MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Содержание экономической культуры. Ахметова Ф.Н
10.05.2012, 10:27
Содержание экономической культуры

Ахметова Ф.Н



Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Так культура определялась как возделывание или разведение какого-либо растения под присмотром человека. Например, сельскохозяйственные культуры. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, разделения духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало впечатление их полной независимости друг от друга. С течением времени понятие «культура» стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей, и ее можно определить так: культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим превалирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на то, что существует множество подходов к понятию «культура» и разнородность составляющих культуру компонентов, все эти подходы объединяет то, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, опыт и знания людей, одежда и мода, традиции, нравы, обычаи, архитектура жилищ и сооружений культа и т. д.

Если обратиться к начальным этапам исследования экономической культуры, то ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. Данная трактовка больше присуща доклассической и классической школе политической экономии. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики. Подобная трактовка несколько однобока и не соответствует действительности, поскольку в настоящее время экономика «повернулась лицом к человеку» и человек с его потребностями располагается на первом месте. В конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык»[1].

Такой технократический подход, ориентированный на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, не позволяет проявить интерес к знаниям о личностных механизмах мотивации, не ориентируется на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие.

Поэтому в экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологию и НТП, материальное производство и на человека как главной составляющей экономической культуры. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры зависит от структуры экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Исходя из вышесказанного, можно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. И главным структурообразующим фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Не зря же наряду с землей и капиталом в качестве основных факторов выделяют труд, причем, труд производительный. По А.Смиту, труд – основа богатства народов. Поэтому в силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям, навыкам и знаниям. Значит любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей индивида, появлением и совершенствованием его трудовых навыков, чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Которая, в итоге, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Еще одной особенностью трудовой деятельности в любом обществе является то, что она коллективная, совместная, созидательная, поэтому культуру производства необходимо рассматривать как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, имеющийся у индивида опыт и знания, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений научно-технического прогресса. Культура производства, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

- комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

- трудовая деятельность отдельного работника;

- социально-психологический климат в коллективе;

- культура управления, сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал отдельного индивида и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Так каковы же тенденции развития экономической культуры? Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся. Но всегда ли экономическая культура явление исключительно положительное, своего рода прямая без отклонений и зигзагов, продвигающаяся неуклонно вверх? Нет. Ей, как и всякой системе, свойственны положительные и отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.

Например, нельзя однозначно оценить законы капиталистической системы хозяйствования как плохие или как хорошие, поскольку ей присущи кризисы и подъемы, классовая борьба, безработица и высокий уровень жизни. Среди этих тенденций есть и положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития общественного производства.

Объективный характер поступательного развития культуры обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, навыков, умений, воли, объективно сложившихся интересов.

В зависимости от этих факторов, на том или ином историческом этапе возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом и для характеристики негативных составляющих экономической культуры наиболее подходящим будет использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.

Прогресс в развитии экономической культуры обусловлен, прежде всего, преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще, преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы... и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества»[2].

Кроме того, поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в с

торону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.


[1] К.Маркс. Капитал. Т.1, гл. 5

[2] К.Маркс. Капитал. Т.1, гл. 5
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: экономической, Ахметова, Ф.Н, содержание, культуры.
Просмотров: 3291 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]