом и героизмом примитивных существ». Большие группы – это совокупность людей, существующего в масштабах общества, страны. К большим группам относятся классы, социальные слои, половозрастные, профессиональные и этнические общности. Принадлежность личности к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Личность может не осознавать свою принадлежность к большой группе и не соотносить свой интерес с интересами данной группы, к которой он объективно принадлежат. Процесс формирования больших групп начинается со стихийной консолидации, формирования чувства «мы». Такая группа часто носит характер массы. В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их индивидуальное своеобразие. В массе отдельные до сих пор индивиды приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Под влиянием внушения массы способны на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Индивид отождествляет себя с массой как референтной группой, под влиянием которой происходит корректировка психологического состояния личности. Этот процесс осуществляется через духовное творчество народа, его песни, сказки, пословицы, ругательства и другое. Благодаря этим фактором возникает чувство общности, которое становится основой действия только в экстремальные времена. Когда члены группы начинают осознавать взаимосвязь своего личного интереса с общим интересом, происходит самоорганизация большой группы. В группе организуется политическое представительство, которое пользуется устойчивой поддержкой со стороны рядовых членов при реализации общего интереса, характерного для члена большой группы. Самореализация личности в рамках большой группы определяется степенью его известности, определения его имени, отчества и фамилии. В силу высокого качества своей деятельности данная личность становится образцом, эталоном самореализации для других. Ее деятельность пропагандируется, на ее мнение и ценности ориентируются другие. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 5393 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |