Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Теоретические и прикладные аспекты логистики в совершенствовании системы грузовых перевозок массовых грузов. Воронин М.В., Герасимов Р.А.
25.05.2012, 20:43 | |
Теоретические и прикладные аспекты логистики в совершенствовании системы грузовых перевозок массовых грузов Воронин М.В., Герасимов Р.А. Ивановский филиал РГТЭУ, г. Иваново, Россия ООО "Костромские недра", г. Кострома, Россия Рассматриваются принципы и методы логистики в совершенствовании системы грузовых перевозок массовых грузов. Проведен анализ и намечены пути совершенствования системы перевозок грузов предприятия добывающей промышленности. Principles and logistics methods in improvement of system of freight transportation of mass cargoes are considered. The analysis is carried out and ways of improvement of system of transportation of goods of the enterprise of a mining industry are planned. Ключевые слова: транспортная логистика, принципы логистики, управление автомобильным парком, массовые грузы, логистический сервис. Keywords: transport logistics, logistics principles, fleet management, mass cargoes, logistic service. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных видов транспорта и транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих логистических издержек. Оптимизация транспортного процесса является очень важным звеном в сокращении общих логистических издержек, а, следовательно, в повышении прибыли и конкурентоспособности предприятия. Общие принципы логистики: системность, конкретность, комплексность, научность и другие в полной мере работают и в области транспортной логистики, позволяя отличить этот вид деятельности от традиционной транспортировки. Наиболее значимый, конструктивный принцип системности в области транспортной логистики означает следующее: - решения по транспортировке на отдельных участках продвижения грузов являются частью единого управленческого решения по продвижению материального потока на всем протяжении транспортировки, включая все подготовительные и заключительные этапы; - технические и технологические решения на транспорте, а также на складах грузоотправителей и грузополучателей принимаются не изолированно, а с учетом необходимости построения единой технической системы, обеспечивающей эффективное продвижение грузов по всей цепи; - планирование транспортных процессов осуществляется совместно с планированием сопряженных процессов; - решение по транспортировке является частью единого управленческого решения по продвижению материального потока в системе компании, т. е. вариант транспортировки выбирается с учетом складских процессов и затрат, затрат на содержание запасов и с учетом реализации других функций, сопряженных с транспортировкой грузов компании. Наибольшее воплощение концепция логистики и принцип системности нашли в интермодальных и мультимодальных перевозках. Эти виды доставки находятся в вершине иерархической пирамиды организации перевозок. Основные принципы функционирования таких систем доставки заключаются в следующем: - единообразный коммерческо-правовой режим; - комплексное решение финансово-экономических аспектов; - использование систем слежения за передвижением груза; - информационное обеспечение и связь; - единство всех звеньев транспортной цепи в организационно-технологическом аспекте; - кооперация всех участников транспортной системы; - комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта. Для реализации этих принципов необходимо знать особенности использования отдельных видов транспорта, их характеристики и основы взаимодействия. Принцип конкретности означает, что система логистического менеджмента располагает всей необходимой информацией для оценки значимых издержек по каждому из возможных вариантов транспортировки, что позволяет сопоставлять разные варианты, выбирая лучший, соответствующий критерию минимума полных затрат. Принцип конструктивности означает диспетчеризацию транспортного процесса, непрерывное отслеживание перемещения каждого транспортного средства и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций транспортирования грузов. Принцип научности заключается в усилении расчетного начала в определении параметров перевозочного процесса и траектории движения транспортных средств. Надежность транспортировки грузов заключается в обеспечении безотказности и безопасности движения, резервировании подвижного состава и широком использовании современных технических средств перемещения и управления движением. Вариантность перевозки грузов проявляется в решении основных задач транспортной логистики: выборе вида транспорта, способа транспортировки, маршрута и т.д. По данным [1], достижение высокой конкурентоспособности предприятия возможно за счет использования при построении бизнес-процессов и в текущей работе следующих принципов транспортной логистики. 1. Процессный подход к управлению. Классический логистический подход к управлению предприятием основывается на выделении единой функции координации материальных потоков и технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных подразделений предприятия, а также звеньев всей товаропроводящей цепи в единую систему. Однако к настоящему моменту данный подход перетерпел некоторые изменения. Акценты сместились от ориентации на жесткий централизованный контроль комплекса функций к процессному управлению, основанному на вовлечении в достижение стратегических целей всех категорий работников. Каждый процесс, являющийся элементом какой-либо серьезной функции, кем-то контролируется и обеспечивается определенными ресурсами, а значит, есть и конкретное лицо, отвечающее за него. Это помогает избежать безразличного отношения даже к самым глубинным и сложным проблемам предприятия. Данный подход не противоречит логистическому, а дополняет его. Сам глобальный процесс товародвижения управляется по аналогичному принципу: его владельцем является высший менеджмент предприятия, а ресурсами - персонал на всех уровнях иерархии. На настоящий момент это один из эффективнейших путей максимизации эффективности деятельности предприятия. 2. Безубыточная масштабируемость. Сформировать эффективный транспортный парк и организовать перевозочный процесс - всего лишь полдела, немаловажной задачей является обеспечение гибкости бизнес-процесса. Сезонность - это мощный природный фактор, имеющий серьезные экономические последствия, это в полной мере актуально для перевозок массовых грузов. Избыток транспортных средств в автопарке в периоды спада столь же пагубно повлияет на экономические результаты, как и их недостаток при всплесках деловой активности. Безусловно, всегда можно воспользоваться наемным транспортом от крупных фирм или компаний-перевозчиков, однако цена аренды автомобиля может свести рентабельность к нулю или даже вывести в минус. Для достижения оптимальных издержек структура парка (по типам транспортных средств и соотношению "собственный/наемный") должна четко соответствовать потребностям бизнеса, а персонал должен быть заинтересован выполнять работу в нужном объеме и в то время, когда это необходимо фирме. 3. Комплексная автоматизация бизнес-процессов. Человеческий фактор опасен на всех уровнях иерархической лестницы. Единственный способ устранить влияние данного негативного фактора - применение информационных технологий на всех этапах процесса. Считается, что 90% успеха зависит от степени развития информационных технологий на предприятии. Информационные системы формализуют процесс, не позволяя сотрудникам проявлять излишнюю инициативу, сводят количество случайных ошибок к минимуму и в целом делают процесс более прозрачным и управляемым. 4. Специализация на базовых компетенциях. Практика показывает, что открытие предприятием новых направлений деятельности или расширение спектра услуг приносит значительно меньшую отдачу, чем инвестиции в совершенствование уже развитого направления. 5. Интеграция с партнерами по товаропроводящей цепочке. Данная тенденция основана на всех вышеперечисленных. Исключив косвенные низкоэффективные функции, внедрив систему автоматизации бизнес-процессов, повысив рентабельность и достигнув финансовой прозрачности, предприятие становится готовым к выходу на новый этап развития - интегрированному взаимодействию с партнерами по процессу товародвижения. Транспортировка массовых (насыпных, наливных, навалочных и лесных) грузов имеет свою специфику в отношении технической, технологической, документальной и сервисной составляющих. Применение концепции и принципов логистики здесь имеет свои особенности. Наиболее просто принципы логистики могут быть использованы при перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов и т. д.) в условиях, когда сформировались стабильные и мощные грузопотоки (технологические маршруты) между отправителями и получателями. В Канаде и США для работы тяжеловесных поездов, доставляющих сырье и топливо потребителям, выделяются магистральные пути промышленного назначения. На таких линиях не строят дорогостоящие сигнализации и блокировки, загрузка и разгрузка составов поездов полностью автоматизированы. В России на ряде направлений составы с важнейшим железнодорожным сырьем перевозятся по жесткому расписанию, что исключает создание у потребителей больших запасов сырья и топлива. Иначе складывается ситуация при отсутствии сформированных грузовых потоков и отлаженной технологии доставки грузов. Технологические процессы, протекающие в логистических цепях при доставке грузов потребителю, имеют свои особенности, зависящие от транспортной характеристики груза, количества груза, вида транспорта и его провозной способности, характера производственных объектов. Одним из основных вопросов транспортной логистики является разработка технологии перевозки. Технология перевозки - это последовательность технологических операций в ходе выполнения транспортного процесса. Несмотря на кажущуюся однозначность последовательности технологических элементов (например, для автомобильного транспорта: подача транспортного средства к пункту погрузки, размещение груза в кузове транспортного средства, доставка груза грузополучателю, разгрузка и порожний пробег к пункту погрузки) возможны различные варианты выполнения тех или иных операций. Например, погрузка и разгрузка массовых грузов могут быть заменены перецепкой оборотных полуприцепов или прицепов; возврат автотранспортного средства после разгрузки к пункту погрузки может быть совмещен с попутной перевозкой груза (для массовых грузов, конечно, возникают определенные сложности); транспортировка может быть совмещена с технологическими операциями с грузом (например, перемешивание товарного бетона в бетоновозе). Принципы транспортной логистики нами были использованы для совершенствования системы грузовых перевозок предприятия добывающей промышленности ООО "Костромские недра". Данное предприятие осуществляет добычу и перевозку массовых грузов: отсева-песка, отсева дробления и щебня различных фракций. Перевозка грузов ООО "Костромские недра" осуществляется как собственным транспортом, так и транспортом общего пользования с привлечением специализированных перевозчиков. В настоящее время преобладающая доля перевозок приходится на собственный транспорт, но наблюдается тенденция увеличения грузооборота привлеченными силами, что отражает современные тенденции в развитии транспортной логистики. Анализ объема перевозок предприятия показывает, что грузооборот растет довольно высокими темпами и возможно уже наступил тот момент, когда использовать наемный транспорт чрезвычайно неэффективно. Совершенствование системы грузовых перевозок осуществлялось на основании расчетов основных технико-экономических показателей работы транспорта предприятия: грузооборота; производительности труда; коэффициентов технической готовности парка, выпуска автомобилей, статического использования грузоподъемности, использования пробега; производительности автомобиля за время в наряде; трудоемкости транспортной работы; затрат на ГСМ; удельной топливоемкости и др. Предприятию предложено оптимизировать перевозочный процесс путем расчета оптимальных маятниковых и кольцевых маршрутов доставки массовых грузов. Сложность в оптимизации заключается в сокращении порожних пробегов и увеличении коэффициента использования пробега, что обусловлено спецификой данного вида грузов. Нам удалось лишь в небольшой степени совершенствовать указанные показатели. Рис. 1. Зависимость транспортных издержек ООО "Костромские недра" от объема перевозок грузов своим и наемным транспортом Методом анализа полной стоимости в логистике осуществлен выбор альтернативы между созданием своего парка транспортных средств и использованием наемного транспорта, рассчитан объем материального потока, когда необходимо практически полностью перейти на перевозки собственными силами (рис.1). Данные рисунка показывают, что объем материального потока, когда следует использовать наемный транспорт уже давно позади и предприятию просто необходимо задуматься над расширением своего парка транспортных средств. Нами предложено увеличить количество грузовых автомобилей предприятия за счет приобретения 5 "КАМАЗов 6520-028-06" грузоподъемностью 20 тонн с использованием механизма финансового лизинга. Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от отрасли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг - транспортного сервиса. С позиций потребителя транспортный сервис должен обеспечить доставку груза обусловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивали бы наилучшее качество логистического сервиса. В транспортировке массовых грузов логистический сервис также играет немаловажную роль и имеет ряд особенностей. Здесь в подавляющем числе случаев отсутствуют такие операции логистического сервиса как упаковка груза, разукрупнение, подсортировка и консолидация товарных партий, послепродажное обслуживание и др., основное внимание уделяется выполнению спроса по объему перевозок и скорости доставки, учитываются также ритмичность поставок и сохранность грузов. Для транспортного подразделения предприятия ООО "Костромские недра" нами произведены расчеты основных показателей качества транспортного обслуживания за 2010 - 11 гг. по известным формулам [3] (табл. 1). Таблица 1 Показатели качества транспортного обслуживания ООО "Костромские недра" Показатель качества Рейтинговые коэффициенты Период 2010 г 2011 г Степень удовлетворения спроса по объему перевозок 0,2 0,69 0,62 Степень ритмичности перевозок 0,2 0,93 0,88 Коэффициент скорости доставки 0,4 0,82 0,76 Степень сохранности грузов 0,2 0,99 0,99 Коэффициент регулярности перевозок 1,25 1,3 Комплексный показатель "колеса качества транспортного обслуживания" 0,85 0,80 Данные таблицы 1 показывают, что основные показатели качества транспортного обслуживания предприятия снизились в 2011 году по сравнению с 2010. Особенно низкими оказались коэффициенты скорости доставки грузов, ритмичности и удовлетворения спроса по объему перевозок. ООО "Костромские недра" необходимо работать над увеличением этих показателей, чему может способствовать, в частности, использование систем слежения за автомобильным транспортом. Таким образом, использование принципов логистики для совершенствования систем перевозки массовых грузов имеет некоторые особенности, это необходимо учитывать при оптимизации работы макрологистических систем, однако все основные логистические методы и инструменты находят здесь свое применение и являются весьма эффективными. Список использованной литературы 1. Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. М.: Вершина, 2008. - 384 с. 2. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2008. - 484 с. 3. Резго Г.Я. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. - 128 с. 4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. - 608 с. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 4710 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |