Главная » Файлы » Учебные материалы » Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Признаки, сущность, функции бюрократии. Политология
10.05.2012, 15:47 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Признаки, сущность, функции бюрократии 9. Административные субъекты политики § 9.3. Признаки, сущность, функции бюрократии Предпосылки появления бюрократии обусловлены потребностями государства в согласовании интересов различных субъектов общества посредством права и реализации его специальным аппаратом административной власти. Бюрократия представляет собой систему организации административной власти, обеспечивающую адекватную реализацию воли субъекта государственной власти на всех уровнях функционирования общества. Эффективность государственной власти зависит от профессионализма, ответственности и компетентности ее исполнителей, поэтому деятельность бюрократии основана на жесткой иерархии, четком разделении управленческого труда и персональной ответственности подчиненных перед руководством. Значение бюрократии обусловлено необходимостью в сборе, хранении, переработке и использовании информации в единых нормативных требованиях для принятия эффективных управленческих решений. Бюрократия является посредником между властью и народом. Она обеспечивает авторитет, порядок и дисциплину в обществе, единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан во имя целостности и стабильности государства. Различные субъекты общества объективно заинтересованы в функционировании государственного аппарата, свободного от родственных, клановых, земляческих, религиозных и других влияний, искажающих сущность государства и выполнение его основных функций. Согласно концепции K. Маркса, для бюрократии характерно доминирование ее формализованного начала: закона, права, государственных нормативных актов. Поэтому сущность любого дела бюрократия подменяет формальными показателями. Их реализация выступает критерием деятельности бюрократии. Бюрократия может произвольно использовать государственные нормативные акты на основе монопольного использования информации о порядке функционирования систем управления, о правах и ответственности граждан. Сила бюрократии заключается в ее монополии на использование авторитета государства и его ресурсов. Бюрократия – это метод отчуждения политической и государственной власти от народа. Согласно концепции М. Вебера, общество развивается по пути экономической рациональности, нашедшей свое воплощение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией – протестантством, рациональным правом и бюрократией, позволяющими добиться предельной экономической эффективности. С этой точки зрения бюрократия представляет собой оптимальную систему разделения управленческого труда, основанную на строгой иерархии, централизации и концентрации власти. Для бюрократии характерны компетентность, профессионализм, способность использовать научные методы для повышения эффективности управления. Иерархия как принцип функционирования обеспечивает возможность принятия наиболее компетентных решений и эффективный контроль над их реализацией. Контроль обеспечивает дисциплину, порядок, ответственность субъектов управления. Деятельность бюрократии определяется формальной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям. При этом безликость административной деятельности, эмоциональная нейтральность являются положительными чертами, ибо каждый выступает не как конкретный индивид, а как представитель определенной должности, функции в аппарате управления. Концепция бюрократии К. Маркса отражала реальность с точки зрения критики системы власти общества личной зависимости. М. Вебер, исследуя бюрократию, отразил ее потенциал в развитии общества экономической зависимости. Функции бюрократии 1. Обеспечение защиты интересов правящей элиты, существующего социально-экономического и политического строя; 2. Создание условий и возможностей самореализации представителям элитных групп и, как исключение, представителям массы. 3. Согласование деятельности субъектов власти посредством формализованных процедур права в системе государственной политики. 4. Согласование конкурирующих интересов различных общностей посредством права. 5. Компетентное и профессиональное управление. 6. Подавление эгоизма граждан, групп, несущего угрозу правам человека, обществу, посредством использования права и репрессивного аппарата. 7. Сбор, обработка, хранение и передача информации для принятия властных решений структурами государства, а также контроль над их реализацией. 8. Обеспечение целостности, стабильности и возможности развития национального производства и общества. Чем выше уровень развития производства, разделения труда, тем больше общество нуждается в легальных юридических механизмах согласования интересов конкурирующих субъектов производства и общества для создания условий стабильного развития. Бюрократия – это группа профессиональных государственных служащих, деятельность которых регламентируется государственными нормативными актами, строгой иерархией и направлена на защиту существующего строя посредством монопольного использования информации и ресурсов государства. Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С. 57-65. 2. Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. - 1999. - № 3. - С. 131-138. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. - 2007. - № 4. - С. 24-45. 4. Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. - 2006. - № 2. - С. 90-109. 5. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. - 2006. - № 3. - С. 29-40. 6. Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - С. 68-77. 7. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. - 2000. - № 5. - С. 6-18. 8. Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 101-109. 9. Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 94-103. 10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. - 2006. - № 2. - С. 139-150. 11. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - С. 69-77. 12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. - 2000. - № 2. - С. 49-60. 13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. - 2005. - № 2. - С. 179-182. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 8692 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |