Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Роль государства в повышении конкурентоспособности отечественного птицеводства. Касаткин Ю.С.
25.05.2012, 20:45 | |
Роль государства в повышении конкурентоспособности отечественного птицеводства Касаткин Юрий Сергеевич - аспирант Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета; e-mail: kasatkin85@mail.ru Научный руководитель: Новиков Александр Иванович, д.э.н., профессор Аннотация. В статье рассмотрен вопрос государственного влияния на конкурентоспособность отрасли птицеводства. Выявлена роль государственных целевых программ, ориентированных на развитие птицеводства, а также указаны основные направления дальнейшего развития птицеводческой отрасли РФ. Ключевые слова: промышленное птицеводство, государство, конкурентоспособность, инвестиции, экспорт. Annotation. This article is devoted to the question of state influence on competitiveness of the poultry industry. The role of state programs, which are focused on the development of poultry was identificated as well as the main directions of further development of the poultry industry in the Russian Federation were indicated. Keywords: industrial poultry production, state, competitiveness, investment, exports. Развитие сельского хозяйства и отрасли птицеводства, в частности, во многом зависит от политики государства, проводимой в данной сфере. На сегодняшний день воздействие государства на развитие отрасли птицеводства проявляется в решении следующих вопросов: разработки и реализации целевых программ, направленных, как на поддержку отечественных производителей мяса птицы и яиц, так и стимулирование интенсификационных процессов в птицеводстве; регулирования поставок мяса птицы по импорту, политики в области установления и распределения квот на мясо птицы; создании и претворении в жизнь законодательных и нормативных актов, которые оказывают непосредственное влияние на отечественных производителей и отношения на рынке птицеводческой продукции. Рассмотрим, каким образом государство влияет на повышение конкурентоспособности отрасли птицеводства в регулировании каждого из вышеуказанных вопросов. За период стабилизации в птицеводстве государство предпринимало ряд мер, направленных на повышение темпов развития отрасли. Основной причиной повышенного внимания государства к отрасли птицеводства является важность данной отрасли, как поставщика для населения недорогого и качественного белка. Именно доступность продукции и хорошие показатели рентабельности производства дают птицеводству преимущества перед животноводством в вопросе распределения государственных средств для стимулирования отрасли. Основное воздействие государства на стимулирование процессов в отрасли осуществляется через государственные целевые программы. Данные программы являются важным рычагом инновационных преобразований в сельском хозяйстве, они призваны обеспечить ритмичность производства, подбор и кооперацию участников реализации программы, сбалансированность во времени и пространстве их действий, финансово-кредитные отношения, регулирование и контроль процесса. За период с 1998 года по настоящее время наиболее значимыми государственными программами, направленными на развитие АПК и, в частности, отрасли птицеводства являются: национальный проект "Развитие АПК" 2006-2007гг.; государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы[5]. Данные программы основной своей целью ставят интенсификацию сельскохозяйственного производства и повышение рентабельности отечественных предприятий сельскохозяйственной отрасли. Среди государственных целевых программ наиболее значимой является программа развития сельского хозяйства на 2008-2012гг. Именно данная программа в части своей реализации затрагивает основные составляющие, влияющие на развитие сельского хозяйства в целом и птицеводства в частности. Мероприятия данной программы затрагивают следующие аспекты, стимулирующие развитие птицеводческой отрасли: повышение доступности кредитов для предприятий птицеводческой отрасли; сохранение льготного налогообложение предприятий птицеводства; проведение финансового оздоровления птицеводческих предприятий в рамках ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"; дотирование отрасли птицеводства в рамках приоритетного развития животноводства; регулирование рынка мяса птицы с учетом интересов отечественных товаропроизводителей, в том числе в вопросе установления квот на импортные поставки.[1] За период реализации государственных целевых программ "Развитие АПК" и двух лет гос.программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы инвестиции в отрасль птицеводства составили более 200 млрд.рублей (рис. 1). Рис. 1. Объемы инвестиций в птицеводческую отрасль Данные инвестиции за период реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной Программы развития сельского хозяйства и первого года реализации ведомственной программы по развитию птицеводства позволили увеличить объем производства мяса птицы на 1,48 млн.тонн в убойной массе (с 1,38 млн.тонн в 2005г., до 2,86 млн.тонн в 2010г.). Прирост объема производства яиц в РФ в данный период составил 3,9 млрд.шт. или 10% (с 37,1 млрд.шт. в 2005г. до 41 млрд.шт. в 2010г.). Большое значение для развития отечественного птицеводства имеет баланс меду объемами продукции птицеводства, производимой отечественными производителями, и импортной продукцией птицеводства. Результаты в решении данного вопроса прямым образом зависят от политики государства. Так, до 2008 года формирование рынка мяса птицы и политика его регулирования строились по остаточному принципу по отношению к отечественным производителям: тарифные квоты на поставку импортного мяса птицы устанавливались без учета созданного потенциала отечественного производства и перспектив его развития[5]. С 2008 года ситуация изменилась: благодаря принятию Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2008 года № 918 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы" был сокращен объем импортной квоты на 300 тыс. т мяса птицы и значительно повышены тарифы на внеквотные поставки. Формирование импортных квот стало осуществляться с учетом внутренних потребностей государства в мясе птицы, а также с учетом степени покрытия данных потребностей продукцией отечественных производителей. Результаты мероприятий, реализованных государством в данном вопросе позволили повысить эффективность отрасли птицеводства и стимулировать ее дальнейшее развитие. Баланс ресурсов мяса птицы на российском рынке представлен на рисунке 2[4]. Рис. 2. Баланс ресурсов мяса птицы в РФ Данный рисунок наглядно демонстрирует снижение объема мяса птицы, поступаемого по импорту с 2008 по 2010 года на 674 тыс.тонн(с 1224 тыс.тонн - в 2008г. до 550тыс.тонн в 2010г.)[4]. Положительным является то, что данное снижение импорта достигнуто на фоне увеличения общих ресурсов мяса птицы на рынке РФ. Из этого следует, что в вопросе регулирования рынка птицеводческой продукции, мероприятия Государственной программы, направленные на повышение конкурентоспособности птицеводческой продукции отечественных товаропроизводителей для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке, успешно реализуются[1]. В пределах страны в рамках отдельных субъектов поддержка предприятий отрасли птицеводства осуществляется неравномерно. Здесь помимо федеральной поддержки птицеводства встает вопрос об уровне поддержки отрасли со стороны региональных властей. Так, разница в уровне совокупной поддержки отрасли птицеводства в разных регионах доходит до 10% от стоимости 1кг мяса птицы, что, учитывая повышающийся уровень конкуренции между отечественными производителями, создает географическую неравномерность размещения производств мяса птицы в РФ. К регионам с самым высоким уровнем дотаций на 1кг произведенной продукции относится Белгородская область, что и позволят ей быть лидером среди субъектов РФ по производству мяса птицы[5]. Таким образом, инвестиционная привлекательность отрасли птицеводства региона во многом зависит от уровня поддержки местных властей данного сектора сельского хозяйства, создания благоприятных условий для его развития. Существенное влияние на повышение конкурентоспособности предприятий птицеводческой отрасли оказал Федеральный закон №381-ФЗ от 28.12.2009г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Данный закон регламентирует отношения, в том числе на рынке мяса птицы, между производителями и предприятиями торговли (в т.ч. сетевыми предприятиями розничной торговли)в вопросах соблюдения договорных условий, а также, снижая финансовую нагрузку на отечественных производителей птицеводческой продукции, устанавливает предельно допустимые сроки отсрочек оплаты за птицеводческую продукцию сетевыми структурами[3]. Так согласно ст. 9 данного ФЗ, продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней (к данной категории относятся вся охлажденная продукция из мяса птицы), подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Для продовольственных товаров со сроком годности выше тридцати дней(замороженная продукция из мяса птицы) предельно допустимых срок оплаты установлен в сорок пять календарных дней. Учитывая тот факт, что основной товарооборот по сетевому каналу сбыта обеспечивается в основном за счет охлажденной продукции, данный закон позволил повысить оборачиваемость денежных средств для предприятий отрасли птицеводства. В будущем государство не намерено понижать внимание к птицеводческой отрасли. Так, согласно принятой Министерством сельского хозяйства в конце 2010 г. Концепции развития отрасли птицеводства РФ на период 2013-2020 гг., перед птицеводством стоит перспектива выхода на международный рынок при условии обеспечения международных нормативных требований к продукции, создания селекционно-генетических центров, развития предприятий машиностроения для отрасли и инфраструктуры для формирования мелкотоварного производства[2]. Концепция предусматривает увеличение производства мяса птицы в стране - до 4,5 млн.тонн и яиц - до 50 млрд.шт. Учитывая рост потребления (до 32 кг/год на душу населения) такой объем перекроет внутреннюю потребность и обеспечит возможность выхода птицеводческой отрасли на внешний рынок с излишками произведенной продукции.[] В силу сложившихся традиций и близости культур основными рынками сбыта российских продуктов питания являются страны СНГ, на их долю приходится более 30% от общего объема российского продовольственного экспорта. В остальных странах спрос на традиционные российские продукты питания незначителен. Однако отдельными российскими предприятиями птицеводческой отрасли уже положено начало выхода на зарубежные рынки. Так, наряду со странами СНГ, некоторые объемы продукции экспортируются в Китай и Монголию. По данным Всероссийского института птицеперерабатывающей промышленности, российский экспорт продукции птицеводческой отрасли в 2010 г. составил по мясу птицы и субпродуктам 18,3 тыс.тонн (страны СНГ и Китай), по племенным и товарным яйцам - 254 млн шт. (страны СНГ и Монголия). Конечно, нужно учитывать, что в этих странах требования к качеству и безопасности продуктов близки к российским, и это облегчает оформление экспортных операций. В 2011 г. объем экспорта мяса птицы составит более 60 тыс.тонн, еще через три года Россия сможет экспортировать 100 тыс.тонн мяса птицы (субпродукты и белое мясо). К 2020 г. потенциал экспорта достигнет 200 тыс.тонн. Перспективными для продвижения отечественной продукции многие эксперты считают рынки стран арабского мира и Северной Африки, которые испытывают нехватку зерна и нуждаются в кормах для скота. Рост внутреннего рынка приведет к его насыщению и обострению конкуренции. Поэтому тенденцией 2012 г. станет увеличение числа сделок по слияниям и поглощениям, что позитивно отразится на эффективности птицеводческой отрасли. Если учесть, что к данным трансформационным процессам в отрасли добавится факт свершения вступления России в ВТО, то роль государства в вопросах координирования и повышения конкурентоспособности отрасли птицеводства в ближайшие годы будет только усиливаться. Библиографический список: 1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/1355.145.htm. 2. Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 годов: Приложение №2 к приказу Минсельхоза России от 15 декабря 2010 года. №433. 3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ: Федеральный закон от 28 декабря 2009 года. № 381-ФЗ. 4. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_38/IssWWW.exe/Stg/05-07.htm 5. Экономика промышленного птицеводства: монография/ Нечаев В.И., Фетисов С.Д. - Краснодар, 2010. - 150с. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 4279 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |