MENU
Главная » Файлы » Работы студентов » Психологические науки

Феномен улыбки в русском коммуникативном поведении. Киселёв М.В.
11.05.2012, 18:47
ФЕНОМЕН УЛЫБКИ
В РУССКОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ
Киселёв М.В. (Россия)
Российский государственный торгово-экономический университет (Ивановский филиал)

Русские с точки зрения европейцев – мрачные и неприветливые. Это связано с феноменом бытовой неулыбчивости русского чело-века, что выступает как одна из национально-специфических черт русского общения в целом. На Западе улыбка – сигнал вежливости, по-этому она обязательна при приветствии и в ходе разговора. В русском коммуникативном поведении улыбаться «из вежливости» не принято. Постоянная вежливая улыбка называется у русских «дежурной улыбкой» и считается признаком неискренности человека. Русская улыбка демонстрирует тому человеку, которому она адресована, что улыбающийся человек относится к нему с симпатией. Улыбка демонстрирует личное расположение. Поэтому и улыбаются русские только знакомым: на улыбку в адрес незнакомого человека может последовать ре-акция удивления: «А разве мы с вами знакомы?» Антисмеховой вектор просматривается и в русском фольклоре, где имеется много пословиц и поговорок против смеха и шуток:
• «Смехом сыт не будешь»
• «Шутка шуткой, а дело делом»
• «В шутках правды не бывает»
Улыбка обслуживающего персонала при исполнении служебных обязанностей в России всегда отсутствовала - приказчики, продавцы, официанты были вежливы, предупредительны, но не улыбались. В русской коммуникативной культуре не принято улыбаться просто для поднятия настроения собеседнику, также как нет традиции улыбаться для самоподбадривания. Причина улыбки человека должна быть понятной для окружающих. Достойной причиной для улыбки в русском общении признаётся текущее материальное благополучие улыбающегося. В русском сознании улыбка требует определённого временного и пространственного «обрамления». Она рассматривается как самостоятельный коммуникативный акт: «Делу – время, потехе – час». Улыбка в официальной обстановке и в компании демонстрирует взаимную доброжелательность и дружелюбие.

Работа выполнена под руководством к.ист.н., ст. преп. Т.Ф.Аржаных
Категория: Психологические науки | Добавил: GOD | Теги: русском, феномен, Киселёв, М.В., улыбки, коммуникативном, поведении.
Просмотров: 3394 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]