Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Торгово-промышленные палаты и их значение для развития торговли. Фомина Н.В.
10.05.2012, 10:15 | |
Торгово-промышленные палаты и их значение для развития торговли Фомина Н.В. Правовой статус торгово-промышленных палат (далее - ТПП) определяется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. От 08.07.2003г.) Торгово-промышленные палаты - это негосударственные некоммерческие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различных услуг, а также представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом. Торгово-промышленная палата имеет статус юридического лица. Закон дозволяет заниматься ее предпринимательской деятельностью т.к., это необходимо для выполнения ее уставных задач, но полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется. Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Признаки торгово-промышленных палат: 1. Членами ТПП могут быть предприятия любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей; 2. ТПП не подчиняются государству, субординация в отношениях с государственными органами отсутствует; 3. Источниками формирования их имущества являются вступительные и членские взносы, которые не возвращаются в случае выхода участника из состава ТПП; 4. ТПП не отвечает по обязательствам своих членов и созданных ею предприятий, так же как и они не отвечают по ее обязательствам. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. Основными задачами ТПП в РФ являются · оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям, представление и защита их интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности; · содействие развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий; · организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти и местного самоуправления; · содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации; · оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг, организация инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства; · содействие развитию экспорта российских товаров и услуг; · оказание практической помощи российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; · содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; · обеспечение предоставления услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций; Торгово-промышленная палата образуется на основе принципа добровольного объединения по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав, и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать: · наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты; · наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность; · условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее; · права и обязанности членов торгово-промышленной палаты; · порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений; · источники формирования имущества торгово-промышленной палаты; · порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты; · порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты. Уставы региональных палат должны соответствовать уставу ТПП РФ. Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Решение о государственной регистрации ТПП в течение 30 дней принимает федеральный орган юстиции (если создается ТПП РФ или ТПП на территории нескольких субъектов РФ) или его территориальное управление (если ТПП создается на территории одного субъекта РФ). Затем документы передаются в налоговые органы для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Для государственной регистрации ТПП подаются следующие документы: · заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты; · устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах; · протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты; · решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты; · документ об уплате государственной пошлины. Высшим руководящим органом ТПП является съезд, проводимый не реже одного раза в пять лет. Кворум съезда составляет 2/3 избранных делегатов. Многие вопросы решаются большинством в 50% + 1 голос. Вопросы, относящиеся к изменениям в уставе, решаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов. В периоды между съездами руководство Палатой осуществляет правление, которое возглавляет председатель, по должности являющийся президентом Палаты. Также избираются исполнительный орган - генеральный директор и контрольный орган - ревизионная комиссия. Законодательство РФ возложило на ТПП следующие функции: · ведение негосударственного реестра российских предприятий, финансовое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; · выдача разрешений на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат · осуществление независимой экспертизы проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; · оказание российским и зарубежным фирмам информационных и консультационных услуг; · оказание содействия российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; · оказание издательских и рекламных услуг; · удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью; · проведение по поручению российских и иностранных предприятий экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; · свидетельствование обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок; · сбор и публикация обычаев делового оборота (в настоящее время публикуются обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли); · для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами. На сегодняшний день при ТПП РФ функционируют два третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия (Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07. 1993 г. N 5338-1). Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент Международного коммерческого арбитражного суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности. В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться: · споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей; · споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации. К указанным выше гражданско-правовым отношениям, споры из которых передаются в Международный коммерческий арбитраж, относятся отношения по купле - продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству, научно - техническому обмену, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно - расчетным операциям, страхованию, и другим формам предпринимательской кооперации. Решение Международного коммерческого арбитражного суда исполняется сторонами в определенные им сроки. Если срок исполнения в решении не указан, оно подлежит немедленному исполнению. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законом и международными договорами. Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений: · по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море); · по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; · по морскому страхованию и перестрахованию; · связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов; · по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; · связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ; · по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; · связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества; · связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам; · связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла. Морская арбитражная комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам и споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок. Споры рассматриваются при наличии соглашения между сторонами о передаче их на разрешение в Морскую арбитражную комиссию. Решения Морской арбитражной комиссии исполняются сторонами добровольно. Решение Комиссии, не исполненное стороной добровольно, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации действует Ассоциация диспашеров, лиц, обладающими знаниями и опытом в области морского права. Диспашеры разрешают проблемы, возникающие при авариях морских судов, а именно осуществляют расчет по распределению аварии. В настоящее время представительства ТПП России действуют в 16 регионах мира, например в Западной Европе (Бенилюкс, Франция), Восточной Азии, Восточной Европе (Чехия, Польша), в странах Балтии (Латвия, Литва, Эстония), США, Иране, Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3830 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |