MENU
Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.

Системы социально-психологического взаимодействия в группах. Психология
17.05.2012, 17:11
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Системы социально-психологического взаимодействия в группах



9. Психология группы.

9.2. Системы социально-психологического взаимодействия в группах



Объективным интересом существования любой группы является обеспечение ее целостности, стабильности и возможностей развития. В соответствии с этим интересом группы формируют механизмы социально-психологического контроля над деятельностью своих членов. Эти механизмы представляют собой совокупность психологических стереотипов взаимодействия и поведения среди своих, нарушение которых может отрицательно сказаться на функционировании и развитии группы. Основой возникновения стереотипов является концентрированный опыт жизнедеятельности этноса, который обеспечивает его выживание и развитие. Психологические стереотипы – это исторически сложившаяся совокупность инстинктивных моделей взаимодействия членов этноса, обеспечивающая его выживание и развитие в конкретных условиях его жизнедеятельности. Эти стереотипы воспринимаются массой как сумма житейских правил, не требующих доказательства своей эффективности. Их реализация осуществляется инстинктивно, естественно, без осознания причинно-следственных связей. Существование данных стереотипов необходимо для ускоренного усвоения субъектом принципов взаимодействия, которые воздействуют на членов группы через знаки, символы, традиции, ритуалы, поговорки и т.д.

Стереотипы отражают исторический опыт, естественно, что в изменившихся условиях они теряют свою эффективность, поэтому на их базе формируются нормы поведения. Психологические нормы – это признанные группой правила, образцы поведения, обеспечивающие упорядоченность и эффективность общения. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих норм из внешних требований во внутреннюю потребность. На их базе возникают и развиваются социально-психологические ожидания, то есть субъективные ориентации членов группы, нацеливающие их на использование тех моделей поведения, которые в своей совокупности должны обеспечить стабильность, целостность и возможность развития. Ожидания это ценностные ориентиры, функция которых заключается в формировании мотивов, стимулов и ценностей, побуждающих субъекта к активной деятельности в группе.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими потребностями самореализации и возможностями их удовлетворения. Развитие личности состоит в постоянном расширении ее возможностей в рамках группы и формировании новых потребностей, которые она может удовлетворить с помощью группы. Регулируя свою жизнедеятельность, каждый индивид решает сложные задачи выбора оптимальной для него модели поведения в группе. Каждый человек играет какие-то свои роли, которые подчеркивают его индивидуальность.

Социально-психологическая роль – это индивидуальная модель поведения, одобренная группой, необходимая для ее целостности и развития. Каждая группа предоставляет своим членам возможность выбора той или иной роли в процессе взаимодействия. Это может быть роль: инициатора, лидера, исполнителя, активиста, критика, хулигана, клоуна группы и т. д. В зависимости от потребности группы в обеспечении целостности, стабильности развития поощряется выполнение тех или иных ролей, подавляются какие-то другие конкретные роли, которые препятствуют развитию данной группы. При этом следует учитывать, что личность, общаясь в разных группах, может выполнять разные социально-психологические роли. Например, в семье это тиран, деспот, а на производстве это образцовый работник. Произвольное изменение личностью своего ролевого поведения может вызвать социально-психологические санкции, то есть определенную реакцию общности на поведение личности, отклоняющихся от социально-психологических ожиданий и норм.

Личность, которая эффективно оправдывает социально-психологи-ческие ожидания и реализует нормы взаимодействия, поощряется повышением статуса, как члена группы. Социально-психологический статус – это место личности в иерархии группы, совокупность прав и обязанностей, степень свободы и ответственности личности в процессе ее самореализации. Чем выше статус, тем выше эффективность в процессе самореализации, тем больше возможностей приобретает личность для реализации своего потенциала. Социально-психологический статус – это иерархия уровней группы, проходя которые индивид получает возможность занять управленческие должности, позиции лидера в ее рамках.

Самоорганизующаяся группа для обеспечения своей целостности, и возможности развития использует поощрительные и репрессивные санкции. Санкции поощрения связаны с изменением роли и повышением статуса личности в рамках своей группы или с возможностью личности войти в референтную группу, куда она ранее не допускалась. Репрессивные санкции связаны со снижением социально-психологического статуса, или исключением личности из состава группы. Действие этих санкций определяется отношением к ним со стороны личности. Если ценности самореализации личности не совпадают с интересами группы, то воздействие санкций не эффективно. Эффективность санкций возрастает по мере усиления тождества ценностных ориентаций личности и группы. Например, в ряде племен первобытнообщинного строя существует казнь в виде осмеяния. Такая моральная санкция оборачивается смертью от нервного шока.

Социально-психологические санкции являются обязательным элементом корректировки психологического взаимодействия членов группы, дабы обеспечить ее целостность, стабильность и возможность развития.
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: взаимодействия, социально-психологического, группах., системы, психология
Просмотров: 4153 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]