Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Исторические этапы становления психологии как науки. Психология
17.05.2012, 18:14 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Исторические этапы становления психологии как науки 1. Психология как наука 1.1 Исторические этапы становления психологии как науки Донаучная психология появляется в период существования первобытного общества. Наши предки жили напряженной жизнью полной тревог и опасностей. Пытаясь предугадать поведение своих соплеменников, они полагали, что в теле человека находится другое существо, которое определяет его поведение, мысли и чувства. Это существо было названо душою или тенью. Оно наделялось способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Данная идея развивалась и греческими философами. Так, например, Платон был убежден, что дух или «душа» обитает в теле человека и направляет его действия на протяжении всей жизни. А после смерти покидает его и вступает в мир идей. Аристотель выдвинул концепцию психики как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля душа или «психе» - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находятся в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение человека. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигается мышление, знание, интеллект и мудрость. В средние века христианские философы-богословы считали, что сущность человека может быть понята не через разум, а через высшее существо, которое представляет собой тайну недоступную для понимания. Следовательно, познать человека можно только через веру. Действительно, как объяснить проблему души, если ее невозможно увидеть, тем более описать. Только в XVII веке, благодаря теории Декарта, зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой человеком и его поведением. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучения фактов путем наблюдения и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. Научная психология появилась лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. Любое явление, если оно объективно и не зависит от исследователя должно быть воспроизведено в лабораторных условиях и, соответственно, исследователи должны получать одинаковые результаты независимо от субъективных пристрастий. Только такие факты являются научными, достоверными, становясь основой научного знания. Пытаясь максимально точно реализовать этот принцип, современная психология разделилась на два условных направления биологов (подчеркивающих приоритет в психике биологических факторов) и социологов (настаивающих на приоритете социальных условий формирования психики). Представители биологического направления объясняли взаимосвязь физиологических и психических процессов человека, его природно-биологической наследственностью. Данное направление представлено несколькими школами. Бихевиористы считали, что психология как наука должна заниматься не наблюдением за душевными явлениями, которые недоступны научному анализу, а изучением исключительно поведенческих актов в конкретных ситуациях, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой обитания, которая действует по принципу: стимул вызывает определенную реакцию. Биологическая школа отражала взгляды психофизиологов, которые пытались понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем человека. Этологи и социобиологи исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения специфической генетически наследуемой программы поведения. Представители школы гельштатпсихологии считают, что особенности физиологической структуры человека заранее корректируют ряд перцептивных и когнитивных процессов, т.е. процессов восприятия и познания явлений окружающего мира. Школа психоанализа базируется на идеях Фрейда и его последователей. Основными методами психоанализа являются анализ свободных ассоциаций, снов и их толкования. Представители этой школы считают, что поведение отдельного человека детерминируется противоборством его инстинктивных начал и требованиями культуры, которая предписывает индивиду стандартные модели поведения. Конфликт естественно-природного начала в виде инстинкта и социально-культурных требований, предъявляемых обществом к индивиду, порождает негативный опыт, который вытесняется подсознанием и приводит к невротическим реакциям, неадекватному поведению человека в обществе. Представители социологического подхода считают, что социальные условия определяют формирование и развитие психики человека. Школа когнитивной психологии делает акцент на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Представители когнитивной психологии подчеркивают важнейшие аспекты присущие познавательной деятельности субъекта, ее избирательность определяемую средой. Представители гуманистической школы рассматривают человека как личность, ориентированную на самореализацию в соответствии с ее потенциальными возможностями. Они считают, что человек открыт миру, наделен потенциалом к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценности – все это характеризует базисные потребности личности. При их отсутствии человек испытывает скуку, предается порокам, его поражают тяжелые неудачи. Представители социально-психологической школы видят в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется, по большей части, его поведение независимо от индивидуальных особенностей. Данное направление особенно последовательно развивалось советской школой психологии. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что психология исследует процессы взаимосвязи физиологических структур организма и его сознания, т.е. способности сознания воспринимать окружающий его мир и реагировать на него, создавая условия для своего дальнейшего развития. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 5352 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 0 | |