Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Особенности функционирования культурного туризма как экономической категории. Луховская О.К., Бровенко Н.
10.05.2012, 10:14 | |
Особенности функционирования культурного туризма как экономической категории Луховская О.К., Бровенко Н. Культурный туризм – это деятельность по формированию товаров и услуг, направленная на освоение художественного наследия, духовное обогащение через путешествия и экскурсии. Это вид путешествий, предпринятых с целью знакомства с собственной и мировой культурой. В основе развития культурного туризма базовым элементом является культурный потенциал. Культурный потенциал - совокупность накапливаемых ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент. К ним относятся духовно-культурные ценности, материальные ресурсы, знания и умения, носители традиций. Рассматривая культурный туризм как экономическую категорию, следует определить производственный потенциал, который является производным от культурного потенциала и определяется как совокупность накопленных и имеющихся производственных ресурсов. В структуре культурного туризма можно выделить следующие составляющие: а) субъекты отрасли: туроператор, турагент, экскурсионное бюро, трансфер; б) две подотрасли – сферу художественной деятельности и сферу потребления товаров и услуг; в) две области – самодеятельного и профессионального искусства; г) два сектора – государственный и частный как совокупность организованных и самоорганизующихся хозяйствующих субъектов художественной деятельности. Кроме того, выделяются область сохранения, область производства и область распространения. В основе развития культурного туризма лежит сфера художественной деятельности. Сфера художественной деятельности – это среда, где хозяйствующие субъекты заняты исключительно производством художественных продуктов и работ, связанных с оказанием услуг по их реализации. Основным инструментом ее развития является отрасль культуры и искусства. Экономические процессы проходят не только в области производства художественного продукта, но и в области распространения. Субъектами являются клубы, музеи, библиотеки, театры, цирки и т.д. Они также имеют свои ресурсы. Происходят экономические процессы капитализации. Это можно показать следующей схемой. Берем ресурсы знания и умения, идет капитализация, и они становятся уникальными технологиями, технологии, используясь в процессе производства, становятся основным и традиционным способом производства. Например, человек умеет плести корзинки, это становится основным способом производства, он передает эти знания своим потомкам. Если рассматривать в государственном секторе, то он становится мастером, который передает свои знания и умения ученикам. Капитализация ресурсов позволяет говорить об экономической форме культурного потенциала в товаре или услуге культурного туризма. Особенность культурного туризма заключается в том, что чем больше потребляется продукт художественной сферы, тем больше он накапливается и наследуется из поколения в поколение в качестве ресурсов. Накопление происходит за счет фиксирования на различных носителях, а также в процессе демонстрации художественного продукта туристу, таким образом, турист воспринимает данные духовные ценности и превращает их в собственное духовное состояние, то есть становится учеником. Подводя итог, выделим три уровня. Первый уровень модели – «базовый уровень развития сферы художественной деятельности». Второй уровень модели - уровень развития производственных процессов художественной деятельности. Объекты первого и второго уровня модели используются как социально-значимые или экономически выгодные на третьем уровне – потребительском, образуя в совокупности своей экономический потенциал сферы художественной деятельности. Переход ресурсов культурного потенциала в ресурсы производственного потенциала сферы производства, где они становятся факторами производства. Формирование художественного продукта и его цены с учетом издержек производства. Далее он как предмет труда попадает в сферу услуг, к имеющейся цене добавляются издержки обращения, и он приобретает свойства услуги или товара. Финансовый потенциал поддерживает все происходящие процессы в виде средств меценатов, спонсоров, благотворительных организаций, государственных инвестиций и собственными средствами домохозяйств. (Финансовый потенциал – совокупность собственных, привлеченных и заемных финансовых средств, обеспечивающих развитие СХД). В совокупности культурный, производственный, финансовый потенциалы образуют экономический потенциал сферы художественной деятельности. Подводя итог, отметим, что культурный туризм является основным инструментом экономического благополучия культуры и для его развития необходимо поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местности, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3655 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 |
Всего комментариев: 0 | |