MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Концептуальные направления развития торговли региона. Зосимова Л.А.
10.05.2012, 10:22
Концептуальные направления развития торговли региона

Зосимова Л.А.

Концепция, или концепт, (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

В современном экономическом словаре концепция определяется как генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.[1]

Семантический анализ словосочетания "концепция торговли" дает возможность трактовать ее как "основные конструктивные принципы и идеи осуществления торговой деятельности".

Главная идея развития розничной торговой сети в условиях рыночной экономики состоит в том, что она должна развиваться в интересах всех сторон, участвующих в процессе торговли, а именно в интересах покупателей и в интересах предпринимателей (или муниципальных органов власти для муниципальных торговых организаций). При этом основным условием эффективного развития должен быть баланс этих интересов.

Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отраслью, произошедшие в ходе экономических реформ, оказали негативное воздействие на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков.

Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в условиях рынка, а также обеспечения социальных приоритетов с точки зрения общественного развития можно достичь путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.

Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия на все уровни управления, вплоть до самых нижних, и внутрисистемного саморегулирования предприятий отрасли.[2]

Стратегической целью государственного регулирования торговой сети в общем является обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка, экономической безопасности, равных конкурентных возможностей для всех предпринимателей. Основными инструментами, обеспечивающими достижение данной цели, являются финансовая, налоговая, кредитная политика, регулирование торговли через тарифы, пошлины, лицензирование, сертификацию и др.

Иными словами, успешная реализация государством функции регулирования и является гарантией сбалансированности интересов потребителей и предпринимателей.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой - формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.

В соответствии с вышеизложенным возможно сформулировать концептуальные направления развития торговой сети региона, первое из которых можно определить как «Эффективная система государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей»

В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

Эффективное государственное регулирование, в частности потребительского рынка, способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а следовательно цивилизованному эволюционному развитию данного сектора экономики.

Следующее направление - «Совершенствование системы негосударственного регулирования». Разнообразные формы негосударственного регулирования, находясь в противоречивом единстве с рыночными и государственными, играют возрастающую роль в современном механизме хозяйствования. Это обусловлено усиливающимися в последние годы процессами информационно-технологической и организационно-экономической перестройки всей системы товарного обращения. Негосударственное регулирование должно включать различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а так же разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем.

При возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция выполняет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития отраслей товарного обращения.

Следующее направление развития розничной торговой сети - "Качественная инфраструктура розничной торговли" - предусматривает ориентацию процессов формирования потребительского рынка на создание целостной социально-экономической системы. Составляющими этой системы являются все субъекты рынка, обеспечивающие и создающие условия для нормального функционирования товаропроизводителей и для торгового обслуживания всех групп населения.

Инфраструктура не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики. Определяющая роль в инфраструктуре розничной торговли принадлежит стационарным розничным торговым предприятиям, которые концентрируют широкий ассортимент товаров, обеспечивают удобства покупателям при выборе и приобретении товаров, широко применяют современные формы обслуживания, создают необходимые условия для хранения и подготовки товаров к продаже, а также условия труда работников.

Мелкорозничная торговая сеть, обладающая высокой мобильностью, должна выполнять функции максимального приближения товаров к покупателям, тем самым способствовать сокращению затрат времени на покупку. Она должна отвечать своему прямому назначению, не подменять стационарную торговлю, а дополнять ее присущими для нее товарами и услугами (продажа газет, журналов, цветов, мороженого, сувениров, реализация сезонных товаров и т.п.);

Розничная сеть должна обеспечивать ценовую и территориальную доступность товаров, ориентированную на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исходя из потребностей различных категорий потребителей в торговых услугах. В основу данного направления должен быть заложен принцип динамического соответствия структуры и типов предприятий розничной торговой сети определенным сегментам рынка. Реализация данного направления возможна на основе рациональной дифференциации торговых предприятий, совершенствовании материально-технической базы торговли, рационального пространственного распределения торговой сети.

Как показывает опыт развитых стран и наметившиеся тенденции в развитии отечественной торговли, наиболее перспективными форматами торговых предприятий должны стать гипермаркеты, дискаунтеры и магазины-склады, суперкрупные торговые комплексы, универсальные продовольственные и непродовольственные магазины, специализированные магазины и, так называемые, «Магазины у дома», расположенные не в центре торговых зон, а максимально приближенные к потенциальным потребителям.

Следующее направление - "Создание системы информационного обеспечения развития розничной торговой сети".

В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления. Высокий динамизм развивающегося потребительского рынка требует создания единой информационной системы, позволяющей осуществлять как поэтапное, так и сквозное управление коммерческими процессами на пути продвижения товаров из сферы производства в сферу конечного потребления.

Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации. В связи с этим возникает необходимость создания единого методологического подхода к обработке информации.

Информационная система должна обеспечивать достоверность, надежность, оперативность, систематичность, комплексность функционирующей информации. Только в результате создания такой системы возможно решение задач, связанных с получением объективных оценок хозяйственной ситуации, разработка прогнозов и стратегий развития предприятий и отраслей товарного обращения.[3]

Следующее направление – «Кадровое обеспечение». Цель данного направления - достижение качественного и количественного обеспечения потребностей предприятий розничной торговой сети квалифицированными кадрами, включая кадры городских и территориальных органов управления. Средством реализации является формирование многоуровневой системы обучения, подготовки кадров и повышения квалификации, разработка и проведение мероприятий, направленных повышение престижности и эффективности труда работников торговли.

В целях реализации концепции необходимо решить следующие задачи:

В области Государственного регулирования:

- разработка соответствующими органами региональных программ, обеспечивающих координацию и динамичное развитие потребительского рынка;

- обеспечение оптимальных пропорций развития и распределения торговой сети с учетом градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов;

- разработка механизмов поддержки предприятий, обеспечивающих потребности сельского населения в товарах и услугах;

- разработка целевых программ создания и развития интегрированных систем, обеспечивающих население качественными продуктами питания местного производства;

- приведение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность торговых предприятий, в соответствие с федеральным законодательством и внесение предложений и разработка пакетов документов, призванных стимулировать активность в тех областях, где имеется очевидное отставание (услуги, общественное питание, розничный фармрынок, специализированная торговля и др.);

- поддержка социально направленных торговых структур (социальные магазины для малообеспеченных слоев населения;

- активизация контроля защиты прав потребителей;

- упорядочение работы рынков и мелкорозничной торговой сети;

- стимулирование обновления технологий торгового процесса и логистического обслуживания.

В области негосударственного регулирования:

- Создание некоммерческих ассоциаций и союзов предпринимателей в целях координации и развития их предпринимательской деятельности и защиты общих интересов; создание союзов потребителей для защиты интересов потребителей.

В области развития инфраструктуры:

- разработать меры по ликвидации диспропорций в обеспеченности населения региона товарами и услугами;

- формировать пространственную сеть предприятий торговли, обеспечивающую территориальную доступность товаров и услуг;

- способствовать формированию торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров, торговых комплексов;

- обеспечить приоритеты корпоративного управления в развитии торговой сети;

- создать сеть социально-ориентированных розничных предприятий, обеспечивающих потребности социально незащищенных групп населения;

- способствовать созданию сети фирменных магазинов, реализующих товары, произведенные в регионе;

- содействовать развитию магазинов, обеспечивающих потребителей высококачественными, экологически чистыми , диетическими продуктами питания;

- корректировать градостроительные концепции с учетом потребностей населения в торговом обслуживании;

- развивать сеть магазинов шаговой доступности;

- упорядочить рыночную торговлю, преобразовать рынки в современные торговые центры и комплексы, удобные для покупателей и продавцов;

- обеспечить резервирование городских территорий, подлежащих дальнейшей комплексной реорганизации для размещения на них многофункциональных общественных центров (и в их составе крупных торговых объектов);

- создавать условия для возрождения потребительской кооперации, как социально-ориентированной многопрофильной системы (АПК –производство – торговля);

- разрабатывать программы, способствующие притоку капиталов в отрасль, повышающие инвестиционную привлекательность данной сферы)

В области создания информационных систем:

- создание единого центра, концентрирующего информацию о развитии потребительского рынка в регионе;

- создание реестра торговых предприятий и предприятий сферы услуг;

- проведение мониторинга потребительского рынка, в том числе на основе набора единых показателей, обеспечивающих сравниваемость данных;

- развитие информационных технологий в сфере потребительского рынка, электронной торговли, создание новых и развитие действующих автоматизированных информационных систем;

- изучение передового опыта других регионов в создании единых информационных систем (например, передовой опыт г. Москвы, где с 2000 года создана и функционирует единая Система информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР);

- возможно, выпуск периодического издания информационного характера для всех предпринимателей и заинтересованных лиц).

В области кадрового обеспечения:

Региональные органы управления торговлей совместно со службами занятости и с учебными заведениями должны разработать в рамках проводимой политики занятости, комплексную программу подготовки и повышения квалификации кадров, предусматривающую обучение, как предпринимателей, так и государственных и муниципальных служащих. Важнейшей задачей является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных, особенно в тех районах, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.
Реализация этих направлений создаст условия формирования нового качества отрасли, интегрированной в региональное хозяйство, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения региона.


[1] Экономический словарь / Райзберг Б.А. и др. М Инфра-М 1997. С. 521.

[2] Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2006. С.87.

[3] Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.:ИНФРА-М, 2001. C. 61
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: Концептуальные, направления, развития, торговли, Л.А., региона., Зосимова
Просмотров: 4089 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]