Главная » Файлы » Научные статьи » 09.00.00 Философские науки |
В категории материалов: 13 Показано материалов: 1-13 |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
От качества и уровня развития системы образования зависит будущее и, в конечном итоге, судьба самой страны. В России эта проблема стоит особенно остро. В средствах массовой информации действия руководства страны в области образования и науки подвергаются постоянной критике. Причины резкого снижения уровня российского образования критики видят в нищенской зарплате учительского корпуса, внедрении заимствованных на Западе «Болонской системы» и ЕГЭ, в резком сокращении финансирования академической науке и как следствие утечки умов и т.д. |
Отечественная философия в последние десятилетия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. Многие философы ясно осознают свою ответствен-ность за формирование общественного сознания. Ведь со времен Платона от философии ждут ответа на вопрос: каким должно быть общество, построенное на началах социальной справедливости. Идея социальной справедливости всегда была актуальна для России. Она лежала в основе коммунистической идеологии, которая опиралась на философию диалектического и исторического материализма. Кризис этой идеологии стал восприниматься многими как кризис самой философии. |
Отечественная философия в последние десятилетия оказалась в чрезвычайно сложной ситуации. Многие философы ясно осознают свою ответствен-ность за формирование общественного сознания. Ведь со времен Платона от философии ждут ответа на вопрос: каким должно быть общество, построенное на началах социальной справедливости. Идея социальной справедливости всегда была актуальна для России. Она лежала в основе коммунистической идеологии, которая опиралась на философию диалектического и исторического материализма. Кризис этой идеологии стал восприниматься многими как кризис самой философии. |
В последние десятилетия материализм оказался в центре многих дискуссий в связи с обсуждением судеб марксизма в современном мире. В СССР в течение нескольких десятилетий господствующим мировоззрением был философский материализм. В 90-е годы XX века монополия диалектического и исторического материализма уступила место плюрализму, но на деле это обернулось наступлением на материализм. Отход от классических традиций привел к дезориентации многих философов. |
Вопрос о возможности формирования в России гражданского общества оказался в центре многих дискуссий. Высказываются разные мнения о возможности и необходимости его формирования в настоящее время. Так, например, А.Н.Чумаков считает, что для современной России, «задыхающейся от непомерно разросшейся бюрократии, чиновничества и коррупции», главнейшей задачей является формирование гражданского общества, без которого невозможна полноценная демократия. |
Состояние философии в современной России представляется весьма неопределенным и противоречивым. Под флагом её обновления отрицаются классические философские системы, лежащие в основе профессиональной философской культуры. Об этом пишут многие отечественные философы. |
Сент-Экзюпери - ровесник XX века. Он родился в 1900 году, и его мировоззрение сформировалось под воздействием духовной атмосферы периода между двумя мировыми войнами. В многочисленных исследованиях, анализирующих эту эпоху, отмечается ее кризисное состояние. В первую очередь это относится к кризису идей гуманистической культуры. В литературных и философских кругах Европы того времени обсуждались темы судьбы современной культуры, которая, по мнению таких мыслителей, как О. Шпенглер, Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини пришла к своему концу. |
Культурное наследие в его ценностном выражении - вот, что подчеркивал французский специалист в области философии истории Э. Калло как наиболее существенную основу цивилизации [7, С.84]. Таков, по выражению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, усматривающего смысл человеческого бытия в истории, ее "онтологический принцип" [7, С.83]. |
Все философское наследие, от прошлого до настоящего, пронизано непримиримым противоборством разумного и бессознательного, отрицания одного ради другого. Однако ни преобладание рационального мышления (в западной философии вплоть до XIX в.), ни иррационального (в XX в.), не привело человечество к пониманию того, как усилием мысли можно преодолеть социальный и культурный кризис своего времени. |
Эволюция неклассического знания акцентирующего внимание на внутренних, спонтанных силах развития объективно приводит к постановке проблемы о цели развития. В концепции материализма идея "целеполагания” в развитии Вселенной была высказана Ф. Энгельсом при обсуждении гипотезы "тепловой смерти Вселенной”: "Материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить”. |
Развитие естествознания в начале ХХ века привело к созданию релятивистской, а затем и квантовой физики. Открытие нового направления в развитии науки привело к необходимости пересмотра методологических установок классической физики. |
Традиция философской мысли рассматривать человека как микрокосмос, неразрывно связанный с макрокосмосом уходит в глубокую древность. С древности идея объяснения неразрывных связей человека, природы и Космоса становится центральной в различных вариантах антропокосмизма. Антропный принцип (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона, и др.). |
Традиция философской мысли рассматривать человека как микрокосмос, неразрывно связанный с макрокосмосом уходит в глубокую древность. С древности идея объяснения неразрывных связей человека, природы и Космоса становится центральной в различных вариантах антропокосмизма. Антропный принцип (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона, и др.). В проблеме человека сходятся основные противоречия современного общества, рассматриваемые в его взаимодействиях и противоречиях. Становление цивилизации нового типа сопровождалось крахом классических моделей построения идеального общества и доминированием либерального проекта человека, ориентированного на материальные ценности и благосостояние. Появились новые противоречия, снятие которых является условием выживания человечества. |