Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Личность, механизмы формирования и развития. Психология
17.05.2012, 17:13 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Личность, механизмы формирования и развития 8.Индивидуальность и личность 8.2. Личность, механизмы формирования и развития Изучая структуру личности, можно рассмотреть несколько классических подходов к этому вопросу. З. Фрейд считал, что только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Структура личности по Фрейду имеет три состояния: a) Оно - бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности, действующее в соответствии с принципом удовольствия. Является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни; b) Я – сознание, ориентирующееся на принципе реальности. Это, как правило, восприятие и оценка самим человеком собственной личности и поведения; c) Сверх Я - ориентирует свою деятельность в соответствии с идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Это итог воздействия на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования "Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, общество. Сверх Я и Оно подавляют Я. Чем выше степень культуры общества, тем сильнее действие Сверх Я, и тем ближе личность к неврозу вследствие внутренних противоречий. Часть энергии Оно может сублимироваться, т.е. применяться для других высших целей, но часть идет на прямое удовлетворение – только в этом случае может сформироваться полноценная здоровая личность. Существует теория, которая определяющим моментом становления личности полагает именно желание быть признанным обществом, достижение как можно высшей роли в обществе – теория Адлера. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются "комплекс неполноценности” и "принцип компенсации и сверхкомпенсации”. По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую "неполноценность” путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им "стили жизни”: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность. 3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации "нормальными способами". Он "вырабатывает" симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Бихевиористский подход заключается в том, что любой индивид развивается в среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как "аспекты среды”. Связи "индивид-общество”, по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда”. Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптация, уравновешивания и т.д. Наиболее широко в американской психологии распространено представление о личности как устойчивых формах поведения и способах мышления, которые определяют приспособление индивида к среде. Исходя, из выше сказанного следует, что соотношение понятий «человек», «индивидуальность», предполагает взаимодействие биологического и социального через бессознательное. Понятие «личность» содержит преимущественно анализ социально значимых качеств индивида. Реализация интереса индивида, процесс его самоутверждения осуществляется через систему ее социально-психологических связей. Процесс формирования этих связей проходит через ряд этапов. Первый этап - контакты. Простейшие контакты формируются на основе пространственных и географических характеристик жизнедеятельности индивида. Эти контакты представляют собой первоначальное и необходимое условие формирования социально-психологических связей. Сфера этих контактов определяется местом жительства, досуга, труда и т. д. Второй вид контактов - контакты заинтересованности. Субъект выбирает тех, кто обладает теми или иными чертами, значимыми для субъекта контакта. Контакты заинтересованности формируются на основе пространственных контактов, в рамках которых субъект выбирает значимых для него других субъектов, тех, кто обладает свойствами, ценностями, соответствующими его интересам. Третий вид контактов - контакты обмена. В ходе этих контактов субъект обменивается ценностями с другими без цели изменить их поведение. Это означает, что в ходе обмена внимание субъекта концентрируется не на другом субъекте, а на предмете, по поводу чего осуществляются отношения обмена. Устойчиво повторяющиеся контакты обмена приводят к возникновению социально-психологических связей, влияющих на поведение субъектов этих отношений. Социально-психологические связи - это связи причинно-следственной зависимости, при которых действия одного являются причиной и следствием ответных действий другого. Данные связи означают определенные психологические обязательства индивидуумов по отношению друг к другу, в процессе которых и формируется личность. Эти связи возникают и формируются в определенных устойчивых общностях, в которых индивид получает возможность реализовать свой потенциал, проявить своего «я». В процессе самореализации индивид получает возможность использовать авторитет и влияние других, тех, с которыми он связан социально-психологическими связями. Устойчивая система социально-психологических связей становится основой формирования группы. Эта устойчивость обусловлена: во-первых, наличием общего интереса, характерного для всех членов группы; во-вторых, личным обязательством каждого из членов выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; в-третьих, зависимость членов группы друг от друга, возникающая на основе общего интереса; в-четвертых, идентификация индивида с группой, то есть самоопределение его, как члена группы. Следовательно, социально-психологические связи представляют собой множество действий и ответных реакций в рамках определенной общности. Исходя, из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в процессе социализации индивид усваивает социально-психологические связи и вырабатывает свое особое отношение к среде обитания. В процессе этого он выбирает индивидуальную модель самореализации и становится личностью по мере одобрения процесса этой самореализации со стороны его группы. Статус личности присваивается группой и признается в рамках этой группы, тем самым происходит процесс адаптации, т.е. взаимодействие личности и его социальной группы, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Среда воздействует на индивида, который, в свою очередь, перерабатывает это воздействие, в соответствии, со своей внутренней природой. Процесс воздействия личности на среду определяется степенью силы задатков и способностью индивида. Соответственно выделяются различные модели адаптации индивида к среде: 1. Подчинение среде. Когда цели личности и способы ее достижения являются традиционными и полностью соответствуют социально-психологическим нормам общества. 2. Обновление среды. Личность использует нетрадиционные способы, направляемые на изменение среды своей жизнедеятельности. 3. Самозамыкание, уход от жизни. Личность, не способная реализовать поставленные цели, вынуждена снижать уровень своих притязаний, свертывать свои связи и уклонятся от взятых на себя обязательств. Крайней формой является самоубийство. 4. Радикальное обновление среды реализуется, когда личность отказывается от общепринятых целей, выдвигает новые и использует нетрадиционные методы и способы их достижения. При этом поведение личности воспринимается социальным окружением как бунт, мятеж, в процессе которого возможны варианты: а) подавление претензий личности и б) личность преобразует социальное окружение революционными методами и способами. Личность – это мера присвоения индивидуумом социальных качеств, реализуемых на практике посредством созидания ценностей, необходимых для обеспечения целостности, стабильности и возможности развития его группы. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 4786 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |