Главная » Файлы » Работы студентов » Исторические науки |
Скаутское движение: история и современность. Доклад Голубевой С.С.
11.05.2012, 19:04 | |
СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Доклад. Когда поэта Сергея Михалкова спросили: не скучно ли ему всю жизнь свой талант растрачивать только на детские стихи, Михалков ответил: «Дети – это будущее страны». Действительно, гармоничное воспитание детей всегда было приоритетной задачей в любой стране. Всегда желательно, чтобы в подрастающем поколении развивались такие качества, как стремление к взаимовыручке, патриотизм, стремление быть полезным людям. Воспитание удачнее всего проводится через общие дела. Таким образом, возникают различные общественные движения и организации. Крупнейшим из таких движений является бойскаутизм - всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей - так, чтобы молодёжь могла занять достойное место в обществе. В основе организации лежит так называемый «Скаутский метод». Он заключается в том, что воспитание проводится на основе Обещания: каждый участник добровольно берёт на себя обязательство исполнять свой долг перед Богом, перед Родиной, перед людьми и перед собой. Также необходимо развитие выносливости, ловкости, умений выжить самому и спасти других в нестандартных ситуациях. Интересно, что девиз скаутов — «будь готов!» (англ. Be Prepared), по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P. - Баден Пауэлл). Возможно, что именно из-за высоких моральных принципов, лежащих в основе движения скаутов, зародившись в 1907 году в Англии, оно вскоре распространилось повсеместно по Европе. Не стала исключением и Россия. В 1909 году полковник Олег Иванович Пантюхов основал Российское скаутское движение. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке, что находится в г. Павловск Ленинградской области. По другим данным, первая скаутская рота была основана в 1909 году в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (ныне - г. Артемовск, Донецкая область Украина). По распоряжению императора Николая II Генеральным штабом Российской армии был сделан перевод "Скаутинга для мальчиков" Р.Баден - Пауэлла. Скаутинг начинает быстро развиваться. В 1915 г. был написан гимн скаутов — «Будь готов!» (стихи – Николай Адуев, музыка – Владимир Попов). Попову также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», заимствованной пионерами. В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов. После Октябрьской революции ситуация меняется. В областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся православной, патриотической и антисоветской позиции. Многие скауты были участниками антисоветского подполья. Существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона (канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США). Однако скаутинг был объявлен реакционным, архибуржуазным и монархическим явлением. Одним словом, «архивредным». В 1922 г. было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. Н.К.Крупской была написана брошюра «РКСМ и бойскаутизм», критикующая «контрреволюционную организацию» скаутов и переносящая некоторые их идеи на пионерское движение. Конечно, в завуалированном виде. Скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы. Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г. Скауты в эмиграции создали Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Их можно было найти везде - в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке. Везде, кроме СССР. Со сменой политических декораций после «перестройки», в период не сформировавшейся новой идеологии, с прекращением деятельности советских молодёжных организаций, требовалось движение, способное сплотить активную молодёжь. Так стали появляться политические движения, а представителем молодежной аполитичной организации стал Российский союз скаутов, возродившийся в 1993 году. Одними из самых крупных российских организаций являются также Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Русских Скаутов, Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов, Ассоциация «Байкальский Скаут». То забытый, то вновь возрождающийся, скаутизм, тем не менее, для многих сегодня остается загадкой. Обращение к истории развития и изучения скаутского движения поможет сделать его более близким и понятным. Историю исследования феномена скаутизма можно условно разделить на три периода: дореволюционный (1909-1917), советский (1917-1993), период возрождения движения (с 1993 года до настоящего времени). Среди дореволюционных изданий на первом месте - главная книга движения скаутов - «Scouting for boys» [Baden-Powell Scouting For Boys [Б. и.]. 1908], затем - несколько исследований В. А. Попова и О. И. Пантюхова [Пантюхов О. И. Бой-скауты. Петроград, 1914]. В советский период крупнейшим исследователем бойскаутизма явилась Н. К. Крупская [Крупская Н.К РКСМ и бойскаутизм. М.; Петроград, 1922]. В настоящее время на уровне Ивановской области проблему бойскаутов изучал Д. Листопадов, выпускник исторического факультета ИвГУ (дипломная работа) [Листопадов Д. Ю. Пионерское движение на территории Ивановского края в 1926 – 1932 гг. Иваново, 2011. 121 с.] Однако не были предприняты попытки выяснить истоки, происхождение движения скаутов и дальнейшее его развитие на территории Российской империи, а затем – причины возрождения в Российской Федерации (в том числе, на примере деятельности дружины «Шуя» на территории Ивановской области). Мы попытаемся разобраться, выполняет ли сегодня скаутское движение свои задачи, следует ли своим законам, действительно ли движение разведчиков соответствует скаутскому методу? Это и будет являться целью нашей работы. Задачами, в связи с этим будут выступать выяснение истоков, происхождение движения скаутов, дальнейшее развитие его на территории Российской империи, а затем – причины возрождения в Российской Федерации (на примере деятельности дружины «Шуя» на территории Ивановской области). При разработке темы исследования наряду с печатными источниками нами также активно использовались возможности сети Интернет для получения информации с существующих электронных источников (сайтов, серверов, страниц) скаутских организаций. (http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/22/11 , http://www.scouts.ru/modules/address/ ) Технические особенности сети Интернет позволяют считать всю информацию, помещенную на сайтах или страницах - текущими архивами. Особенно интересны в этом отношении форумы или открытые дискуссии на тематических чатах, по сути, свобода выражения мыслей на серьезных чатах и есть самая настоящая научная дискуссия с весьма серьезными участниками. Информация на форумах и чатах, гостевых книгах не хранится более нескольких месяцев или даже нескольких недель, в этом ее уникальность и неповторимость. Лишь мощные компьютерные системы крупных изданий и информационных центров могут позволить себе хранить информацию в виде архива, но доступ к нему чаще всего платный или он является только служебным источником информации. В то же время большими недостатками получения информации из сети Интернет является недолговечность хранения материалов, а также особый язык, которым подчас излагается информация и отсутствие реальных имен, позволяющих отслеживать ход дискуссии или авторство материала. Вместе с тем доступность публикации материалов в Интернет - без процесса согласования материалов, редакционной работы, предпечатной подготовки, вывода на пленки и бумагу, тиражей, делает этот вид информации доступной. Часть 1. Историческая и духовная основа бойскаутизма. Скаутский метод имел в себе несколько принципов, которые были заложены в единой клятве-Обещании, которую давали подростки при вступлении в организацию: «Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам скаутов-разведчиков». Далее шли законы скаутов: Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам. Разведчик честен и правдив. Разведчик помогает ближним. Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику. Разведчик исполняет приказания родителей и начальников. Разведчик вежлив и услужлив. Разведчик друг животных и природы. Разведчик бережлив и уважает чужую собственность. Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой. Разведчик трудолюбив и настойчив. Разведчик весел и никогда не падает духом. Разведчик скромен. Везде устанавливается конкретный стиль поведения, который можно выразить словами: «твори добро и не делай зла». Скаутский метод строится на трех принципах: осознании своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой. Подростки отлично существуют в команде, где каждому отводится своя задача, своя роль. На этом построены все объединения. Главная цель для Баден-Пауэлла заключалась в том, чтобы подростки сами были убеждены и твердо верили в общее дело и в свои личные задачи в этом деле. В мире, где подростки всегда считаются на положении полу-детей, полу-взрослых, где с подростками совершенно не считаются до достижения ими возраста совершеннолетия, Би-Пи применил гениальный педагогический ход: подростки – это «тайный орден» детей в мире взрослых. Они могут выполнять определенные задания, жить по своим законам, играть во взрослую жизнь, но при этом всегда внутри общества иметь для себя защиту в виде своей детской общественной организации. И это очень привлекло детей в организацию. Добровольность вступления, клятва-Обещание, 12 законов организации, свои тайные эмблемы, униформа, девизы, замена имен на псевдонимы – все это привлекало подростков. А самое главное – это звание бойскаута – т.е. разведчика, тайного помощника взрослых, своеобразного ангела-хранителя для своей Родины, своих друзей и всех людей. Для своего времени скаутизм имел и еще одно важнейшее свойство: он сглаживал социально-классовые противоречия, находя в обществе солидарные ценности, то есть то, что было одинаково дорого и крестьянину, и пролетарию, и лавочнику: Вера, Родина, нация. Часть 2. Краткое изложение скаутского метода и символики воспитания. Слово «скаут» (англ. scout) переводится с английского, как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством. Основа скаутского метода заключается в следующем: Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой. Патрульная система или система микрогрупп. Личностное развитие участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и т.д. Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности. Традиции (заложенные в начале движения, и дополняемые самими участниками). «Обучение через дело» — метод, привнесенный в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику. Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности. Скаутские символы: Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и символы, соблюдает свои особые скаутские церемонии. Нет в мире ни одной молодежной организации, которая бы столь свято соблюдала, гордилась и демонстрировала свою принадлежность к ней. Скаутская эмблема Скаутская эмблема широко известна во всем мире. Красивая белая лилия с тремя лепестками на фиолетово-лиловом фоне. Этот знак принадлежит только Всемирной Организации Скаутского Движения и признается всеми как символ Всемирного Скаутского Движения. Данная скаутская эмблема стала символом Движения с момента его зарождения. 250 миллионов скаутов носили эту эмблему, 16 и более миллионов скаутов во многих странах мира носят ее сейчас. Как появилась эмблема? Роберт Пауэлл сам дал ответ на этот вопрос: «Наш знак мы взяли от Полярной Звезды!». Все дело в том, что в давние времена трилистник лилии обозначал стрелку компаса, ориентированную на Север, на Полярную звезду. За две тысячи лет до нашей эры у китайцев этот символ был указывающим знаком. Он найден и в римских, в этрусских орнаментах, на древних монументах в Индии и Египте. В скаутском движении трилистник обозначает путь к дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, а также показывает дорогу другим. Три лепестка лилии представляют три элемента скаутской клятвы, концы лепестков похожи на стрелку компаса. Две звезды символизируют правду и жизнь на природе, десять концов звездочек - десять заповедей скаутского Закона. Во всемирной скаутской эмблеме другим элементом является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом, обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Цвета Всемирного Скаутского Движения - белый и лиловый. Белая лилия на лиловом фоне - глубоко символично: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский лиловый - лидерство и помощь другим. Скаутский девиз «Будь готов!». Роберт Баден-Пауэлл объяснял так: «Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо, помочь другим». Чем больше скаутских навыков в запасе, тем больше уверенность в том, что возможно жить в соответствии с девизом. Ты готов помочь, когда с кем-то случается несчастье, так как специально тренировался и владеешь навыками по оказанию первой медицинской помощи. Ты можешь спасти ребенка, упавшего в воду, потому что ты получил подготовку по спасению на воде. Если в помещении возник пожар, ты тоже готов помочь, потому что ты знаешь, что нужно делать при пожаре. Но каждому человеку хорошо подготовить себя не только к чрезвычайным ситуациям, но и к тому, чтобы стать полезным гражданином родины и участвовать в создании счастливой жизни для себя и других. Быть готовым к жизни - значит жить счастливо, без огорчений, понимая, что сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз. Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал в 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет». Скаутский знак Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире. Каждый раз он сопровождает Обещание, которое скаут дает перед другими. Этот знак делается правой рукой: подними руку прямо вверх и не сгибай в локте. Правая рука открыта ладонью вперед, а три выпрямленных пальца сжаты вместе. Этот знак символизирует три части скаутского Обещания - Долг перед Богом, перед самим собой и перед другими. А на языке жестов это означает - мудрость. Высоко поднятая рука - сигнал «внимание!». Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему таким же скаутским знаком, оставляют дела - и вокруг наступает полная тишина. Скаутский салют Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, ты демонстрируешь уважение твоему государству. Салютуя твоему скаутскому лидеру и другим лидерам-скаутам, ты заявляешь о своей принадлежности к Скаутингу. Скаутский салют отдается правой рукой, согнутой в локте и поднесенной к правой брови лица, ладонью вперед. Скаутское рукопожатие Скаутское рукопожатие - признак проявления дружелюбия. При скаутском рукопожатии левая ладонь крепко пожимает левую же ладонь другого скаута. Роберт Пауэлл перенял традицию пожатия левой рукой от одного африканского племени. Обычно воины этого племени держали щит в левой руке, а оружие в правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать доверие к нему и дружеское расположение, воин брал щит в правую руку, лишая себя защиты, и здоровался левой рукой. Сегодня рукопожатие левой рукой - знак принадлежности к особому духу Скаутского Братства. Скаутский знак отличия Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специальности. Специальность - это знания, навыки и умения скаутов в том или ином направление скаутской деятельности. Для любой скаутской специальности (например, оказание первой медицинской помощи, ремонт машин, поварское дело, альпинизм, плавание и т.д.) существуют требования, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право носить на левом рукаве знак отличия. Знак говорит о разряде, который имеет скаут в том или ином деле. Скаутский галстук Каждый скаут обязательно носит шейный платок (галстук). Именно этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой: галстуки различных скаутских патрулей и групп отличаются по цвету. Они могут иметь цвета герба твоего края, города, местности. Галстук - это равнобедренный треугольник, размер которого может быть любым, но лучше, если концы повязанного галстука заканчиваются выше пояса, а его угол виден на спине. Иногда в прямом углу изображается имя патруля. Скаутский шейный платок завязывается особым образом. Скаутская форма С момента зарождения скаутского движения скауты с большим удовольствием носят свою скаутскую форму и относятся к ней с уважением. В начале движения форма была строго определенной для всех: широкополая шляпа, рубашка, брюки или шорты цвета хаки, носки и туристские ботинки. Сейчас форма изменилась, она соответствует времени, местным условиям, национальным традициям. Различная цветовая гамма формы отличает Национальные Скаутские Ассоциации разных стран. Каждый патруль может придумать свою особую форму. Но форма должна обязательно быть символом принадлежности к единой Национальной Скаутской Организации Всемирного Скаутского Движения. Часть 3. Скауты в России. Как уже упоминалось выше, в 1909 г. скаутинг пришел и в Россию и начал быстро развиваться. Этому также как и в Европе способствовало важнейшее свойство скаутизма: он сглаживал социально-классовые противоречия, он превозносил ценности, которые были одинаково дороги и крестьянину, и пролетарию, и лавочнику: Вера, Родина, нация. А в России национальная Идея зиждилась на трех принципах: «За Веру, Царя и Отечество!». Поэтому для России скаутизм играл особую роль, так как любой элемент солидарности, привносимый в жизнь российского общества 1909--1914 гг., способствовал усмирению центробежных сил. Однако, просуществовав в России около десяти лет, скаутизм был объявлен враждебным движением. Репрессии участников последовали незамедлительно. В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г. Измученный, но не сломленный русский скаутизм приняла эмиграция. Так было положено начало работе скаутов России в зарубежье. Скауты эмиграции создали Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Их можно было найти везде - в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке. Везде, кроме СССР. В те годы подпольные скауты распевали следующую песенку: Нас десять --- вы слышите, десять, А старшему --- нет двадцати. Конечно, конечно, нас можно повесить, Но прежде нас нужно найти. В 1922 г. было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. Надеждой Константиновной Крупской была написана брошюра «РКСМ и бойскаутизм», критикующая «контрреволюционную организацию» скаутов и переносящая некоторые их идеи на пионерское движение. Конечно, в завуалированном виде. Н. К. Крупская требовала использовать некоторые элементы скаутизма для работы по созданию детской коммунистической организации, для воспитания будущих граждан коммунистического общества, с ней были согласны некоторые другие советские лидеры - все это привело к рождению 19 мая 1922 года пионерской организации. Общеизвестную Всесоюзную Пионерскую Организацию имени В. И. Ленина создавали бывшие скаутмастера, например, скаутмастер Игорь Жуков. Отчаявшись спасти скаутизм, они пошли на создание новой детской организации, чтобы спасти хоть что-то. Людей, подобных И. Жукову, талантливому педагогу, можно понять: они и не представляли, каким монстром формализма, равнодушия и бюрократии станет их детище. Но все равно, пионеров в 1923/24 гг. насчитывалось около 4000 человек, в то время как разведчиков было 50-60 тысяч чел. Часть 5. Возрождение скаутинга в постсоветской России. После распада Советского союза, ситуация в России напоминала Англию начала XX века. Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходили в России в 90-х годах XX века, очень остро поставили вопросы, связанные с «проблемой детства». Одним из направлений Российской государственной социальной политики являются поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. Начался этап возрождения разнообразного детского движения. После почти семидесятилетнего существования единой и единственной политической детской организации в обществе на законодательной основе формируются различные детские общественные объединения. В 1989 г. руководителями ОРЮР был создан сектор «Лицом к России», поставивший своей целью возвращение скаутизма из эмиграции в Россию. Во главе его стоял скаутмастер Г. Лукьянов, проделавший колоссальную работу для возвращения организации на Родину. В 1990 г. скаутское движение было официально разрешено. В 1990 г. Представители ОРЮР прибыли в Россию - в г. Черноголовка Московской области, а в мае 1991 г. в Санкт-Петербурге прошли первые курсы начальников единиц. Состоялся первый массовый прием в ОРЮР из числа российских скаутов. Тогда же была создана 1-ая Петербургская дружина ОРЮР «Санкт-Петербург», ее начальником стал штаб-инструктор Петр Тищенко. Затем была организована 2-ая Петербургская дружина скаутов-разведчиков «КРЫМЪ». 1991-1992 гг.- это был период массового роста ОРЮР в России. Скаутизм был основан в Москве, Черноголовке, Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах. Летом 1992 г. прошли курсы начальников единиц скаутов в Гатчине и Анапе. За лето 1992 г. ОРЮР провел в России 15 лагерей. Численность самого большого из трех отделов в России - Центрально-российского - превысила 800 чел. (ребят и взрослых). 14-15 ноября 1992 года в Санкт-Петербурге прошел 1 поместный съезд руководителей Центрально-российского отдела ОРЮР, избравший начальником отдела штаб-инструктора скаутов Игоря Айдыняна. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга в настоящее время составляет 30 000 чел. Но в России нет единой организации скаутов. Одними из самых крупных российских организаций являются Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Русских Скаутов, Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов, Ассоциация «Байкальский Скаут». Всероссийские и межрегиональные скаутские организации сокращение Полное название Примерная численность ОРЮР Организация Российских Скаутов-разведчиков 2000 чел. НОРС-Р Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков 2000 чел. РАДС Российская Ассоциация Девочек-Скаутов 500 чел. ВНСО Всероссийская Национальная Скаутская Организация 1000 чел. РСС Русский Союз Скаутов 1500 чел. БПС Братство Православных Следопытов 2000 чел. РАН/с Российская Ассоциация Навигаторов-скаутов 2000 чел. НОВ Национальная Организация Витязей 300 чел. МДООАС Межрегиональная Детская Общественная Организация «Ассоциация Скаутов» 200 чел. Всего в настоящее время скаутинг объединяет во всем мире более 38 миллионов чел. - в 217 странах, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. В последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения. Часть 4. Скауты Ивановской области. Для нас, как для жителей Ивановской области, особый интерес представляет скаутская дружина «Шуя», которая входит в состав Центрального Отдела Организации Российских Скаутов-разведчиков (далее – ОРЮР). Дружина «Шуя» была основана 1 января 1994 года, руководителем является Юрий Листопадов («Гризли»). Членом Дружины «Шуя» может быть каждый, кто считает законы и Устав ОРЮР для себя обязательными, и кто является верующим человеком. Главная задача – это воспитание в национально-религиозном духе и формирование личности будущего гражданина Российского государства. Возраст для вступающих не ограничен, но ко взрослым, вступающим в Дружину, предъявляются серьезные духовно-нравственные требования, т.к. взрослый должен отдавать себе отчет, что он добровольно, в служении Богу, России и ее детям, связывает свою жизнь со скаутским движением. Для членов Дружины это колоссальный по важности шаг, может быть поэтому вступление оценивается почти также, как и принятие православных Святых таинств (Крещение, Причастие). Все члены Дружины воцерковлены: они посещают Храм, участвуют в церковной жизни, знают молитвы. Дружину «Шуя» поддерживает Епископ Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии Владыка Иосиф и Николо-Шартомский монастырь, чье подворье расположено в г. Шуя. В ОРЮР есть и так называемая «разведческая лестница»- система разрядов для взрослых и ребят: Младшая ветвь, волчата и белочки (7--11 лет): одноглазка, двуглазка, таежный волчонок/белочка. Средняя ветвь (12-17 лет): разведчик 3-го, 2-го, 1-го разряда, опытный разведчик, разведчик Родины. Старшая ветвь (от 18 лет): витязи и дружинницы. Руководительская ветвь (те взрослые, кто сознательно посвящает себя работе в ОРЮР): штаб-инструктор, инструктор, скаут-инструктор и скаут-мастер. В чин руководителей производит Старший Скаут-мастер ОРЮР, избираемый 1 раз в 3 года на съезде руководителей ОРЮР. Для перехода по ступенькам роста и волчата, и разведчики проходят всякие хитрые испытания, скаутские премудрости, получая право носить соответствующие знаки отличия на форме и галстуках. Для вступления в ОРЮР и дачи Торжественного обещания всем кандидатам необходимо сдать экзамены на третий разряд. Они включают в себя определенные знания, усложняющиеся от разряда к разряду, по следующим разделам: «Религия» (основы вероучения, 4 главные молитвы, главные праздники), «Родиноведение» (краткие сведения по истории древней Руси), «Разведчество» (история, форма ОРЮР, законы и т.п.), «Практика» (умение разжечь костер, поставить палатку, и т.д.). Это не так просто, как кажется, и для ребят, и для взрослых. Торжественное обещание члена ОРЮР звучит так: «Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». Кроме разрядов, разведчики изучают специальности, за которые разведчик получает особую нашивку на свою форму. Специальностей десятки; ребята изучают фехтование, барабанный бой, сигнализацию, приобретают навыки, необходимые в походных условиях. За особое умение, старание, опыт члену ОРЮР может быть присвоено «лесное имя» другими «зверями», то есть теми, кто такое имя уже носит. И человека в ОРЮР зовут не по имени, а по «лесному прозвищу», например, Медведь, Горный Ручей, Ловкая Пума и т.п., насколько хватит фантазии. Церемония дачи лесного имени - тайная. Главное разведческое дело - это лагерь, который проводится летом, а по возможности - несколько раз в течение года, например, как в Шуйском отряде - каждые каникулы. Основную часть работы в городе несет на себе звеньевая система - краеугольный камень скаутизма. Звенья-микрогруппы во главе с лидером-вожаком проводят сборы, на которых изучают разряды, играют, занимаются совместным творчеством и благотворительностью, например, - работой в детском доме, распространением гуманитарной помощи и т.д. Скаутизм воспитывает в личности самостоятельность, поэтому руководители лишь контролируют, но не тащат на себе весь отряд. Заключение. Таким образом, проследив историю развития и современное существование скаутизма, в том числе и на примере деятельности дружины «Шуя» в Ивановской области, мы можем с уверенностью сказать, что, пережив гонения советской власти и вновь возродившись в современной России, движение полностью оправдывает себя, с точностью выполняя задачи и во всём следуя скаутскому методу. Вот уже больше века существуют скауты, настоящие патриоты. Английская пословица говорит: «Скаут однажды --- скаут на всю жизнь». И всегда русским скаутам сопутствует их клич: «Всегда готовы! За Россию!» | |
Категория: Исторические науки | | | |
Просмотров: 8424 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |