MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации и Ивановской области. Кислицына А.М., Чернышева
10.05.2012, 10:56
Правовое регулирование предпринимательской деятельности
в Российской Федерации и Ивановской области

Кислицына А.М., Чернышева Е.

В соответствии с действующим законодательством основным источником предпринимательского права является Конституция РФ Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Ведущую роль в системе регулирования предпринимательского права играют федеральные законы:

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например федеральные законы «О связи», «О рекламе», «О рынке ценных бумаг» и др

- законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», и др.;

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», и др.

Подзаконные акты:

- Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

- Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права, например, Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и др.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Росимущества РФ, и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему.

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве).

Кроме нормативно-правовых актов, предпринимательство регулируется обычаями делового оборота в соответствии со ст. 5 ГК РФ. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Поэтому органами законодательной власти Российской Федерации, так и ее субъектами, в частности Ивановской области принимаются различные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность такие как:

1. Федеральный закон от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Закон Ивановской области от 14 июля 2008 г. № 83-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ивановской области».

4.Закон ивановской области 31 декабря 1997 года № 48-ОЗ «О поддержке малого предпринимательства».

5. Закон Ивановской области от 8 декабря 2008 г. № 151-ОЗ «Об установлении предельных значений площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты при его приобретении».

6. Закон Ивановской области от 23.06.2008 № 70-ОЗ «О бюджетном процессе в Ивановской области».

7. Закон Ивановской области от 17.06.2008 № 67-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Ивановской области «Об установлении нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от отдельных федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта российской федерации в соответствии с бюджетным кодексом российской федерации и законодательством российской федерации о налогах и сборах»;

8. Закон Ивановской области от 23.06.2008 № 71-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области от 28.11.2005 № 173-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Ивановской области».

9. Постановление Правительства Ивановской области от 3 октября 2008 г. № 250-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2009 год и на период до 2011 года».

10. Постановление Главы города Иванова от 29.05.2008 № 1548 «Об утверждении правил работы объектов мелкорозничной торговой сети и мерах по упорядочению торговли и размещению объектов мелкорозничной торговой сети на территории города».

11. Постановление Главы города Иванова от 28.12.2007 № 4467 «Об утверждении порядка формирования и реализации муниципальной адресной инвестиционной программы» (в действующей редакции).

12. Постановление Главы города Иванова от 07.12.2007 № 4120 «Об утверждении временных порядков, направленных на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства».

13. Решение Ивановской городской Думы от 27.09.2006 № 229 «Об отверждении положения о порядке заключения инвестиционных контрактов на реконструкцию, капитальный ремонт зданий и достройку объектов, не завершенных строительством, находящихся в муниципальной собственности города Иванова» и др.
Кроме того, органами государственной власти Ивановской области, в том числе и органами местного самоуправления принимаются долгосрочные программы направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: А.М., Ивановской, предпринимательской, Федерации, деятельности, регулирование, области., правовое, Российской, Кислицына
Просмотров: 4012 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]