MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Определение направлений повышения конкурентоспособности предприятия общественного питания. Тетерина Н.В.
25.05.2012, 21:13
Определение направлений повышения конкурентоспособности предприятия общественного питания

Тетерина Н.В. доц.

Ивановский филиал РГТЭУ, г.Иваново, Россия

Данная статья представляет результаты исследования проведенного для арт-кафе "Рафинад", расположенного в городе Иваново в плане разработки нового продукта - комплекса услуг "Сладкая жизнь-Рафинад".

Ключевые слова: рынок общественного питания, конкурентоспособность, сегмент рынка.

Keywords: catering market, competitiveness, market segment.

Рынок общественного питания в России из года в год планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди основных можно выделить рост российской экономики и доходов населения даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам.

В рамках общероссийских тенденций происходит и рост рынка общественного питания в городе Иваново. С каждым годом количество кафе, ресторанов в нашем городе увеличивается. Сегодня их в городе насчитывается 269. Это объясняется ростом спроса на данную услугу, а также невысокими барьерами при входе на рынок. Вместе с увеличением числа заведений наблюдается и рост уровня конкуренции. При этом очень важно оказаться конкурентоспособным и не "потеряться" в этом многообразии заведений, а также завоевать симпатии потребителей за счет создания благоприятного имиджа. С этой целью необходимо проводить исследования конкурентной среды предприятия общественного питания, выбирать наиболее эффективные конкурентные стратегии позволяющие быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды.

При проведении исследования в качестве теоретических оснований были использованы положения изложенные в трудах классиков современной теории конкуренции. Э.Аткинсона, Р.Ансоффа, Н.Калдора, А.Курно, Дж.Кларка, А.Маршалла, Ж.Окумуры, А.Пигу, М.Портера, К.Поппера, Дж.Робинсон, П.Хейне, Э.Чемберлин, Ф.Шерера, А.Шлезингера, Й.Шумпетера, а также работы российских исследователей В.А.Белова, Г.Н.Белоглазовой, Ю.И.Коробова, А.В.Пантелеева, В.А.Перехожаева, Г.О.Самойлова, Э.А.Уткина, Р.А.Фатхутдинова, И.П.Хоминича.

Для решения поставленных задач применялись статистический анализ, методы маркетинговых исследований, социологического анализа, экономического анализа.

Первоначальный этап исследования был выполнен в виде обобщения данных с помощью описательного метода анализа конкурентоспособности (был заполнен ряд итоговых таблиц). Это позволило выделить основных "игроков" рынка общественного питания в формате изучаемого предприятия и определить ближайших конкрентов арт-кафе "Рафинад".Для перехода к количественным методам оценки были выделены основные факторы конкурентоспособности арт-кафе и с помощью экспертного метода заполнена[3]. таблицу1.

Таблица 1

Сравнение заведений общественного питания -конкурентов арт-кафе "Рафинад" по основным факторам оценки (по 10-ти бальной шкале заполнялась экспертами)

Факторы "Рафинад" Основные конкуренты

Ночной клуб "Грин" Ночной клуб "Apriori" РЦ "Oblico Morale"

качество обслуживания 7 по мнению большинства респондентов, качество обслуживания находится на достойном уровне 3 в последнее время качество обслуживания сильно ухудшилось, иногда остается неприятное впечатление 5 обслуживание среднего уровня 9 высококлассное обслуживание

качество продукции

("кухня")

8

хорошая продукция

"кухня"

4

не всегда качество продукции удовлетворяет запросы потребителей

7

средний уровень

8

хорошая продукция

"кухня"

Ассортимент обслуживания

7

европейская кухня, винная карта, коктельная карта

4

европейская кухня, винная карта, коктельная карта

9

европейская, американская, славянская кухни винная карта, коктельная карта, десерт



7

европейская кухня, винная карта, коктельная карта

Виды услуг 9 Танцпол; концертные программы; кальян, выход в интернет, бесплатный wi-fi, vip-комната, бар,заказ такси 4 зона танцпола, бар, vip-комната, кальян 9 кальян, выход в интернет, бесплатный

wi-fi, vip-комната, бар,бизнес-ланч, заказ такси 5 vip-зал, кальян, зона танцпола, бар

интерьер 5 Не удачно выбрано само помещение в котором располагается клуб; не всегда выдержанный интерьер, а также плохая вентиляция воздуха отмечается большинством экспертов 6 Обстановка не продумана до конца, недостаточно места для курения.

7 Хорошая атмосфера и интерьер самого помещения 8 Хороший, продуманный интерьер

цена 7 цены соответствуют качеству обслуживания и качеству продукции при наличии хорошей "кухни" 6 цены соответствуют качеству обслуживания и качеству продукции 7 цены соответствуют качеству обслуживания и качеству продукции 3 цены несколько завышены, для увеличения спроса необходимо снизить цену на ряд блюд и напитков

квалификация персонала 4 Высокий уровень в части кухни и арт-программ 4 средний уровень 5 средний уровень 6 Высокий уровень в части кухни и арт-программ

широта, глубина и насыщенность ассортимента

7

достаточное для такого формата заведений количество блюд и напитков

4

ассортимент долгое время не обновляется, иногда ощущается нехватка блюд в меню

5

постоянное меню, небольшой выбор

7

Достаточное для такого формата заведений разнообразие блюд и напитков

репутация предприятия

7

хорошая

3

ниже среднего, особенно в последнее время

5

Формируется как положительная

7

хорошая

время работы

7

четверг, пятница, суббота с 22:00 до 05:00

8

по четвергам, пятницам и субботам с 20:00 до 04:00.



8

понедельник, среда - 12:00- 02:00, четверг - 12:00-03:00, пятница - 12:00-05:00 , суббота - 15:00- 05:00, воскресенье - 15:00- 02:00

7

среда-суббота с 22:00 до 05:00

скидки 7 Да по клубным картам (20% и 10%) 5 студентам 5 студентам 7 Есть для постоянных членов

наличие сайта о заведении 4 есть 0 нет 0 создается 4 есть

дополнительные характеристики 8 Организация специализированных концертов и различных программ. Организация мероприятий под заказ фирм; корпоративов. 4 Организация мероприятий под заказ (но ограничены небольшими площадями клуба) 6 Возможность организовать праздник, заказать оформление и специальное меню 8 Организация специализированных концертов и различных программ. Приглашение известных исполнителей

Итоговая сумма

(по оценкам экспертов) 87 55 78 88

Таким образом, наиболее сильными конкурентами рассматриваемого арт-кафе "Рафинад" является развлекательный центр "Oblico Morale" и ночной клуб "Apriori". Если учитывать особенности целевого сегмента РЦ "Oblico Morale", то такой целевой сегмент как люди старше 30-35 лет с высоким уровнем доходов является вторым по значимости для нашего арт-кафе. В целевом сегменте арт-кафе "Рафинад" - молодежь в возрасте с 18 до 25 лет преобладает; ее формат отдыха в ночном клубе имеет ряд особенностей и в частности иные требования к дизайну и оформлению помещений, танцполу и подбору музыкальных программ, к ассортименту блюд и напитков.

На сегодняшний день ООО Арт-кафе "Рафинад" занимает значительную долю в данном сегменте рынка (около 45%), но имеются реальные возможности увеличения этой доли. Этого можно достичь с помощью проведение рекламных мероприятий и совершенствования качества обслуживания и работы с клиентами в области их закрепления.

Был проведен анализ положение на рынке арт-кафе "Рафинад" при помощи пятифакторной модели анализа конкуренции М.Портера

Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для арт-кафе "Рафинад" является - рыночная власть потребителей (50% влияния). Это связано с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке спроса как с точки зрения моды на проведение времени в ночных клубах подобных нашему, так и с точки зрения падения платежеспособного спроса у целевого сегмента рынка именно на подобный вид услуг общественного питания. Так в западноевропейских странах уже отмечается тенденция изменения стиля проведения времени в ночных клубах для целевых групп - людей старше 25 лет.

Следующий по значимости фактор- конкуренция среди существующих на Ивановском рынке заведений (30% влияния).

Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительно (приблизительно 10%). Так как, фактор поставщиков смягчен сетевой природой клуба "Рафинад", в сети разрабатывается вся музыкальная составляющая формата заведения и всегда есть возможность замены диджеев, музыкальных коллективов, выступающих. Заменители так же оказывают слабое воздействие на наш бизнес, так как именно в уникальности услуг ночного клуба, его арт-составляющих и состоит его содержание.

Используя матрицу М.Портера с учетом того, что данный локальный рынок не обладает сейчас высокими темпами развития, можно сделать вывод о том, что арт-кафе "Рафинад" не обязательно бороться за высокую рыночную долю, а учитывая что кафе работает на конкретном сегменте рынка, ему следует выбрать стратегию дифференциации. То есть для успешной работы достаточно выделить (дифференцировать) свой товар по сравнению с конкурентами и занять доминирующее положение в определенном сегменте рынка. Это согласуется с необходимостью бороться за потребителя на локальном рынке.

Далее проведен SWOT-анализ по которому были сделаны выводы о том что увеличение финансирования маркетинговых программ лояльности клиентов позволит рассматриваемому заведению повысить свою конкурентоспособность по следующим направлениям:

- закрепление своих клиентов и анализ потенциальных посетителей арт-кафе; создание единой клиентской базы;

- обновление материально-технической базы заведения; обучение менеджеров и персонала; стимулирование их труда и сохранение устойчивого коллектива заведения;

- анализ конкуренции и разработка новых услуг и блюд;

-анализ продвижения услуг с использованием новых современных инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций;

- совершенствование политики ценообразование;

По итогам анализа арт-кафе "Рафинад" имеет доминирующие значения в квадранте II. Позиционирование в этом квадранте ориентирует данную организацию на использование своих сильных сторон для того, чтобы получить смягчить угрозы рынка, и развить свои конкурентные преимущества с помощью развития своего товара. Для данного предприятия общественного питания важными направлениями развития являются улучшение качества предлагаемой продукции и услуг, дифференциация своих услуг от услуг ближайших конкурентов привлечение клиентов и удержание клиентов, повышение квалификации работников предприятия, обновление его материально-технической базы, разработка новых развлекательных программ. Кафе "Рафинад" следует рекомендовать стратегию развития продукта на существующем рынке.

Была составлена составлена карта конкурентоспособности арт-кафе (табл.2).

Таблица 2

Карта конкурентоспособности арт-кафе "Рафинад"

Критерии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Место расположения

Виды услуг

Время работы

Сегмент

Качество обслуживания

Репутация

Цена





Реклама

Трудовые ресурсы

- РЦ "Oblico Morale";

- арт-кафе "Рафинад".

Анализ конкурентных позиций кафе "Рафинад" и его конкурентоспособности позволил рекомендовать арт-кафе стратегию развития продукта на существующем рынке. Для арт-кафе "Рафинад" предлагается:

1). Провести развитие продукта в рамках его дифференциации путем формирования нового продукта - комплекс услуг ночного клуба - "Сладкая жинь-Рафинад".

Структура услуги предполагает: арт-составляющая (событие-вечеринка; концерт; пати и т.п. + музыкальное оформление для танцпола) + составляющая в виде набора фирменных блюд и авторских напитков кафе+ обслуживание в зале заведения + дополнительные услуги (заказ мест по карте, вызов такси, обеспечение безопасности, заказ персональных музыкальных номеров, организация событий по индивидуальным сценариям)+ подтверждение индивидуального членства в клубе программой лояльности в виде бонусной системы и карточки скидки проекта "Сладкая жизнь" (бонусы в спорт-центре, с магазинах модной и клубной одежды, салонах красоты, в кинотеатрах и т.п.). [1]. Также следует провести позиционирование услуги "Сладкая жизнь" - как выгодного комплекса услуг и товаров, знака принадлежности к лучшей клубной тусовке города; знака продвинутости в современной моде, музыке - ее обладателя.

2). Разработка и проведение рекламной компании с целью повышения узнаваемости кафе и его сетевого бренда.

В процессе исследования была прогнозно проведена оценка ожидаемого экономического эффекта. Результат грамотной рекламной компании даст увеличение прибыли арт-кафе "Рафинад" на 3,48 млн. руб. А реализация проекта "Сладкая жизнь" приведет к закреплению постоянных клиентов за заведением, привлечению клиентов из заведений-конкурентов (и прежде всего от РЦ "Oblico Morale") и росту товарооборота и дохода кафе. При росте числа посетителей на 1% в год, товарооборот прогнозно вырастет на 4 млн. 716 тыс. руб. в год.

Список использованной литературы

1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. - №4. - 2003

2. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. - 2002. - №12.

3. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. - 2004
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: питания., Н.В., общественного, повышения, определение, предприятия, конкурентоспособности, направлений, Тетерина
Просмотров: 4154 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]