Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Основные направления программно-целевого подхода развития внутреннего туризма в России на 2011-2018гг. Луховская О.К.
25.05.2012, 21:02 | |
Основные направления программно-целевого подхода развития внутреннего туризма в России на 2011-2018гг. Луховская О.К. д.э.н., проф., заведующая кафедрой ЭУПТ и СУ Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г.Иваново, Россия В основе стратегического развития внутреннего и въездного туризма в России лежит создание в различных ее субъектах сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, каждый из которых представляет собой укрупненный инвестиционный проект. В Ивановской области это туристско-рекреационный кластер "Плес". Автор обосновывает в качестве инструмента развития этого кластера создание союза волжских городов "Волжская Ривьера". Идея позволит пропагандировать роль малых и средних городов России в качестве важных факторов устойчивого развития внутреннего и въездного туризма. Ключевые слова: внутренний и въездной туризм, регион, туристско-рекреационный и автотуристский кластер программно-целевой подход Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" предполагает, что первостепенным в развитие внутреннего и въездного туризма в России станет создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой. Автотуристские кластеры объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа. Каждый из планируемых для создания туристско-рекреационных и автотуристских кластеров представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Общими мероприятиями программы по созданию двух видов кластеров являются: - использование механизма субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости; - реализация пилотных проектов по созданию кластеров, а также тиражирование апробированных и отлаженных решений и механизмов; - создание первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах РФ; - осуществление частичной поддержки ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства; - проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов РФ; - мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных ресурсов, определение состава и структуры необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых будет осуществляться в рамках программы; - определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания), что позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры; - создание эффективных механизмов управления реализацией программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Элементы кластеров планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа). В программе обоснован выбор программного механизма государственного финансирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в РФ из 3 возможных сценариев достижения цели. Первый сценарий заключался в развитие туристской инфраструктуры во всех субъектах РФ вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий. Сильные стороны: формирование новых объектов индустрии гостеприимства, массовая поддержка регионов. Слабые стороны: отсутствует логическая, технологическая и функциональная взаимосвязь мероприятий программы; рассредоточение предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловило бы низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма. Второй сценарий заключается в развитии туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов РФ. Сильные стороны: перспективность с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Слабые стороны: отсутствие концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока, а также взаимосвязей между проектами, что может привести к низкой эффективности и результативности программы. Третий сценарий так же заключается в развитии туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов РФ. Сильные стороны: перспективность с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма; использование кластерного подхода реализация проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг; максимальная эффективность мероприятий программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам. При отборе региональных инвестиционных проектов особое внимание будет уделено туристским кластерам, развивающим приоритетные туристские направления РФ. Рассмотрим эти направления подробнее. Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт - Марциальныеводы. Традиционными для северо-запада РФ видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма. В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного кольца России" используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном объеме туристского потока, оцениваемом в 9 млн. туристов в год, его фактическое значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов. На территории регионов ЦФО, в совокупности составляющих перспективное туристское направление "Золотое кольцо России", расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц. Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. ЦФО занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны). В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут "Золотое кольцо России" проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма. Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год. Создание туристских кластеров в ЦФО будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене. Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока. Наиболее перспективным туристским направлением ЦФО является кластер "Большая Волга" объединяющий субъекты РФ, входящие в Приволжский федеральный округ (привлекающих ежегодно более 5,2 млн. человек или 16,2 процента общего туристского потока страны), а так же Астраханскую и Волгоградскую области. Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов. Создание условий для развития культурно-познавательного (в том числе этнографического), оздоровительного, делового, экологического, речного, круизного и пляжного видов туризма является приоритетом для регионов "Большой Волги".Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.). Согласно экспертным оценкам при условии решения проблем инфраструктуры и преодоления связанных с ними ограничений поток туристов в рамках туристского направления "Большая Волга" может быть увеличен до 10 млн. туристов в год. Итак, после проведенного анализа выделим субъекты РФ, по сравнительным характеристикам наиболее схожие с нашим регионам, в рамках которых должны быть созданы туристско-рекреационные и автотуристские кластеры: Туристско-рекреационный кластер "Золотое Кольцо", Ярославская область; Туристско-рекреационный кластер "Плес", Ивановская область; Туристско-рекреационный кластер "Рязанский", Рязанская область; Туристско-рекреационный кластер "Всплеск", Ростовская область; Туристско-рекреационный кластер "Псковский", Псковская область; Туристско-рекреационный кластер "Елец", Липецкая область; Автотуристский кластер "Задонщина", Липецкая область; Поддержка проектов создания туристских кластеров в Нижегородской области; Поддержка проектов создания туристских кластеров в Астраханской области; Поддержка проектов создания туристских кластеров в Волгоградской области; Поддержка проектов создания туристских кластеров в Костромской области. Каждый из выбранных субъектов РФ расположен на уникальной по своим туристским качествам и свойствам территории, имеет значительный накопленный и перспективный туристский потенциал, большие возможности и перспективы дальнейшего развития и роста. В рамках каждого кластера будут проведены мероприятия по строительству и модернизации туристских объектов с длительным сроком окупаемости, созданию и реконструкции комплексов обеспечивающей инфраструктуры (см. прил. 4 к ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"[2]. Кроме создания туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в рамках Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" решаются еще две важные задачи: Повышение качества туристских услуг; Продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках. В рамках решения первой задачи будут проведены следующие мероприятия: Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма; Создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций; Проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области управления качеством туристских услуг. В рамках решения второй задачи будут проведены следующие мероприятия: Создание автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающей эффективное функционирование государственной информационной поддержки туризма в РФ, включающий в себя централизованный ресурс в сети Интернет о туристских возможностях РФ; Проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в России на телевидении, в электронных и печатных СМИ, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов; Создание конкурентоспособного цифрового контента; Организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий; Проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий по продвижению туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках. Таким образом, с помощью Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" будут реализованы мероприятия по трем основным направлениям, способствующие комплексному, системному развитию внутреннего и въездного туризма в субъектах РФ. В последние годы администрация Ивановской области проводит активную "протуристскую" политику. Туристская политика Ивановской области определяется рамками концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы", разработана и действует областная целевая программа. Высокое разнообразие и аттрактивность рекреационных ресурсов области позволяет развивать в первую очередь культурно-познавательный, оздоровительный и паломнический туризм. Процесс превращения Ивановской области в крупный туристский кластер должен проходить под эффективным управлением администрации области, ее районов и муниципальных образований, чтобы не допустить неконтролируемой приватизации ценных в рекреационном отношении земель, недвижимости, историко-культурных и природных объектов и обеспечить действительное экономическое и социальное возрождение области в интересах ее населения. Необходимо проводить гибкую политику, направленную на привлечение как частных инвесторов (местных, московских, из сопредельных областей, иностранных), так и целевое финансирование программ из федерального, областного, местного бюджета, из благотворительных и общественных фондов. Необходимо увеличивать количество известных брендов области, добавлять больше событийных программ. В целях данного исследования был проведен опрос 224 респондентов, которым было предложено оценить эффективность развития в Ивановской области отдельных видов туризма. Результаты ответов представлены в таблицы 1. Таблица 1. Оценка эффективности развития отдельных видов туризма в Ивановской области Вид туризма Ответ в % Плохо Посредственно Хорошо - рекреационный 23,9 68,1 8 - лечебно- оздоровительный 10,2 68,5 21,3 - культурно-познавательный 7,9 58,4 33,7 - молодежный 22,2 66,7 11,1 - паломнический 32,7 57,5 9,7 - горнолыжный 41,3 51 7,7 - речной 16,7 64,8 18,5 - семейный 13,6 66,4 20 - экскурсионный 12,6 44,1 43,2 - конный 50,9 47,3 1,8 - промысловый 26,1 59,5 14,4 Проанализировав ответы можно сделать вывод о том, что Ивановская область аттрактивна по многим направлениям развития туризма и на территории области развито большое количество видов туризма. По потребительским предпочтениям пока на первом месте стоит культурно-познавательный туризм, за ним идет лечебно-оздоровительный туризм и экскурсионный. При ответе респондентов на шестой вопрос, "Какие факторы для вас могут повлиять на выбор места отдыха?" результаты были распределены следующим образом: - разнообразие природных условий области - 14,3% - благоприятные климатические условия - 29,5% - богатство и разнообразие животного и растительного мира - 15,2% - концентрация памятников культурно-исторического наследия - 19% - широкое развитие народных художественных промысел и ремесел - 9% - наличие санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха13%. Это говорит о том, что для большинства опрошенных важнейшими факторами при выборе места отдыха будет являться благоприятный климат, концентрация памятников культурно-исторического наследия и разнообразие растительного и животного мира. А этими факторами Ивановская область обладает в полной мере. Результаты анкетирования подтверждают материалы Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", где отмечено, что в настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный и этнографический[1]. Такие города Ивановской области как Плес, Палех, Иваново входят в популярный маршрут "Золотое кольцо России". Маршрут проходит через древнейшие города нашей области - центра России. В общей сложности "Золотое кольцо" привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. ЦФО занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны). Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год. Систематизация наиболее привлекательных предложений на внутреннем рынке туруслуг Ивановской области позволит обеспечить формирование целевых региональных программ субъектами нашего региона. При этом следует учитывать поддержку Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" туристско-рекреационного кластера "Плес". Создание туристских кластеров в ЦФО будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене. Назрела необходимость формирования эффективных программ развития внутреннего туризма в Ивановской области. Инструментом развития может стать предложенная губернатором Ивановской области идея создания союза волжских городов "Волжская Ривьера" (на базе Кинешмы). Идея позволит пропагандировать роль малых и средних городов России в качестве важных факторов устойчивого развития внутреннего и въездного туризма. Программно-целевой подход развития туристско-рекреационного кластера "Волжская Ривьера" заключается в реализации: - бизнес-идеи включения малых городов России в туристско-рекреационный кластер региона, - технологии организации и проведения информационно-пропагандистских кампаний, обеспечивающих позитивный имидж и узнаваемость малых и средних городов на туристском рынке; - механизма развития частно-государственного партнерства в индустрии гостеприимства, - основы поддержки объектами малого и среднего бизнеса процессов развития портовых городов (малых и средних) в качестве экономического ресурса обеспечивающего основной поток туристов в регион через главную водную артерию Волгу. - популяризация историко-культурного наследия и туристско-рекреационных ресурсов малых и средних городов России "Малой Волги"; - объединение и консолидация малых и средних городов по формированию туристских продуктов с учетом историко-культурных и туристско-рекреационных особенностей территории волжских городов; - зарождения союзов, ассоциаций и других объединений в сфере туризма. Целевое программирование развития туризма позволит формировать благоприятный климат во-первых, для инвесторов в области развития туристской инфраструктуры малых и средних городах России; во-вторых, для органов власти всех уровней к развитию протекционизма в области поддержки туризма малых и средних городов России, трансформации туристского сектора в ведущую отрасль экономики города, что предполагает развитие "осевого" потенциала туризма , а также адаптацию новых стратегий развития; в третьих, для субъектов малого и среднего бизнеса по усилению туристского бизнеса в области модернизации исторически сложившейся и создании качественно новой (вновь введенной) материально - технической базы туриндустрии города. К территориям перспективного туристского направления "Волжская Ривьера" кроме субъектов Ивановской области может быть отнесены и такие города как Кострома, Нижний Новгород. Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках верхней Волги в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов. Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.). Согласно экспертным оценкам при условии решения проблемы развития инфраструктуры и преодоления связанного с неограниченного потока туристов, Ивановская область может увеличить приток туристов до 10 млн. чел. в год. Прежде всего, речь идет о туристско-рекреационном кластере "Плес". Таким образом, систематизация наиболее привлекательных предложений на внутреннем рынке туруслуг Ивановской области следует рассматривать как инструмент формирования целевых региональных программ Ивановской области и моделирования стратегий развития бизнеса турфирмами на внутреннем рынке туруслуг Ивановской области. Список использованной литературы. 1. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы" 2. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/361/ | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 5979 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 |
Всего комментариев: 0 | |