Главная » Файлы » Учебные материалы » Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Сущность, общие черты и роль левых идеологий. Политология
10.05.2012, 15:52 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Сущность, общие черты и роль левых идеологий 8. Политические идеологии левой ориентации Синергетическая роль идеологий левой ориентации заключается в стимулировании энергоинформационной активности субъектов, занятых непосредственным созиданием общественно значимых ценностей в системе национального производства и пытающихся представить свой частный интерес как интерес развития общества в целом. Негэнтропийность левых определяется необходимостью создания условий для самореализации дискриминируемых граждан посредством организации возможностей свободного выбора форм и мест своего участия в процессе производства при адекватном вознаграждении. Общественно-политическое значение левых заключается в разработке концепций и практики реализации, естественных прав человека. § 8.1. Сущность, общие черты и роль левых идеологий В середине XIX в. сформировался многочисленный класс наемных промышленных рабочих. Их интересы были идеологически оформлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория Маркса и Энгельса основывалась на изучении роли производства как системы созидания ценностей, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Этапами становления производства стали исторически определенные общественные системы – формации. Каждый из последующих этапов представляет собой более развитый, более сложный по сравнению с предыдущими этапами, расширяя созидательные способности человека. Это и было основным результатом развития каждой из формаций. Из таких формаций Маркс и Энгельс выдели те, которые основаны на одном типе производственных отношений – частной собственности. В частной собственности на средства производства Маркс и Энгельс видят главную причину, раскалывающую общество на большие группы людей, классы, с противоположными интересами – на рабовладельцев и рабов, на феодалов и крестьян (в том числе и крепостных), на капиталистов и наемных рабочих. Взаимодействия между классами выражают суть производственных отношений, их динамику – от сотрудничества до взаимоисключающей борьбы (антагонизма). Причем характер этого взаимодействия зависит в основном от стадии развития формации. На стадии ее возникновения, как правило, между нарождающимися классами возникает общий интерес: низвержение старого и создание нового, более прогрессивного социального строя. Вокруг решения этой задачи новые, сами еще только формирующиеся классы и объединяются. На завершающей стадии развития формации на передний план выходит непримиримость интересов, ибо все внутренние противоречия между ее основными классами обостряются вплоть до антагонизма. В своем главном труде «Капитал» К. Маркс представил буржуазный способ производства как органическую систему. Это означает, что каждое общество на стадии своей зрелости представляет собой нечто целое, которое имеет свой внутренний источник саморазвития. Источником этого саморазвития является противоречие интересов собственников и наемных работников. Реальность заключается в том, что историческая общественная жизнь складывается стихийно, часто вопреки тем целям, которые люди ставят перед собой. Обострение противоречий и открытое столкновение противоборствующих сил порождают самые разнообразные идеологии – модели разрешения основного противоречия. В странах, основанных на буржуазном способе производства, левые политические идеологии и партии представлены демократическими, социал-демократическими, реформистскими, коммунистическими и радикально-анархистскими организациями. Левые партии в тех или иных формах ведут борьбу за расширение естественных и гражданских прав человека, и прежде всего за социальные гарантии, за новое трудовое законодательство и др. Общественная потребность в левых идеологиях возникает в условиях неспособности правящей элиты обеспечить выход из кризиса или развитие общества традиционными методами. Функциональная роль левых партий заключается в поиске альтернативных моделей общественного развития, основанных на гармонизации взаимодействия субъекта и объекта власти с точки зрения объекта. В системе общественных отношений идеологии левой ориентации – это теоретические модели функционирования и развития общества, основанные на приоритетной реализации частных интересов тех, кто непосредственно создает общественно значимые ценности. Общими характеристиками идеологии левой ориентации являются следующие идеи. 1. Обеспечение приоритета коренных интересов тех, кто непосредственно создает общественно значимые ценности. Гуманитарная интеллигенция, занятая производством духовных и информационных ценностей и заинтересованная в их свободном распространении, является основным разработчиком левых идеологий. 2. Реализация социальной справедливости, то есть достижение определенного соответствия между вкладом в систему производства и распределением результатов этого производства. 3. Движение общества к социальному равенству возможностей самореализации каждого в процессе созидания. Сложность анализа левых идеологий связана с демократическим механизмом их реализации. В странах с низким уровнем разделения труда, образования и общей культуры левые идеи реализуются низкоквалифицированными массами, которые ориентированы на использование методов уравнительности, грубого коллективизма и насилия. Масса избирает политических лидеров, готовых придерживаться ее ценностей, в соответствии со своим уровнем культуры. Только по мере развития производства и общей культуры появляются силы, нацеленные на формирование гражданского общества, развитие созидательной активности каждого при совершенствовании системы социальной защиты. Исходя из сказанного, можно выделить два типа левых идеологий. Идеологии защиты интересов трудящихся играют в некоторой степени консервативную роль после прихода к власти их носителей. Приоритетная защита интересов низко–квалифицированной массы лишает общество и его субъектов стимулов к развитию созидательной активности, что ведет к застою, а затем и регрессу общества. Примером отрицательного воздействия на развитие общества была идеологическая модель КПСС, сохранявшая уравнительность при распределении результатов общественного производства и тем самым препятствовавшая развитию созидательной активности граждан. Идеологии прогресса нацелены на стимулирование созидательной инициативы каждого посредством адекватного вознаграждения в зависимости от качества и количества затраченного труда. Примером действия таких идеологий может служить опыт социал-демократических партий Западной Европы. На основе современного западноевропейского опыта основными признаками левых идеологий являются: · последовательная реализация прав человека; · создание равных возможностей самореализации каждого в процессе созидания при получении адекватного вознаграждения; · признание народа в качестве субъекта власти; · последовательное развитие самоуправления, представительной власти, прав и обязанностей граждан; · движение к свободе как гармонии человека, общества, природы. Возможно, что в своей совокупности все эти цели-признаки выглядят утопическими. Однако есть идеалы-утопии, к которым как к цели следует стремиться. Список рекомендуемой литературы 1. Баталов, Э. Русский анархизм сегодня и вчера / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1996. - № 12. - С. 110-114. 2. Громыко, А.А. Победы и поражения современной социал-демократии / А.А. Громыко // Полис. - 2000. - № 3. - С.140-150. 3. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность (Методологические аспекты) / В.А. Гуторов // Полис. - 2001. - № 3. - С. 72-82. 4. Малинова, О.Ю. Идеологический плюрализм и трансформация публичной сферы в постсоветской России / О.Ю. Малинова // Полис. - 2007. - № 1. - С. 6-21. 5. Сюаньмэн, Ю. Марксизм и проблемы онтологии / Ю. Сюаньмэн // Вопросы философии. - 2007. - №5. - С. 122-135. 6. Федотова, Н.Н. Коммуникационная теория безвластия / Н.Н. Федотова, П. Горгулов // Вопросы философии. - 2007. - № 11. - С. 185-186. 7. Холодковский, К.Г. Противостояние левые - правые: анахронизм или смена координат? / К.Г. Холодковский // Полис. - 2006. - № 6. - С. 81-96. 8. Шахназаров, О.Л. Корни русского социализма / О.Л. Шахназаров // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 24-37. 9. Шевченко, В.Н. Марксизм: история и современность / В.Н. Шевченко // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 176-181. 10. Юйлинь, Чэ. Заметки о западном марксизме / Чэ. Юйлинь // Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 147-153. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 4006 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |