Главная » Файлы » Учебные материалы » Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. |
Административные субъекты политики – выводы, вопросы, тесты, список литературы. Политология
10.05.2012, 15:46 | |
Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Административные субъекты политики – выводы, вопросы, тесты, список литературы 9. Административные субъекты политики Синергетика процессов взаимодействия субъектов национального производства в силу появления новых секторов и технологий, изменения места и роли в самоорганизации специализированных групп в этом процессе может привести к усилению как энтропийных, так и негэнтропийных процессов в обществе. Негэнтропийность государства как политического института определяется необходимостью разработать единые политико-правовые нормы взаимодействия, обеспечивающие возможность рационального использования потенциала элит, средних слоев и масс в процессе созидания общественно значимых ценностей. Разработка, реализация и корректировка единых политико-правовых норм взаимодействия, направленных на сохранение целостности и обеспечение конкурентоспособности общества, осуществляются государством и его административной системой – бюрократией. Эволюция государства и бюрократии определяется способностью граждан к самоорганизации и контролю над деятельностью административной системы управления, для создания оптимальных условий самореализации личности через участие в созидании ценностей, реализацию естественных и гражданских прав человека. Выводы 1. Государство представляет собой процесс самоорганизации различных сообществ посредством формирования специального аппарата власти, который координирует действия элит и рядовых общинников, обеспечивая целостность и развитие этноса, права человека на сохранение жизни и продолжение рода. 2. На этапе личной зависимости общество делегирует всю полноту власти легитимному субъекту, способному координировать деятельность конкурирующих элит, подавлять их эгоизм, обеспечивать реализацию минимума прав рядовых граждан и свою целостность и стабильность. 3. На этапе экономической зависимости развитие социально-экономических связей между субъектами рынка на основе взаимовыгодности и необходимости их защиты от бюрократии формирует потребность в создании представительных органов политики и власти. Субъекты рыночных отношений, осознав свои частные интересы, в целях их защиты формируют системы политического представительства и контроля над деятельностью административных органов государства. 4. Государство – это механизм территориально-политической самоорганизации общества, посредством которого субъекты политики координируют процессы взаимодействия в рамках стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и развитие общества, повышение уровня и качества жизни граждан. 5. Гражданское общество – это совокупность самоуправляющихся объединений граждан, определяющих порядок взаимодействия личности и структур государственной власти в процессе созидательной деятельности на основе сохранения и развития традиций, навыков, образцов самоуправления. 6. Правовое государство – это политическое взаимодействие представительных субъектов политики под контролем гражданского общества, направленное на максимальное стимулирование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, роста их уровня жизни и повышения качества жизни, расширенной реализации прав человека. 7. Предпосылки появления бюрократии обусловлены потребностями государства в согласовании интересов субъектов общества посредством права. Бюрократия представляет собой систему организации административной власти, обеспечивающую адекватную реализацию воли субъекта государственной власти на всех уровнях функционирования общества. 8. Бюрократия – это группа профессиональных государственных служащих, деятельность которых регламентируется государственными нормативными актами, строгой иерархией и направлена на защиту существующего строя посредством монопольного использования информации и ресурсов государства. 9. В результате усиления тенденций централизации, концентрации власти и отсутствия гражданского контроля бюрократия становится неконтролируемой. Бюрократизм проявляется в количественном росте аппарата, формировании его на основе личной преданности, отсеивании наиболее способных, энергичных, квалифицированных кадров; расширении тайных льгот и привилегий, распространении коррупции и взяточничества. 10. Только на этапе экономической зависимости гражданское общество обретает способность создать систему правового государства, т.е. систему общественного контроля над деятельностью бюрократии. Вопросы для самоконтроля · Каковы предпосылки возникновения государства? Назовите три точки зрения. · Дайте определение понятию «государство». · Назовите основные признаки государства. · Какие формы государства и системы управления им характерны для общества личной зависимости? · Какие формы государства и системы управления им характерны для общества экономической зависимости? · В чем различие функций государства на этапе общества личной зависимости и этапе общества экономической зависимости? · Дайте определение гражданского общества. Перечислите основные предпосылки его возникновения. · Дайте определение понятию «правовое государство». · Перечислите основные признаки правового государства. · Как связано государство и бюрократия? · Назовите две точки зрения на явление бюрократии и дайте им краткую характеристику. · Перечислите функции бюрократии. · Чем характеризуется явление бюрократии на этапе общества личной зависимости? · Чем характеризуется явление бюрократии на этапе общества экономической зависимости? Список рекомендуемой литературы 1. Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. – 2007. – № 1. – С. 57–65. 2. Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. – 1999. – № 3. – С. 131–138. 3. Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2007. – № 4. – С. 24–45. 4. Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. – 2006. – № 2. – С. 90–109. 5. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. – 2006. – № 3. – С. 29–40. 6. Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – С. 68–77. 7. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. – 2000. – № 5. – С. 6–18. 8. Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 101–109. 9. Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 94–103. 10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. – 2006. – № 2. – С. 139–150. 11. Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2007. – № 2. – С. 69–77. 12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. – 2000. – № 2. – С. 49–60. 13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. – 2005. – № 2. – С. 179–182. Тесты 1. Термин «государство» означает: а) особую форму организации политической власти, обладающую суверенитетом, монополией на управление обществом; б) форму правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением; в) способ политической самоорганизации общества, посредством которого координируют процесс взаимодействия субъектов социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной деятельности для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного уровня прав человека. 2. Под термином «правовое государство» следует понимать: а) политическую самоорганизацию общества, обеспечивающую максимальное стимулирование и использование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, повышения их уровня и качества жизни, реализации прав человека посредством систем общественного контроля за деятельностью бюрократии; б) форму государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью; в) тип государства, в котором существует верховенство закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей; г) административно-территориальную организацию власти, систему взаимоотношений высших и региональных органов власти 3. Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданское общество»: а) система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев; б) совокупность самоуправляющихся объединений граждан, определяющих порядок взаимодействия личности и структур государственной власти в процессе созидательной деятельности на основе сохранения и развития традиций, навыков, образцов самоуправления; в) совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. | |
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | | | |
Просмотров: 3237 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |