Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Развитие маркетинговой сферы деятельности вуза в качестве его конкурентного преимущества на региональном рынке образовательных услуг.
25.05.2012, 21:10 | |
Развитие маркетинговой сферы деятельности вуза в качестве его конкурентного преимущества на региональном рынке образовательных услуг Стешева С.В. (5 курс), Ларина И.Ю, магистрант Руководитель Тетерина Н.В. к.ф.н., доцент Ивановского Филиала РГТЭУ, г. Иваново, Россия. В данной статье рассматриваются проблемы развитие маркетинговой сферы деятельности вуза в качестве его конкурентного преимущества на региональном рынке образовательных услуг Ключевые слова: конкурентоспособность , образовательная услуга. Keywords: competitiveness, education service. Особенность современного образования характеризуется большим выбором предоставляемых образовательных услуг, а так же высоким уровнем конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Покупатель - ключевое звено в оценке товара. Из этого следует, что все элементы конкурентоспособности товара должны быть предельно ясны потенциальному покупателю, что бы у него не могло возникнуть неверного толкования в его восприятии [3]. Конкурентоспособность вуза - это его способность: 1. Готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2. Разрабатывая конкурентоспособные новшества в этой области; 3. Вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности. Выделим основных участников потребления образовательных услуг: " Студенты (цель - получение хорошего образования и как следствие воспитание личности, что бы быть востребованным в обществе). " Предприятия-заказчики (цель - рост современного кадрового потенциала, обладающего необходимыми навыками и умениями). " Государство (цель - расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала). " Вуз (цель - развитие и повышение уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг). Деятельность, осуществляемая вузом, имеет ряд особенностей, так как основным продуктом, который реализуется на рынке, является особый вид услуги - образовательная услуга, которая представляет собой учебно-воспитательный процесс в условиях рыночных отношений. Данная услуга может быт отнесена к такой категории услуг, как нефизическое действие в отношении сознания клиентов. Связь между рынком труда и рынком образовательных услуг осуществляется через работодателей, которые выступают главными экспертами качества выпускника. С позиции качества - продукт образования "выпускник-специалист" перестал удовлетворять потребности "потребителя-работодателя". Работодатели ценят хорошего сотрудника, а не простого специалиста. Хороший сотрудник - это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик: способностью работать в команде, активностью, самостоятельностью, коммуникативностью. Исходя из требований работодателей, главной задачей вуза является качество подготовки, которое обусловлено не только успешным освоением образовательного стандарта, но и формированием качеств выпускника прямо или косвенно связанных с профессиональными характеристиками. Образовательная услуга производиться, и потребляется одновременно, так как потребление образовательной услуги начинается одновременно с началом ее оказания. В условиях обострения конкуренции, а так же ряда неблагоприятных экономических и демографических тенденций на рынке образовательных услуг, весьма ценным маркетинговым активом современного вуза становиться его репутации [4]. Предметом анализа выступает образовательная деятельность в качестве услуги на региональном рынке образовательных услуг ивановской области. Ивановский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный торгово-экономический университет" является филиалом огромного образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию. Филиал готовит высококвалифицированные кадры для динамичного развивающегося сектора экономики - сферы торговли, товарного обращения и услуг не только для Ивановской области, также для Владимирской, Ярославской, Костромской, Московской областей. Ивановский филиал: " Ведет подготовку бакалавров высшего профессионального образования по всем формам обучения; готовит бакалавров с сокращенными сроками обучения (на базе среднего профессионального образования и на базе высшего) " Проводит подготовку магистров экономики, менеджмента, торгового дела для лиц, имеющих высшее образование " Осуществляет подготовку по среднему профессиональному образованию по очной форме обучения на базе 9кл. - 2г. 10 мес., на базе 11кл. - 1г. 10 мес. " Отдел дополнительного образования проводит переподготовку кадров, взаимодействуя с предприятиями Ивановской области в режиме корпоративного обучения для руководителей торговых предприятий, общественного питания, гостиничного хозяйства. По окончании обучения выпускникам ручается диплом государственного образца столичного вуза с присвоением соответствующей квалификации (бакалавра, специалиста, магистра). Отдел науки и международных связей Ивановского филиала РГТЭУ совместного с отделом международных связей РГТЭУ (г. Москва) осуществляет деятельность по разработке и осуществлению программ сотрудничества с зарубежными вузами с целью предоставления больших возможностей для студентов, аспирантов и преподавателей РГТЭУ. Преимущества образования, полученного в Ивановском филиале РГТЭУ: " Востребованность специалистов сферы торговли, товарного обращения и услуг. " Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. " Проведение практических занятий на предприятиях реального сектора экономики. " Привлечение студентов к научно-практической деятельности. " Активное участие наших студентов во всех областных конкурсах и фестивалях. Основными конкурентами ФГБОУ ВПО РГТЭУ: 1. ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет". Вуз европейского типа. Предлагает фундаментальную подготовку высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных на российском и международном уровнях выпускников. В организации работы научных школ, нацеленных на создание инновационной среды, инновационных продуктов и технологий, в том числе, в социальной и культурной сферах, в предоставлении качественного многопрофильного дополнительного образования. Так же вуз сотрудничает с зарубежными вузами, предлагает помощь в трудоустройстве. 2. ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина". В 2009 г. Вуз получил сертификат Европейского фонда управления качеством и вошел в европейский образовательный консорциум. Привлечение студентов происходит из-за того что на рынке большой спрос на специалистов по энергетики. Вуз участвует в инновационных международных салонов. Вуз сотрудничает с другими странами. Для выпускников сохранено распределение, так же сохранена военная кафедра, после которой студенты отправляются в запас. 3. ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный химико-технологический университет". Предоставляет возможность получить современное качественное образование в наиболее удобной для студентов и аспирантов форме, обеспечивая свободу в получении знаний во времени, темпах и месте обучения. В международной деятельности стремиться учитывать общие тенденции развития науки и образования (глобализация образования, открытие международных виртуальных университетов, создание интернациональных исследовательских коллективов, дистанционное управление научными экспериментами, межгосударственная мобильность студентов и профессоров), одновременно сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования (высокий уровень знаний , образование через проведение научных исследований, профессиональная инженерная школа, воспитание сотрудников на основе общечеловеческих ценностей привлечение общественных институтов к решению проблем образования). Данный вуз предлагает высокий уровень профессиональных знаний и предпринимательских навыков максимально удовлетворяющих запросы много сегментного рынка труда. Экономические успехи общества все в большой степени зависят от способности системы образования давать новые современные знания [1]. Произошедшие изменения обусловили формирование новых запросов студентов к образованию: " Высокое качество предоставляемых образовательных услуг; " Качественное учебно-методическое обеспечение; " Современная материально - техническая база; " Наличие научных школ и условий для научной деятельности студентов; " Четкая профессиональная ориентация и формирование профессионального самосознания студентов; " Высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности: " Возможность разностороннего (духовного, физического, культурного) развития; " Признание диплома за рубежом. Вуз как субъект рыночных отношений должен иметь гибкую реакцию на изменения окружающей среды, который обеспечивает маркетинг. Отсутствие данной реакции приводит к некорректному установлению цен на образовательные услуги и программы, к неверному определению приоритетов в образовательных программах основных и дополнительных; как итог - недобор и потеря финансовых потоков. Например, по результатам приема абитуриентов в ФГБОУ ВПО РГТЭУ в 2009 г. составил 338 человек, а в 2010 г. 433 человека, что означает прирост абитуриентов на 28%. Но в 2011 г. происходит снижение числа абитуриентов на 2% и составляет 425 человек. В 2011 г. всего было подано 923 заявления абитуриентов, без учета приоритетов на все формы обучения (в 2010 году - 997 заявлений). Зачислено по бюджету: на очную форму - 45 человек на направления ВПО, 5 чел. на магистерские программы и 100 человек на специальности СПО, на заочную форму обучения - 10 чел. На договорной основе на специальности ВПО на очную форму - 78 чел. (в 2010г. - 66 чел.), заочную - 264 чел. (в 2010г. - 334 чел.), магистерские программы - 25чел.. Общий прием абитуриентов составил 525 человек (в 2008г - 431 чел., 2009 - 393 чел., 2010 - 543 чел.). В 2011 году имело место увеличение контрольных цифр приема в филиал по сравнению с прошлым годом на 18 мест, в том числе на очную форму - на 17, заочную - на 1. Контрольные цифры приема выполнены полностью. В регионе высокая конкуренция вузов за абитуриента, поступающего на договорную основу. Согласно "Порядка приема на 2011 год", абитуриент имеет право подать заявления и предоставлять копии документов в несколько Вузов. Общие демографические тенденции, а также экономическая ситуация Ивановской области отразились на приеме в Ивановский филиал РГТЭУ на договорной основе. Ряд государственных Вузов области, имеющих большое количество не востребованных бюджетных мест на специальности технической, технологической, педагогической и др. направленностей, принимали абитуриентов с непрофильными результатами ЕГЭ, что привело также к оттоку абитуриентов по договору. Серьёзное внимание необходимо уделять планированию приёма в вузе, именно определению перечня профилей подготовки. Необходимо учитывать не только интересы отдельной кафедры, а всего вуза в целом, а также демографическую и экономическую ситуацию в нашем регионе, аналогичные предложения других вузов. Из 11 предложенных к приему в этом году профилей очной формы обучения 3, а то и 4 нужно будет закрывать, т.к. получились малочисленные группы. На заочной форме обучения таких групп 3 на полном сроке обучения и 3 на сокращенном. Получается, что предложив студентам обучение по этим профилям и зачислив, поставили их перед фактом уже во время обучения. Поэтому уже сейчас, необходимо определить все профили обучения в разрезе форм и сроков обучения для приема на следующий год и вести по ним профориентационную работу для профильной аудитории. Для того чтобы адекватно понимать сущность качества в сфере услуг, необходимо помнить, что любая услуга как товар это неосязаемое, нематериальное действие, происходящее в момент контакта производителя услуги и ее потребителя. Большинство маркетологов согласны с тем, что качество в сфере услуг вовлекает в себя сравнение потребителем своих ожиданий качества перед потреблением услуги с восприятием качества в момент непосредственного потребления услуги [2]. Потребитель, по мнению специалистов, воспринимает качество услуги по двум срезам: техническому (что потребитель получает от услуги) и функциональному (как потребитель получает услугу). Первая потенциальная проблема - возможней разрыв между ожиданиями потребителя относительно качества обслуживания и ответной реакцией руководства фирмы на эти ожидания. Другими словами, это непонимание, незнание, или игнорирование руководством фирмы ожиданий своих клиентов. Вторая потенциальная проблема - возможный разрыв между пониманием руководством фирмы ожиданий потребителя относительно качества и процессами стандартизации, систематизации, формализации и внедрения системы качества в своей фирме. Третья потенциальная проблема - возможный разрыв между внедренной руководством фирмы системы качества обслуживания на основе ожиданий клиентов и нежеланием, невозможностью или неподготовленностью персонала следовать установленным стандартам. Четвертая потенциальная проблема - возможный разрыв между существующей в фирме системой качества и искаженной внешней информацией об этой системе в средствах массовой информации. Наконец, пятая, самая сложная проблема возникает и момент предоставления фирмой услуги клиенту. Это те моменты истины, где ожидания клиентов относительно качества либо подтверждаются, либо нет. Не подтверждение ожиданий ведет к уходу потребителей к конкурентам и к более высоким расходам на маркетинг для привлечения новых потребителей. Подтверждение ожиданий ведет к долгосрочной лояльности потребителя к фирме, что иногда называется "маркетингом отношений". Маркетинг отношений обеспечивает долгосрочный успех фирмы за счет стабильной прибыльности, основанной на лояльности потребителей и за счет сокращения расходов на маркетинг для привлечения новых клиентов. Маркетологов в первую очередь интересуют вопросы: какие атрибуты товара или услуги наиболее существенно влияют на удовлетворенность потребителя в результате покупки и как создать такую корзину этих атрибутов товара или услуги, чтобы она эффективнее, чем корзина конкурентов, удовлетворяла бы потребности избранного рыночного сегмента? Согласно общепринятой классификации индустрий услуг К. Лавлока, образовательные услуги как товар могут характеризоваться следующим образом. С точки зрения маркетинга образовательные услуги это: 1. неосязаемые действия (работы), направленные на умы людей; 2. продолжительные (до шести лет) отношения между фирмой и клиентом; 3. высокая интенсивность контакта производителя и потребителя услуги; 4. низкий уровень стандартизации услуги; 5. высокая роль персонала как части услуги; 6. средний уровень материально-технической базы как части услуги. Применительно к сфере образовательных услуг обсужденная выше пятиступенчатая модель качества может рассматриваться как пять уровней-разрывов, препятствующих наличию и восприятию качества. Соответственно первый уровень - это возможный разрыв между ожиданиями студентов и восприятием руководством образовательного учреждения этих ожиданий. Второй уровень - это возможный разрыв между восприятием руководства образовательного учреждения ожиданий студентов и трансформацией этих ожиданий в спецификации качества образовательных услуг. Третий уровень - это возможный разрыв между спецификациями качества образовательных услуг и самим качеством предоставляемых образовательных услуг. Четвертый уровень - это возможный разрыв между предоставляемым качеством образовательных услуг и внешней информацией о качестве образовательных услуг образовательного учреждения, передаваемых потенциальным студентам через различные СМИ. Наконец, пятый уровень - это возможный разрыв между ожиданиями студентов относительно качества образования в образовательном учреждении и их непосредственным восприятием качества образования в этом образовательном учреждении. Список используемой литературы 1. Вестник РГТЭУ, № 8 (35) 2009 г. - 208-213 с. 2. Маркетинг: методы, формы, исследования, № 6 (61), 2001 г. - 54-64 с. 3. Маркетинг в России и за рубежом, № 1 (81) 2011 г. - 82-89 с. 4. Практический маркетинг, № 4 (170), 2011 г. - 33-40 с. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 4857 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |