Главная » Файлы » Учебные материалы » Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Предпосылки возникновения политической культуры. Политология
10.05.2012, 16:22 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Предпосылки возникновения политической культуры 6. Политическая культура Синергетика взаимодействия материально-энергетических и энергоинформационных систем эволюционирует по пути превращения биогехимической энергии в энергию культуры. Появление политики является отражением роста значения культуры как основы принятия эффективных управленческих решений. В этом контексте политическая культура представляет собой такой уровень принятия управленческих решений, который обеспечивает устойчивое развитие общества, а также реализацию естественных и гражданских прав человека. Негэнтропийность политической культуры заключается в оптимизации взаимодействия политиков, принимающих адекватные управленческие решения, и граждан, осуществляющих контроль над деятельностью субъектов политики и власти. Способность к принятию адекватных решений определяется: а) особенностями национального характера; б) способностью усваивать инновации; в) способностью создавать условия, в которых личность может свободно реализовать свой творческий потенциал посредством созидания. § 6.1. Предпосылки возникновения политической культуры Взаимодействие субъектов и объектов власти, политических элит и масс осуществляется, в первую очередь, на основе инстинктивных моделей национального характера, а затем и осознанных норм обеспечения целостности, стабильности и развития общества. Эти модели и нормы отражают концентрированный опыт жизнедеятельности этноса, который обеспечивает рациональное использование энергетики природно-климатических факторов и социального взаимодействия в конкретных геополитических условиях. Эти нормы поведения воспринимаются обществом как сумма житейских правил, обязательных для исполнения среди «своих», реализация этих правил обеспечивает эффективность их взаимодействия. На основе архетипов «свой» – «чужой» формируется система моделей конструктивного взаимодействия «своих», которая в силу исторического опыта не требует доказательства своей эффективности и реализуется инстинктивно, естественно, без осознания причинно-следственных связей. На базе этих моделей возникают и развиваются ценностно-ориентирующие структуры, функция которых заключается в формировании мотивов, стимулов и ценностей, побуждающих субъекта к конструктивному взаимодействию со «своими» и неприятию «чужих». Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность инстинктивных моделей взаимодействия членов этноса, обеспечивающая выживание и развитие в конкретных условиях его жизнедеятельности. Естественно-природные предпосылки политической культуры формируются независимо от воли и сознания субъектов политики на основе инстинктивных моделей жизнедеятельности национального характера. Эти модели отражают многовековой опыт рационального использования энергетического потенциала социального взаимодействия в конкретных природно-климатических условиях жизнедеятельности. Социально-экономические предпосылки политической культуры формируются на основе осознания различными группами общества необходимости оптимизации своего взаимодействия, чтобы повысить эффективность национального производства, его конкурентоспособность, уровень и качество жизни граждан. Реальность социально-экономических отношений различных групп общества отражается в политическом сознании общества. Функциональная роль политического сознания заключается в осмыслении процессов и противоречий взаимодействия между субъектами политики и власти, между субъектами и объектами власти. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность доминирующих представлений, мнений и оценок по поводу выбора методов и способов политического взаимодействия субъектов и объектов власти для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного минимума прав человека. Политическое сознание как устойчивая совокупность мнений и суждений ориентирует граждан на решение целого ряда вопросов, например, таких: а) какой должна быть власть?; б) какие у нее должны были быть цели?; в) какой власти следует подчиняться?; какую можно игнорировать?; против какой необходима борьба? Структура политического сознания дифференцируется по уровню осознания субъектами своих интересов и их представления о своих возможностях влиять на политику для защиты и реализации своих частных интересов. Уровень инстинктивного сознания характеризуется тем, что его представители – массы – не понимают роли политики как системы защиты их интересов. Носители инстинктивного сознания всю полноту власти склонны делегировать традиционным политическим элитам, в условиях кризиса – авторитарному субъекту власти. Они не способны дать оценку деятельности субъектов политики и власти, а также средств и методов их достижения в зависимости от реальных интересов. Отношение масс к политическим событиям определяется традиционно–стереотипными моделями взаимодействия человека и власти. Уровень обыденного политического сознания характеризуется тем, что его представители – средние слои - рассматривают политику как механизм защиты своих частных интересов сегодняшнего дня. Субъекты обыденного сознания осознают причинно-следственные связи своих материальных интересов в политике, но не способны к их анализу и к прогнозу развития событий. Все то, что выходит за рамки практического опыта субъекта или его окружения, они либо отвергают, либо воспринимают на веру. Их политические позиции по общим мировоззренческим проблемам легко меняются в зависимости от практических потребностей носителей обыденного политического сознания. Например, представители крупного бизнеса участвуют в деятельности всех фракций Государственной думы, независимо от идеологических лозунгов и программ той или иной партии. Уровень идеологического сознания характеризуется тем, что его представители – элиты – рассматривают политику как механизм доступа к ресурсам общества и использования их в стратегической перспективе. Субъекты идеологического сознания – элиты – разрабатывают свои идеологии – теоретические модели функционирования и развития общества, основанные на приоритете частных интересов конкретной группы. Они осознанно ведут борьбу за власть с тем, чтобы реализовать свой частный интерес, представляя его как общий интерес социума. Взаимодействие уровней политического сознания определяется спецификой их функций. Политические элиты разрабатывают конкурирующие идеологические модели развития общества, каждая из которых отстаивает приоритет частных интересов конкретных элит, связанных со своими секторами производства. Например, идеологическая модель государства в период правления Ельцина обеспечивала приоритет сырьевого и финансово-кредитного секторов. В период правления В.В. Путина приоритетным сектором стала металлургия, строительство и отрасли, связанные с машиностроением. Исходя из практических интересов, субъекты обыденного сознания – средние слои – оценивают и выбирают ту или иную идеологическую модель в качестве правящей, а также критикуют и корректируют процесс ее реализации. Инстинктивное сознание активизирует массы в стихийной поддержке или сопротивлении правящей идеологии. Например, инстинктивная потребность в национальном освобождении стимулирует стихийное сопротивление масс оккупантам. Инстинктивная потребность в национальной самодостаточности активизирует массы в стихийной поддержке своей этнической власти. Смена идеологий отражает процесс поиска такой модели общественного развития, в которой субъекты всех уровней политического сознания могли бы оптимизировать свое взаимодействие в процессе развития национального производства, повышения уровня и качества жизни его участников. Социально-экономической предпосылкой политической культуры является необходимость согласования интересов субъектов производства в точке созидания общественно значимых ценностей на основе их социально-справедливого распределения. Политическая культура общества – это согласование интересов элит, средних слоев и массы в процессе созидания посредством системы распределения, обеспечивающего стимулирование созидательной активности каждого. Оптимальное совпадение ценностных ориентаций субъектов всех уровней политического сознания в процессе созидания образует сферу действия политической культуры. Ее формирование обусловлено потребностью общества в максимальной эффективности использования национальных ресурсов. С точки зрения синергетики политическая культура – это способ оптимизации использования энергетического потенциала личности в системе социально-экономических отношений. Список рекомендуемой литературы 1. Глебова, И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы / И.И. Глебова // Полис. - 2006. - № 1. - С. 33-44. 2. Завершинский, К.Ф. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии / К.Ф. Завершинский // Полис. - 2002. - № 3. - С. 19-30. 3. Кертман, Г.Л. Катастрофизм в контексте российской политической культуры / Г.Л. Кертман // Полис. - 2000. - № 4. - С. 6-18. 4. Кулинченко, В.А. О духовно-культурных основаниях модернизации России / В.А. Кулинченко; А.В. Кулинченко // Полис. - 2003. - № 2. - С. 150-156. 5. Малинова, О.Ю. "Политическая культура" в российском научном и публичном дискурсе / О.Ю. Малинова // Полис. - 2006. - № 5. - С.106-127. 6. Россия: социокультурные ограничения модернизации ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 87-102. 7. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 98-110. 8. Седов, Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 67-74. 9. Семененко, И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. / И.С. Семененко // Полис. - 2004. - № 1. - С. 101-114. 10. Следзевский, И.В. Образ России как смысловой конструкт / И.В. Следзевский // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 103-113. 11. Стрежнева, М.В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия / М.В. Стрежнева // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 138-156. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 3230 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |