MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Некоторые аспекты к вопросу конкурентоспособности торговых предприятий. Кузнецова И.Д., Касимовская Г.П.
25.05.2012, 20:48
Некоторые аспекты к вопросу конкурентоспособности торговых предприятий

Кузнецова И.Д., Касимовская Г.П.

Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия
Ивановский филиал РГТЭУ, г. Иваново, Россия

В статье рассмотрены аспекты по изучению вопроса конкурентоспособности торгового предприятия. Дана сравнительная характеристика конкурентоспособности предприятия и товара, определены параметры конкурентоспособности предприятия и разработан технологический процесс взаимодействия конкурентоспособности товара и предприятия. Предложен алгоритм конкурентоспособности предприятия, апробированный на конкретном торговом предприятии, реализуемом молочную продукцию. Разработана стратегия исследований предприятия на основе предложенной матрицы конкурентоспособности.

Subject of this article - aspects on studying of a question of competitiveness of trade enterprise. There is given the comparative characteristic of competitiveness of the enterprise and are defined parameters of competitiveness of the enterprise in this article. It's developed technological process of interaction of competitiveness of the goods and the enterprise. We offer the algorithm of competitiveness of the enterprise and have approved it at concrete trade enterprise, realized dairy production. It's developed strategy of researches of the enterprise on the basis of the offered matrix of competitiveness.

Ключевые слова: конкурентоспособность, параметры конкурентоспособности, уровень конкурентоспособности, матрица конкурентоспособности, стратегия.

Keywords: competitiveness, parameters of competitiveness, competitiveness level, competitiveness matrix, research strategy.

Особенностью современной рыночной экономики является не проблема вообще конкурентоспособности, а интегрирование конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия.

Несмотря на то, что Россия вошла в ВТО и оспаривает свои позиции в мировой экономике, существуют объективные факторы, влияющие на конкурентоспособность.

К ним относятся: структурное и технологическое несовершенство, низкое качество стратегического управления, как на макроуровне, так и на мезо- и макроуровнях.

Основной задачей нашей страны является создание конкурентоспособной продукции отечественными производителями на внутреннем и на внешнем рынках.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения или конкретной потребности с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [1].

Понятие "конкурентоспособность" - понятие широкое:

- включает различные объекты (государство, отрасли, регионы, предприятия (организации), товары);

- связано с конкурентной борьбой;

- позволяет проводить сравнение свойств объекта с аналогичными объектами на рынке;

- удовлетворяет потребность;

- выпускает конкурентоспособную продукцию;

- поддерживает имидж;

- определяет финансовую устойчивость.

Достижение конкурентоспособности - основная стратегическая цель любого предприятия, реализуемая лишь при эффективном управлении конкурентоспособности предприятия как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Оценка конкурентоспособности предприятия зависит от ряда причин:

- использования результатов научно-технического прогресса;

- внедрение новой техники и технологии, а также эффективных методов управления;

- изменения стратегии управления в связи с постоянными амплитудами рыночной конъюнктуры, влияющей на динамичный показатель - конкурентоспособность;

- постоянный анализ своих позиций и реальных конкурентов.

Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия взаимосвязаны друг с другом. Однако они имеют и отличия, которые были выявлены и отражены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара

Характеристика Конкурентоспособность

предприятия товара

достаточно длительный короткий промежуток времени

(месяц, год)

Лица, определяющие конкурентоспособность производитель, потребитель потребители

Параметры

конкурентоспособности Рынок, его доля, доступность, позиции предприятия, работающего на этом рынке, конкурентные позиции Реклама, качество, сервис, обслуживание, цена

Эффективность Всей хозяйственной деятельности Определяемого товара (изделия)

Удовлетворение Требованиям производителя (минимальные затраты) Требованиям потребителя

(ценовые, количественные, сервисные, т.д.)

В 60-70-е годы в мире достаточно остро вставали вопросы конкурентоспособности. В СССР все внимание уделялось на отстающие отрасли (куда направлялись ресурсы), не обладающие потенциальной конкурентоспособностью (например, угольная, текстильная и т.д.). Результат был обратный: "прорыв" на мировых рынках осуществляли те отрасли, которым не оказывалась такая поддержка [3].

Исследование конкурентоспособности предприятия и товара показывает, что ее развитие происходило в нашей стране поэтапно. Авторами статьи выделены следующие этапы:

I этап (1992-1998 г.г.) - снижение темпов развития национальной экономики. Появление понятия "конкурентоспособность" как для производителей, так и потребителей;

II этап (1998-2004 г.г.) - выход российской экономики из кризиса и переход в стадию стабильности. Призыв правительства выпускать конкурентоспособную продукцию отечественными производителями. Появление конкурентоспособной продукции.

III этап (2005-2011 г.г.) - появление все более конкурентных предприятий, выпускающих продукции, удовлетворяющих потребности покупателей. Вхождение страны в ВТО, а, следовательно, решение задач конкурентоспособности за пределами страны, т.е. на международном рынке.

Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от процесса технологии, а именно от качества поставляемых ресурсов до реализации товара потребителям.

Конкурентоспособность товара в значительной степени зависит от соблюдения условий их транспортировки, хранения. Это позволяет сохранить товар на всех этапах его жизненного цикла, реализовав их по оптимальной цене.

Оценка конкурентоспособности торгового предприятия приведена в таблице 2.

Таблица 2

Параметры конкурентоспособности торгового предприятия

Товар (продукт) Цена Каналы сбыта Продвижение

продукта на рынок

1. Качество продукции

2. Уровень обслуживания

3.Сервисное послепродажное обслуживание

4. Престиж компании 1. Прейскурантная

2. Процент скидки

с цены

3.Налоговая скидка

4. Срок платежа 1. Слежение

охвата рынка

2. Формы сбыта

3.Система

контроля 1. Реклама

2. Продвижение товара по каналам сбыта

3.Индивидуальная продажа

4.Стимулы для потребителей

5. Опрос потребителей

На основании проведенных исследований параметров конкурентоспособности торговых предприятий можно применить графический метод и построить многоугольник, определив степень их конкурентоспособности относительно друг друга.

Необходимо отметить, что оценка конкурентоспособности промышленной продукции может иметь большее число параметров, которое обеспечит точность выявления конкурентоспособности аналогичных товаров.

На рис. 1 показаны элементы технологического процесса, обеспечивающего конкурентоспособность товара и торгового предприятия.



Торговое предприятие

ресурсы качество товар для

(закупаемые реализации

товары)

первичный условия успешно

контроль реализации (контроль):

продукции транспортировка

хранение

срок реализации

Рис. 1 Процесс обеспечения конкурентоспособности товара и предприятия в сфере обращения

Таким образом, на рисунке показано, что конкурентоспособность товара торгового предприятия начинается со стадии закупки и сохранения качества товара разнообразного ассортимента в процессе реализации и удовлетворения потребности покупателя, что в целом создает условие для конкурентоспособности предприятия.

Широкое распространение в практике определения конкурентоспособности среди разных методов получили балльный (рейтинговый) и экспертный. Достоинством этих методов является доступность и простота; недостатком - субъективизм и неточность.

Авторами данной статьи ранее был предложен алгоритм определения оценки конкурентоспособности товара [2]. Дальнейшие исследования конкурентоспособности позволили выявить некоторые аспекты конкурентоспособности торгового предприятия.

К этапам исследования, на наш взгляд, можно отнести:

1. Маркетинговые исследования.

2. Финансовое состояние торгового предприятия.

3. Анализ и оценка конкурентоспособности товара.

4. Разработка стратегии анализируемого торгового предприятия.

Проведение маркетинговых исследований торговым предприятием направлено не только на выявление проблемы, стоящей перед ним, но и позволяет получить информацию о рынке, конкурентах, поставщиках, о месте исследуемого предприятия на рынке, занимаемой им доли на рынке, конкурентном преимуществе.

Составление анкеты для определения оценки конкурентоспособности предприятия позволяет провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов.

Анализ информации, ее интерпретации позволит вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение на рынке по отношению к основным конкурентам.

Конкурентоспособность предприятия должна прежде всего быть обеспечена финансовым положением.

Методики анализа финансового состояния позволяют выявить его платежеспособность, определяющая развитие предприятия: расширение своего ассортимента, улучшение качества товара, поддержание его имиджа и марки.

Внешне конкурентоспособность фирмы проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость. Для оценки конкурентоспособности также могут быть использованы методики финансового анализа.

Анализ финансовой и хозяйственной деятельности связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия.

Анализ финансового положения фирмы, осуществляемый на основе данных бухгалтерской отчетности, позволяет отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности, он служит связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно предпринимательской деятельностью фирмы.

Как показывает практика, конкурентоспособность предприятия, реализуемого молочную продукцию определялась по отдельным направлениям:

- выявлена оценка поставщиков, среди которых лидирующее место занимают поставщик 1, поставщик 2; самое последнее место - поставщик 3, от хозяйственных связей которого необходимо руководству отказаться;

- анализ конкурентов выявил, что основным недостатком исследуемого предприятия является узкий и мало обновляемый ассортимент выпускаемой продукции; слабое использование инноваций, слабая модернизация производства, а следовательно недостаточный высокий технологический уровень производства.

Таким образом, результаты исследуемого торгового предприятия среди своих конкурентов (конкурент 1, конкурент 2, конкурент 3) имеет наименьший показатель, полученный экспертным путем (7,9 против 8,8 и 9 соответственно). Следовательно, руководство предприятия должно ориентироваться на разработку конкурентной стратегии - стратегия развития рынка.

С целью повышения конкурентных преимуществ проводились маркетинговые исследования рынка молочной продукции, которые подтвердили, что исследуемому предприятию необходимо расширять ассортимент выпускаемой продукции, сменить упаковку, продлевающую срок хранения, увеличить долю рынка, осуществить переход на международную систему менеджмента качества ИСО 9001-2008; внедрить технологическую линию по производству глазированных сырков и технологию по очистке загрязненных сточных вод. Все эти мероприятия позволят повысить конкурентные преимущества исследуемого предприятия. Затраты на их проведение данных мероприятий составит 113432, 0 тыс. руб., доход - 55414,7 тыс. руб.

Конкурентоспособность предприятия или товара зависит от конкурентных условий, складывающих на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж).

Управление конкурентоспособностью связано с моделированием стратегии, как главной линией поведения предприятия, направленной на достижение поставленных целей, в которых в целом отражается эффективность его деятельности.

В отечественной экономической литературе рассматривается разнообразие стратегий. Однако как показывает практика, не рассматривается комплексно, обобщенно маркетинговая стратегия, а лишь по сферам деятельности маркетинга (товарная, ценовая, рыночная, конкурентная и т.д.). Конкурентоспособность - это основная составляющая маркетинговой стратегии.

На наш взгляд, уровень конкурентоспособности можно определить в виде интегрального множителя по формуле:

Yn = ik?iy?ip?ic…?in

где Yn - уровень конкуренции предприятия на определенный период;

ik,iy,ip,ic - темп роста качества, цены, рекламы, сервисного обслуживания относительно аналога конкурента;

in - темп роста иного показателя относительно аналога конкурента.

Отсюда, предлагаемая матрица конкурентоспособности, включающая в себя уровень конкурентоспособности и темпы роста рынка, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Матрица конкурентоспособности

Уровень

конкурентоспособности Темп роста рынка (%)

низкий средний высокий

Низкий (до 50%) "спад"

Средний (50-75%) "подъем"

Высокий (75-100%) "развитие"

Из таблицы видно, что:

1. Квадрат "низкий-низкий" обеспечивает малый процент доли рынка: не пользующийся спросом товар, что характеризуется стратегией "спад".

2. Квадрат "средний-средний" - недостаточный процент доли рынка, невысокий спрос на товар, удовлетворительное качество товара. Характеризует стратегию "подъем".

3. Квадрат "высокий-высокий" - высокая доля рынка, имеется достаточный спрос на товар, хорошее качество, послепродажное обслуживание. Стратегия развития рынка наиболее эффективна для анализируемого предприятия, позволяющая расширять свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки; по-новому предлагать существующие товары, использовать новые методы распределения сбыта и усилить продвижение товара. Такая стратегия определяет и высокий уровень эффективности и получение экономического эффекта торгового предприятия.

Таким образом, в новых условиях развития страны и перехода к стабильности экономики важное значение имеет конкурентоспособность торгового предприятия. Предлагаемые подходы к методическому обеспечению конкурентоспособности торгового предприятия позволяют расширить представление о конкурентоспособности и могут быть успешно применены на практике.

Литература:

1. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб пособие/Е.И. Иванова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Кузнецова И.Д., Касимовская Г.П. Подходы к разработке методики конкурентоспособности торгового предприятия.

3. Кузнецова И.Д., Шеина Л.А. Особенности оценки конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях современной российской экономики. "Проблемы экономики, финансов и управления производством"; Иваново, 2004, 315, с.277-285.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: предприятий., И.Д., Г.П., Торговых, вопросу, аспекты, конкурентоспособности, Касимовская, Кузнецова, Некоторые
Просмотров: 4125 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]