Главная » Файлы » Работы студентов » Психологические науки |
Место и роль коммуникации в межличностном общении.
10.05.2012, 22:00 | |
Место и роль коммуникации в межличностном общении. Левченко В.2 (ФК) Руководитель к.п.н., доц. Данилов А.А. Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Иваново, Россия Коммуникация-это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми в процессе межличностных отношений. Ей присущ ряд специфических особенностей. 1.Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для участника общения той или иной информацией, ее значимости. 2.Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. 3.Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или схожей системы кодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее). 4.Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением. Информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный ” фильтр доверия-недоверия”.Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой , а ложная – принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть Музыкальное , пространственное или цветовое сопровождение речи. Модель коммуникативного процесса обычно включает пять элементов : коммуникатор- сообщение(текст)- канал- аудитория(реципиент)- обратная связь. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для него характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информации как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией , но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения , поступающего от коммуникатора к реципиенту. В последнее время коммуникационной культуре личности , профессиональной группе и обществе в целом в социальной психологии и педагогике уделяется сверх пристальное внимание. Ее практическая составляющая включена как в систему профессиональной подготовки , так и в повышение квалификации специалистов всех профессий. | |
Категория: Психологические науки | | |
Просмотров: 3422 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |