MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

О взаимосвязи процессного подхода, стандартов ISO 9000 и модели совершенства EFQM при управлении компанией. Семяшкин Д.А., Брусова А.С.
25.05.2012, 20:36
О взаимосвязи процессного подхода, стандартов ISO 9000 и модели совершенства EFQM при управлении компанией

Семяшкин Д.А., Брусова А.С.

Ивановский филиал РГТЭУ, г. Иваново, Россия

Данная научная статья посвящена анализу взаимосвязи таких технологий современного менеджмента российских предприятий, в том числе в сфере коммерции, как процессного подхода, стандартов ISO 9001:2008 и модели совершенства EFQM.

Ключевые слова: процессный подход, стандарты ISO 9001:2008, модели совершенства EFQM.

Начало нового века было ознаменовано множественными изменениями для российских предприятий, одним из них стало принятие стандарта ISO 9000, ключевым требованием которого является необходимость определить процессы, обязательные для системы управления качеством и их применение во всей организации. Сертификат ISO 9000 сегодня для организации - один из главных факторов доверия со стороны потребителей и заказчиков, необходимое условие участия в конкурсах и тендерах, сотрудничества с западными партнерами. В связи с этим, отечественные организации начали выполнять требования, содержащиеся в стандарте: определять процессы, назначать их владельцев, разрабатывать документированные описания и показатели мониторинга процессов. Однако, регламентация процессов - это не цель, а средство для достижения цели. Процессный подход нельзя сводить к набору документов или программных решений, на самом деле это очень действенный инструмент управления любой организацией, в том числе и предприятиями торговли. Попробуем разобраться, что же такое правильный процессный подход и что он может дать организации, а главное - как получить от его внедрения реальные преимущества.

С точки зрения менеджмента процессов организация уже рассматривается не как некая совокупность сотрудников (объединенных в подразделения), а как определенная деятельность, направленная на удовлетворенность задействованных в ней сторон.

Процессом (бизнес-процессом) в литературе [ 2 ] принято считать совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих операций, преобразующих входы в выходы и направленной на достижении определенных целей.

Выделяют три группы процессов:

- сквозные процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений;

- процессы подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения;

- операции самого нижнего уровня деятельности организации, которые, как правило, выполняются одним человеком.

Основываясь на работах зарубежных и отечественных специалистов, требованиях стандарта системы менеджмента качества, бизнес-процессы можно также классифицировать основные и вспомогательные. Первые добавляют потребительную стоимость продукту (товару, услуге), вторые не добавляют потребительную ценность. В составе основных бизнес-процессов можно выделить бизнес-процессы: инновационные, инвестиционные, операционные и послепродажного обслуживания. Вторая группа - вспомогательные бизнес-процессы - включает:

- управление финансами и учетом;

- управление информационными технологиями;

- развитие персонала и управления персоналом;

- выполнение программ по защите окружающей среды;

- управление внешними связями.

Определяющим в предложенном подходе является то, что руководитель, возглавляющий процесс определенного уровня, руководит уже не людьми, а деятельностью. Он ориентирован не на выполнение тем или иным сотрудником поручений или функциональных обязанностей, а на уровень достижения процессом своих целей относительно формирования нужного выхода. И при таком подходе его вообще не интересует структурная принадлежность того или иного сотрудника. Следовательно, процессный подход дает преимущества перед структурным (иерархически-организационным) подходом к управлению бизнесом.

Однако, как отмечают эксперты Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management - EFQM) [ 1 ], процессный подход, встроенный в стандарты ИСО серии 9000, представляют собой лишь базис системы менеджмента, обеспечивающей не более чем минимальный уровень качества, который должен отвечать ожиданиям любого потребителя. Цель их разработки никогда не рассматривалась как ключевой фактор успеха организации в завоевании лидерства в своем секторе экономики. Этого позволяет добиться модель совершенства EFQM, представляющей собой основу всеобщей философии менеджмента, обеспечивающей стратегическое развитие организации. Сертификат по стандарту ИСО 9001 лишь подтверждает, что требования потребителей выполнены. Модель же совершенства EFQM обеспечивает целостный подход и устанавливает ориентиры на перспективу. Поскольку в стандартах ИСО серии 9000 не рассматриваются определяющие для жизнедеятельности человека и общества проблемы и такие важнейшие показатели, как результаты бизнеса, именно на этом поле в игру вступает модель совершенства EFQM.

Исторически сложилось, что организации начинают с внедрения системы качества по стандартам ИСО серии 9000 и только на более поздней стадии осуществляют мероприятия по применению модели совершенства EFQM. Лучший способ - применять стандарты ИСО серии 9000 и модель EFQM параллельно. Однако при ограниченных ресурсах предпочтительнее последовательное внедрение.

Сертификация по стандартам ИСО серии 9000, как это и предполагалось изначально, имеет предписывающий характер, основываясь на анализе требований к качеству и обеспечивая соответствие этим требованиям. Модель совершенства EFQM, напротив, оставляет свободу для творчества, адаптированного к сложным задачам лидерства. Заложенный в модель совершенства EFQM подход делает ее структурой, необходимой для управления бизнесом, ориентированным на непрерывный рост благосостояния. Концепция модели предусматривает выполнение самооценки и мер по постоянному улучшению, установление измеримых целей и их мониторинг, обеспечение удовлетворенности всех причастных и заинтересованных сторон, воздействие на общество и окружающую среду и тем самым создает предпосылки для достижения организацией совершенства в рамках осуществляемой деятельности.

Наиболее сильная сторона стандартов ИСО серии 9000 - концентрация внимания на процедурах и процессах и создание основанной на документации инфраструктуры. Установление процедур в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 в большинстве случаев не вызывает затруднений.

Стандарт ИСО 9001:2008 содержит основные элементы, присущие модели совершенства EFQM, расширяя область деятельности стандартов ИСО серии 9000 предшествующих изданий. Стандарты издания 2000г. и 2008г. включают в себя новые концепции или подходы, например, цикл Деминга: "планируй - осуществляй - проверяй - действуй (PDCA), обратная связь с потребителями и новые требования к работе с поставщиками и потребителями. Стандарт ИСО 9001:2008 также требует от организаций идентифицировать внутренние процессы и считает это требование основополагающим для бизнеса.

Совпадение сфер действия стандарта ИСО 9001:2008 и модели совершенства EFQM снижает возможность потенциальных конфликтов. Усиление в стандарте ИСО 9001:2008 акцента на потребителях, процессах и причастных сторонах способствует достижению организацией совершенства по критериям модели EFQM.

Взаимодополняющий характер стандарта ИСО 9001:2008 и модели EFQM в улучшении деятельности организации, а также различия между ними очевидны:

o ИСО 9001:2008 является базовым стандартом, требования которого должны выполняться. Организационное совершенство - предмет высших корпоративных достижений в деятельности организации;

o сущность стандарта ИСО 9001:2008 - обеспечение качества. Сущность организационного совершенства - практика менеджмента;

o подход стандарта ИСО 9001:2008 направлен на соответствие требованиям. Организационное совершенство - показатель деятельности организации;

o подход ИСО 9001:2008 формирует понятие производственной дисциплины. Организационное совершенство отражает готовность организации отвечать вызовам времени, ее стимулы и возможности их реализовать [ 1 ].

Таким образом, при построении системы управления компанией необходимо использовать комбинацию всех вышеуказанных технологий для обеспечения долгосрочных стратегических преимуществ бизнеса в агрессивной конкурентной среде.

Список литературы

1. А. де Доммарти. Стандарт ИСО 9001:2000 и модель совершенства EFQM. // (http://www.iso.staratel.com/ISO9000/Article/EFQM/EFQM.htm).

2. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. - М.: Инфра-М, 2009. - 319 с.

ABOUT INTERRELATION OF THE PROCESS APPROACH, STANDARDS ISO 9000 AND MODELS OF PERFECTION EFQM AT MANAGEMENT OF THE COMPANY

The given scientific article is devoted the analysis of interrelation of such technologies of modern management of the Russian enterprises, including in commerce sphere, as process approach, standards ISO 9001:2008 and models of perfection EFQM.

Keywords: the process approach, standards ISO 9001:2008, models of perfection EFQM.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: процессного, при, стандартов, 9000, взаимосвязи, совершенства, ISO, модели, EFQM, подхода
Просмотров: 4398 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]