Главная » Файлы » Учебные материалы » Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Восприятие. Психология
17.05.2012, 18:03 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Восприятие 3. Ощущение и восприятие 3.2. Восприятие Физиологической основой восприятия является способность высшей нервной системы создавать ассоциативные связи между одновременно действующими мозговыми центрами анализаторов. Восприятие является способностью высшей нервной системы к синтезу ощущений, к созданию целостного образа объекта. Функциональное назначение восприятия заключается в формировании индивида к ориентации во внешнем мире, в опознавании явлений окружающего мира. Восприятие это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень познания с присущими ей особенностями. Восприятие - это отражение в сознании человека, непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Виды восприятия 1. В зависимости от характеристик объекта выделяется восприятие пространства, времени, движения. Этот вид восприятия дает возможность систематизировать информацию об объемности и величине предмета, глубине и удаленности предметов в линейной и воздушной перспективе. Восприятие может быть реальным или иллюзорным. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Восприятие может быть не только ошибочным, но и эффективным. Опытным путём можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении, путём проговаривания в слух, гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения. 2. В зависимости от цели выделяются: а) непреднамеренные восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, и не связаны с волевыми усилиями человека; б) преднамеренные восприятия требуют постановки цели и волевых усилий. 3. В зависимости от степени организации выделяют: а) неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности; б) организованное восприятие /наблюдение/ – требует цели и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Наблюдения отличаются от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Свойства восприятия Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе. Она зависит от интересов, установок и потребности личности. Предметность – способность воспринимать объект как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в обособлении фигуры и фона. Апперцепция - это зависимость восприятия от субъективных характеристик физиологической и психологической структуры индивида. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности, воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение. Осмысленность восприятия - это показатель того, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными и полезными, желанными или нежеланными, благодаря этому становится возможным целенаправленное использование этих предметов. Константность – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предметов, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета при изменении расстояния, ракурса освещенности. Констанция восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше. Целостность восприятия - это способность отражать совокупность многих качеств и характеристик предметов. Даже, если эти качества в данный момент не воспринимаются. Систему восприятия можно рассматривать, как систему ориентации и индивида на специализации его деятельности, посредством раскрытия его творческих способностей, которые являются, прежде всего, восприятием, его возможностях качественно воспринимать ту или иную информацию, необходимую индивиду для обеспечения жизнедеятельности и самореализации. Стереотипность - это объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. Стереотип – определённое, устойчивое на данный отрезок времени, представление о предмете или явлении. Стереотип может затруднить восприятие отдельных мелких деталей при отсутствии опыта. Например, при запоминании лиц представителей другой расы. Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объём информации с меньшей степенью энергетических затрат. | |
Категория: Психология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 5178 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |