MENU
Главная » Файлы » Работы студентов » Экономические науки

Особенности семейного бизнеса в мировой практике
21.05.2012, 18:24
Особенности семейного бизнеса в мировой практике

В.П. Тарасова

Семейный бизнес чаще всего основывается на личностно-доверительных отношениях. В мировой практике семейный бизнес имеет ряд особенностей: 1) огромное количество семейных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Например, в США небольших семейных фирм насчитывается около 15 млн., в России - около 2 млн.; 2) семейный бизнес в большинстве случаев существует в сельском хозяйстве (фермерство), в розничной торговле, в сфере туристских и гостиничных услуг; 3) наличие в развитых странах крупных семейных корпораций и холдингов с мировым именем, вековой историей, которые передаются по наследству от 3 до 6 раз; 4) семейные предприятия не гонятся за беспредельным увеличением прибыли и числа сотрудников; 5) большей частью акций владеет одна или несколько семей.

Существует множество примеров развития семейного бизнеса по всему миру. Например, в Германии уже более 90% бизнеса находятся в семейных компаниях. Стоит отметить, что 33% немецких семейных компаний ведут бизнес в обрабатывающей промышленности. Торговлей занимаются около 27% семейных фирм. В сфере услуг задействовано 25% фамильных предприятий. Одной из наиболее успешной компании, известной во всем мире, является фирма Otto, занимающаяся розничными продажами различных товаров при помощи Интернет - магазинов и каталогов. В структуру огромного предприятия входит 123 фирмы, которые функционируют в двух десятках стран Европы, Азии и Северной Америки. Другая семейная компания - немецкая фирма Henkel. В мировом масштабе развитие этого семейного бизнеса обеспечивается за счет 3 направлений: моющие и чистящие средства, косметика и личная гигиена, клеи и технологии Henkel. Основой устойчивого развития данной компании являются инновационные бренды и технологии Henkel. Стратегия устойчивого развития семейного бизнеса: рациональное, безопасное и экономическое производство, стабильное качество продукции, ответственные и мотивированные сотрудники. Семейный бизнес в Германии - это, прежде всего, новые идеи, ведущие к успеху в конкурентной борьбе сегодня и в будущем.

Швеция отличается самой большой долей работающих в семейном бизнесе - более 60 % всего работоспособного населения, а Италия известна большим процентом семейных компаний с оборотом более 1,5 млн. евро. Огромные супермаркеты АШАН - пример развившегося семейного бизнеса во Франции. Владельцы фирмы - семья Мюйе, которой принадлежит 84 % акций компании, в компании работает более 130 тыс. сотрудников, а прибыль превышает 23 млрд. долларов. Французская корпорация "Пежо", принадлежит семье Пежо. На сегодняшний день компания устойчиво занимает 2-3 место в Европе по выпуску и продаже автомобилей одноименной марки. В корпорации трудится около 200 тыс. сотрудников, а прибыль достигает 46 млрд. долларов в год. В Греции семейный бизнес представлен сетью меховых салонов "Дионис". В Японии - Компания "Sony".

В России, по данным некоторых аналитиков, в определенных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, текстильная промышленность, IT технологии и торговля) до 80 % всех малых и средних предприятий являются семейными компаниями. Основное отличие российского семейного бизнеса в том, что практически отсутствуют семейные корпорации, а крупных семейных фирм очень мало. Отечественный семейный бизнес молод, неопытен, а у членов недостаточно управленческих навыков и капитала для развития. Необходимо также отметить, что развитие семейного бизнеса в России происходит с небольшой скоростью, поскольку отсутствует финансовая поддержка со стороны государства или частных банков, а развитие общественных фондов поддержки малого и среднего бизнеса в зачаточном состоянии.

Таким образом, в мировой практике все большее значение приобретают именно семейные предприятия. При этом семейный бизнес успешен в области торговли, в промышленном производстве товаров, в сфере предоставления услуг. Россия по развитию семейного бизнеса отстает от мирового уровня.
Категория: Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: особенности, практике, семейного, Мировой, бизнеса
Просмотров: 3676 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]