Главная » Файлы » Работы студентов » Исторические науки |
Скаутское движение: история и современность. Общероссийский и региональный аспекты (на примере Ивановской области). Голубева С. С.
11.05.2012, 18:56 | |
СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Софья Сергеевна Голубева; рук. Татьяна Владимировна Чугунова к и. н., доц., ИвГУ, г. Иваново Говорят, что когда поэта Сергея Михалкова спросили: не скучно ли ему всю жизнь свой талант растрачивать только на детские стихи, Михалков ответил: «Дети – это будущее страны». Действительно, гармоничное воспитание детей всегда было приоритетной задачей в любой стране. Всегда желательно, чтобы в подрастающем поколении развивались такие качества, как стремление к взаимовыручке, патриотизм, стремление быть полезным людям. Воспитание удачнее всего проводится через общие дела. Таким образом, возникают различные общественные движения и организации. Крупнейшим из таких движений является бойскаутизм - всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей - так, чтобы молодёжь могла занять достойное место в обществе. В основе организации лежит так называемый «скаутский метод». Он заключается в том, что воспитание проводится на основе Обещания: каждый участник добровольно берёт на себя обязательство исполнять свой долг перед Богом, перед Родиной, перед людьми и перед собой. Также необходимо развитие выносливости, ловкости, умения выжить самому и спасти других в нестандартных ситуациях. Возможно, что именно из-за высоких моральных качеств, заложенных в основе движения, скаутизм, зародившись в 1907 году в Англии, вскоре распространилось повсеместно по Европе. Не стала исключением и Россия. В 1909 году полковник Олег Иванович Пантюхов основал Российское скаутское движение. Историю исследования феномена скаутизма можно условно поделить на три периода: дореволюционный (1909-1917), советский (1917-1993), период возрождения движения (с 1993 года до настоящего времени). По бойскаутскому движению написано достаточно много. В основном – это главная книга движения скаутов - «Scouting for boys» [Baden-Powell Scouting For Boys [Б. и.]. 1908], далее - несколько исследований В. А. Попова и О. И. Пантюхова (дореволюционный период) [Пантюхов О. И. Бой-скауты. Петроград, 1914]. В советский период крупнейшим исследователем бойскаутизма явилась Н. К. Крупская [Крупская Н.К РКСМ и бойскаутизм. М.; Петроград, 1922]. В настоящее время на уровне Ивановской области проблему бойскаутов изучал Д. Листопадов, выпускник исторического факультета ИвГУ (дипломная работа) [Листопадов Д. Ю. Пионерское движение на территории Ивановского края в 1926 – 1932 гг. Иваново, 2011. 121 с.] и др. Однако не были предприняты попытки выяснить истоки, происхождение движения скаутов и дальнейшее его развитие на территории Российской империи, а затем – причины возрождения в Российской Федерации (в том числе, на примере деятельности дружины «Шуя» на территории Ивановской области), а также в целом разобраться, выполняет ли скаутское движение свои задачи, следует ли своим законам. действительно ли движение разведчиков соответствует скаутскому методу. С приходом советской власти скаутинг был объявлен враждебным Российскому Коммунистическому Союзу Молодежи (РКСМ) формированием, ибо он преследовал «цели, враждебные в корне целям пролетарской, коммунистической молодёжи». По-мнению Н.К.Крупской, в бойскаутах стремятся всячески разбудить шовинизм. Однако, несмотря на то, что Надежда Константиновна называет бойскаутизм организацией «архивредной и архибуржуазной», основы пионерского движения она взяла именно оттуда. Даже написанная скаутами песня «Картошка», сочинённая в 1910-х годов одним из лидеров московских скаутов, редактором журнала «Вокруг Света» Владимиром Поповым, стала известной в новой редакции именно как пионерская песня. Пионерское движение, как известно, выполнило свои задачи, сыграв важную роль в воспитании советской молодёжи и формировании её солидарности с государственной идеологией, но с распадом СССР коммунистические молодёжные организации перестали существовать вследствие утраты актуальности в обществе принципов коммунистического воспитания молодежи. Со сменой политических декораций после «перестройки», в период не сформировавшейся новой идеологии, с прекращением деятельности советских молодёжных организаций, требовалось движение, способное сплотить активную молодёжь. Так стали появляться политические движения, а представителем молодежной аполитичной организации стал Российский союз скаутов, возродившийся в 1993 году. Итак, почти исчезнув во время существования Советского Союза, скаутизм вновь получает новый импульс для развития. Библиографический список Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм. М.; Петроград, 1922. Листопадов Д. Ю. Пионерское движение на территории Ивановского края в 1926 – 1932 гг. Иваново, 2011. 121 с. Пантюхов О. И. Бой-скауты. Петроград, 1914. Русские скауты 1909 – 1969. Сан-Франциско, 1969. Baden-Powell Scouting For Boys [Б. и.]. 1908. | |
Категория: Исторические науки | | | |
Просмотров: 3694 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |