MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Стратегия развития культурного туризма в ивановской области. Луховская О.К., Зуборева Е.П.
10.05.2012, 10:23
Стратегия развития культурного туризма в ивановской области

Луховская О.К., Зуборева Е.П.

Культурный туризм в настоящее время признается наиболее динамично развивающейся сферой народного хозяйства. Культурное наследие российских городов является одним из основных условий для обеспечения успешного развития туризма. В то же время памятники культуры являются всего лишь одним из элементов туристского предложения. Важным инструментом развития индустрии современного туризма является маркетинг. Учреждения культуры региона как ресурсы индустрии гостеприимства выполняют познавательную и досуговую, функции и могут эффективно использоваться в качестве элементов стратегии социального маркетинга. Их роль заключается в активизации работы с потребителями - жителями или гостями города.

Стратегическое развитие культурного туризма Ивановской области в значительной степени обусловлено достижением основных стратегических целей развития региона - повышением благосостояния населения и уменьшением бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста культурного потенциала. Необходимым условием успешного и устойчивого развития Ивановского региона является обеспечение своей инвестиционной привлекательности, формирование имиджа культурного и интеллектуального центра европейской части Российской Федерации.

В основе концепции стратегии развития культурного туризма лежит понятийный аппарат.

Стратегия - это искусство принятия важнейших управленческих решений. Термин стратегия был известен еще в древности и применялся для управления войсками. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир.

Культурный туризм это духовное присвоение личностью через

путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

В основу развития культурного туризма как системы должна быть положена целостность культурного и туристского потенциала.

Культурный потенциал - единая ценностная система общества (которая проявляется на уровне отдельной территории), в основу которой положены общественные предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе многовекового (наследие - одна из ценностных систем) ее развития, воспринятые ныне живущими в исходной внутренней образной форме, сохраняемые и распространяемые в художественной (материальной и нематериальной) форме первозданного своего воплощения и представляющие высокое смысловое и символическое значение для практических областей культурной, точнее художественной деятельности разных исторических периодов. Эти предпочтения касаются некого спектра достижений, накопленных культурой в сфере духовной и материальной жизни [1,с. 97].

Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Следует признать в качестве эффективного механизма туристской привлекательности развитие туристской индустрии и индустрии гостеприимства.

Необходимым условием освоения культурного и развития туристского потенциалов является туристская инфраструктура. Ее особенность состоит в том, что она одновременно обслуживает туристов и местное население. поэтому ее развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создает большое количество рабочих мест.

Материально-техническое предназначение туризма рассматривается как индустрия, включающая в себя две составляющие: туристская индустрия и индустрия гостеприимства.

Туристская индустрия - это совокупность организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а так же учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги.

Индустрия гостеприимства - есть область туристского обслуживания, представляемая предприятиями, организациями и фирмами сферы услуг города. Объекты индустрии гостеприимства делятся на: прямых участников, услуги которых включаются непосредственно в турпакет. дополнительных участников (комплекс услуг на маршруте), косвенных участников (услуги, обеспечивающие самостоятельную программу туристов).

Ивановская область имеет богатейший природный и историко-культурный потенциал, который делает ее привлекательной для отечественных и иностранных туристов. На территории Ивановской области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры, мемориальных мест, музеев.

Наш край славится богатыми промыслами и ремёслами. Кроме имеющих мировую известность лаковых миниатюр Палеха и Холуя, край наш славится узорным ткачеством, ручной росписью тканей, художественной ручной вышивкой и строчевышивкой, а также ювелирными изделиями, шуйскими гармонями и, конечно же. ивановскими ситцами и яковлевскими льнами, из которых ивановские модельеры создают высокие образцы модной одежды с оригинальным прочтением русских национальных традиций. Возрождаются и традиционные ремесла, особенно лозоплетение, сапоговаляние, деревообработка. Существенное влияние на этот процесс оказывает сеть Домов ремесел, созданных в ряде районных центров области и деятельность областного научно-методического центра народного искусства.

Многие объекты народного творчества Ивановской области поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. В области 17 городов и каждый имеет свою историческую ценность древний Юрьевец - город-крепость и воин, связанный для многих с именем кинорежиссера Андрея Тарковского; Плес - «жемчужина Волги»; Холуй и Палех, известные центры лаковой миниатюры, мастерские художников и музеи и др.

Ивановскую область отличает развитая транспортная инфраструктура:

- автомобильные дороги общей протяженностью порядка 6 тыс. км соединяют все соседние области: Московскую. Костромскую, Нижегородскую, Владимирскую, Ярославскую и являются основным путем сообщения. В настоящее время идет подготовка к строительству автодороги «Владимир Иваново Кострома» - рокадного соединения этих транспортных коридоров. В связи с этим в районе Иваново будет сформирован крупный транспортный узел по направлениям Владимир, Н.Новгород. Кострома;

- железные дороги составляют 580 км и входят в сеть Северной железной дороги России и соединяют Иваново с Москвой, Санкт-Петербургом, Ярославлем, Нижним Новгородом, Самарой:

- аэропорт с международным статусом, который способен принимать все основные типы современных самолетов, в т.ч. грузовые взлетной массой

до 200 т.;

- судоходные пути проходят по бассейну р. Волга и ограничены границами области. Их протяженность 220 км.

Сегодня необходимо признать наличие значительного историко-культурного потенциала, которое в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и высоким платежеспособным спросом позволяет развивать историко-культурный туризм:

1. Интересным в этой связи является история признания города Иваново членом «Золотого кольца»;

2. В основе присвоения данного статуса лежит факт оптимального территориального расположения Иванова – центра магистралей туристских маршрутов;

3. 3. Со времени признания г.Иванова в составе «Золотого кольца» прошло более 40 лет.

Ивановской области необходимо совершенствование механизма использования исторически сформировавшегося культурного потенциала направленного на дальнейшее расширение и совершенствование инфраструктуры туризма и гостеприимства.

К инструментам реализации Программы относятся разработанная экономико-математическая модель факторного анализа, в рамках которой можно количественно определить величины инвестиционной активности не только для простого сохранения отдельных элементов культурной среды, но и для расширенного воспроизводства развития культурного потенциала региона в новых социально-экономических условиях.

В данной модели представлены 12 факторов:

XI - МТБ культуры;

Х2 - Потребители культуры;

ХЗ - Финансы областные на культуру;

Х4 - Технологии в культуре;

Х5 - Трудовые ресурсы в культуре;

Х7 - Носители УСНТ;

Х8 - КДЦ (количество участников в клубных формированиях)

Х9 - Технологии СНТ;

XI0 - Технологии в туризме;

XII - МТБ туризма;

XI2 - Потребители туризма;

С помощью пакета прикладных программ М8 Ехсе1 был проведён прогноз дальнейшего развития и значение коэффициента детерминации с! =0.812. что свидетельствует о достаточной адекватности построенной модели.

На основании проведённого анализа развития культуры и туризма с 1980 до 2007 года и сделанного прогноза её дальнейшего развития можно сделать определённые выводы.

1. В развитии сферы культуры прогнозируется больший или меньший, но устойчивый спад. В развитии же туризма по всем до единого критериям прогнозируется подъём, в некоторых случаях достаточно существенный.

2. Наиболее устойчивыми являются следующие факторы: технологии в культуре и финансы

Культурный туризм Ивановской области в состоянии стать той реальной движущей силой, направленной на возрождение местной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Луховская О.К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: Монография. / О.К.Луховская.-М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008. - 396 с.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: стратегия, культурного, Ивановской, Е.П., О.К., Луховская, развития, Зуборева, области., туризма
Просмотров: 3664 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]