MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Использование показателя EVA в управлении акционерной компанией. Ромицына Г.А.
25.05.2012, 20:32
Использование показателя EVA в управлении акционерной компанией

Ромицына Г.А.

Тульский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г.Тула, Россия

В данной работе рассматриваются практические возможности использования концепции экономической добавленной стоимости в оценке деятельности акционерной компании, показаны преимущества указанного метода.

Внедрение стоимостной модели долгосрочного управления бизнесом становится все более популярным, в том числе и в России. В рамках этой концепции основной целью компании является максимизация ее стоимости. Считается, что именно этот критерий наиболее точно отражает эффективность менеджмента акционерной компании.

Для оценки акционерной стоимости в экономической литературе финансовые показатели условно разделяют на две группы: традиционные, такие как чистый доход, чистая прибыль на акцию, доходность капитала, доходность активов и др. и показатели управления стоимостью. Согласно современным подходам к оценке бизнеса в качестве основного критерия его эффективности рассматривается стоимость компании, основанная на экономической прибыли. Увеличение стоимости бизнеса - это то, к чему стремятся акционеры, поэтому в странах с развитыми финансовыми рынками менеджеров часто мотивируют принимать такие решения, которые увеличат стоимость компании, а не только текущую прибыль [2, с. 37]. Из всех существующих показателей, используемых в рамках управления стоимостью компании, наиболее известным и распространенным сегодня является показатель экономической добавленной стоимости.

Концепция экономической добавленной стоимости не является новой. Еще в VXIII веке экономистами было отмечено, что компания увеличивает свою стоимость только в том случае, если ее доходы превышают затраты на привлеченный капитал. Появилось понятие "остаточного дохода", который определялся как операционная прибыль за вычетом расходов на капитал. Согласно Валласу (J.S. Wallace) одним из первых экономистов, рассматривающих концепцию остаточного дохода, был Альфред Маршалл. В 1890 году Маршалл определил экономическую прибыль как общие чистые поступления за вычетом процентов на капитал по текущей ставке. Согласно Додду и Чену (J.L. Dodd; Sh. Chen) идея остаточного дохода появилась в экономической литературе лишь в XX веке благодаря Сковеллу (Scovell) в 1924 году и окончательно сформировалась в 60-х годах прошлого века. В 70-е годы идея остаточного дохода рассматривалась как дополнение к модели эффективности инвестированного капитала (ROI-control). При этом концепция остаточного дохода не была популярна. Однако метод экономической добавленной стоимости - EVA, который, по сути, является той же самой концепцией остаточного дохода, но с другим названием, в последнее десятилетие XX века стал широко использоваться для оценки стоимости компании в управленческих целях.[3, c. 14 ].

В конце 80-х гг. прошлого века идею экономической добавленной стоимости стала разрабатывать компания Стен и Стюарт (Stern, Stewart & Co.). Джоел Стерн (Joel Stern) и Беннет Стюарт (Bennet Stewart) предложили идею оценки эффективности деятельности компании с помощью показателя экономической добавленной стоимости. Были описаны основные характеристики метода экономической добавленной стоимости, взаимосвязь между показателем EVA и стоимостью компании, разработаны схемы поощрения менеджеров на базе показателя экономической добавленной стоимости [1, с. 178].

Экономическая добавленная стоимость - это универсальный финансовый показатель, выражающий фактическую экономическую прибыль предприятия, своего рода индикатор прибыльности. Его можно использовать для финансового анализа, управления и оценки стоимости компании. Он отражает процесс создания стоимости и может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на открытом рынке. Это дает возможность использовать его в качестве оценочного критерия для российских предприятий.

В теоретической модели авторов концепции Б. Стюарта и Д.Стерна показатель экономической добавленной стоимости определяется как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на привлечение капитала. Стоимость использования капитала определяется на основе минимальной ожидаемой ставки доходности, необходимой для того, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами. Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом.

Расчет экономической добавленной стоимости производится по формуле:

EVA = (прибыль от обычной деятельности - налоги и другие обязательные платежи - инвестированный в предприятие капитал) х средневзвешенная цена капитала (1)

Развивая формулу (1), можно рассчитать показатель EVA следующим образом:

EVA = (P - T) - IC х WAC =NP - IC хWACC = (NP / IC - WACC) х IC , (2)

где P- прибыль от обычной деятельности;

T- налоги и другие обязательные платежи;

IC- инвестированный в предприятие капитал;

WACC- средневзвешенная цена капитала;

NP - чистая прибыль.

EVA = (NP / IC - WACC) х IC = (ROI - WACC) х IC, (3)

где ROI - рентабельность капитала, инвестированного в предприятие.

Из формулы (3) следует, что важную роль при расчете показателя EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена источников. EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов: какой вид финансирования (собственное или заемное) и какой размер капитала необходим для получения определенного значения прибыли. С другой стороны, EVA определяет линию поведения собственников предприятия, направляя капиталы инвесторов в предприятие или наоборот, способствуя оттоку их на предприятия, обеспечивающие более высокие показатели доходности.

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) для определения показателя EVA рассчитывается по следующей формуле:

WACC = PЗК * dЗК + PСК * dСК , (4)

где PЗК - цена заемного капитала;

dЗК - доля заемного капитала в структуре капитала;

PСК - цена собственного капитала;

dСК - доля собственного капитала в структуре капитала.

Не многие российские предприятия осуществляют расчет средневзвешенной цены капитала. Для упрощения модели вместо сложного показателя WACC ряд авторов предлагает использовать показатель стандартной стоимости капитала (SCC). Он рассчитывается отдельно по каждой категории активов [1, с.679-680].

Нужно отметить также, что показатель EVA, кроме того, отражает эффективность деятельности предприятия через его оценку рынком.

Рыночная стоимость предприятия = чистые активы (по балансовой стоимости) + EVA будущих периодов, приведенная к настоящему моменту времени. (5)

В соответствии с формулой (5) рыночная стоимость предприятия может быть больше или меньше балансовой стоимости чистых активов в зависимости от будущей прибыли предприятия. Значение EVA определяет поведение собственников предприятия по отношению к инвестированию в данное предприятие.

Рассмотрим следующие три варианта взаимоотношений значения показателя EVA с поведением собственников:

1. EVA= 0, т.е. WACC= ROI и рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции или в данном предприятии или вкладывая свои средства в банковские депозиты.

2. EVA>0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств.

3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности.

Оценка величины показателя EVA очень проста. Компания имеет ценность для владельца, если EVA 0. То же самое имеет место в случае, если ROI WACC.

Из зависимости между рыночной стоимостью предприятия и значениями EVA вытекает то, что менеджмент компании должен планировать увеличение будущих значений EVA для направления действий собственников по инвестированию своих средств. Ожидание будущих значений EVA оказывает существенное влияние на рост цены акций предприятия. Если ожидания противоречивы, будет колебаться цена акций и в краткосрочном плане невозможно будет провести четкую зависимость между значениями EVA и ценой акций предприятия. Поэтому задача планирования прибыли, а вместе с ней планирования структуры и цены капитала, является первоочередной задачей менеджмента предприятия. Чем более профессиональным является руководство предприятия, тем, при прочих равных условиях, выше значения показателя EVA и точность планирования. Именно этим объясняется тот факт, что на крупных западных предприятиях значения EVA выступают основой для премирования менеджеров, которые становятся более заинтересованными в росте прибыльности предприятия и росте EVA. В этой связи EVA выступает основой мотивации управления. Концепция EVA часто используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения эффективности деятельности менеджмента подразделений, нежели чистая прибыль. Такой выбор объясняется тем, что EVA оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен менеджментом (т.е. какой объем капитала и по какой цене использовался). Естественно, при этом основное внимание уделяется менеджерам, которые оказывают наибольшее влияние на факторы создания стоимости. Активизация их усилий, направленных на создание положительного тренда параметра EVA, в перспективе приведет к увеличению стоимости бизнеса.

Как видно из алгоритмов расчета показателя, его значение зависит, во-первых, от чистой операционной прибыли, во-вторых, от средневзвешенной стоимости капитала и его инвестированной величины. В связи с этим усилия менеджмента должны быть направлены на управление: объемами продаж, ценами, текущими затратами на производство и управление, с одной стороны, и на оптимизацию затрат по привлечению капитала, поиска проектов с более низкой WACC с другой стороны.

Обозначенные пути повышения EVA реализуются в конкретных проводимых менеджерами мероприятиях. Если показатель EVA выбран в качестве критерия оценки эффективности деятельности предприятия, то задача состоит в том, чтобы повысить значение этого критерия. Такое повышение происходит как в рамках реорганизации предприятия, так и в рамках текущей управленческой деятельности.

Система управления на основе показателя ЕVA - это система финансового управления, которая задает единую основу для принятия решений собственниками и менеджментом, позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе: добавление стоимости к инвестициям акционеров. Кроме того, показатель EVA можно использовать при оценке стоимости компании; оценке инвестиционных проектов, имеющих одинаковую рентабельность; при составлении капитального бюджета; разработке оптимальной системы премирования менеджмента компании.

Реализация модели управления на основе EVA включает несколько условий [5]:

Выработка долгосрочной стратегии развития акционерной компании на основе анализа альтернативных стратегий и выбора наиболее оптимальной с позиции перспектив развития и оценки текущей рыночной среды;

Идеология EVA должна быть долгосрочной задачей для менеджмента компании, то есть ориентация не только на краткосрочные цели - получение текущей прибыли, но и использование таких факторов долгосрочного успеха как "экономика знаний", в том числе знания и умения персонала, информационные технологии, корпоративная культура. Также необходимо, чтобы менеджмент компании четко осознавал тот факт, что в операционной работе используется акционерный капитал, который имеет определенную стоимость. Ее величина не должна быть ниже среднерыночной доходности по данному сегменту рынка. Иначе говоря, нужно стремиться к тому, чтобы во всех циклах деловой активности рентабельность инвестированного капитала была бы не меньше затрат на его привлечение.

Необходимо сформировать расчетные модели основных параметров, участвующих в формировании экономической добавленной стоимости, например:

- методику расчета чистой прибыли с учетом всех корректирующих показателей (базы и коэффициентов распределения накладных и общекорпоративных расходов и т. д.);

- методику расчета размера капитала с определением его оптимальной структуры;

- минимальный уровень доходности по структурным подразделениям;

- систему планирования текущей деятельности и составление прогнозных бюджетов;

- систему мотивации и оценки результатов работы персонала с целью их ориентации на повышение значения EVA для всей акционерной компании в целом.

Используя финансовую отчетность акционерной компании машиностроительной отрасли, определим динамику показателя экономической добавленной стоимости за ряд лет (рис. 1).





Рис. 1. Расчет экономической добавленной стоимости (EVA) и ее динамики за ряд лет [4]

В нашем примере наблюдается тенденция к уменьшению экономической добавленной стоимости, начиная с 2007 года, что свидетельствует о снижении рыночной капитализации и рыночной стоимости анализируемой акционерной компании. Для инвесторов это показатель, отражающий снижение способности менеджмента компании к созданию и управлению стоимостью, поскольку цель системы управления на основе показателя EVA состоит в направлении организации деятельности менеджмента на прибавление стоимости компании.

EVA, как показатель эффективности деятельности предприятия, имеет свои бесспорные преимущества:

- выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;

- отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от рентабельности инвестированного капитала - ROI, измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости - EVA, измеряемой в денежном выражении);

- показывает менеджерам, каким образом они могут повлиять на прибыльность компании;

- характеризует повышение прибыльности в основном за счет увеличения эффективности использования капитала, а не только за счет направления основных усилий на уменьшение затрат по привлечению капитала.

Несмотря на целый ряд указанных достоинств показателя экономической добавленной стоимости, его расчет сопряжен с определенными сложностями, в первую очередь с определением стоимости собственного капитала.

Оценивая данный показатель в целом, можно с уверенностью утверждать, что он является не только индикатором качества принимаемых менеджментом компании управленческих решений, но и позволяет создать систему оценки эффективности деятельности компании, которая наиболее точно выражает фактическую прибыльность, сближает интересы менеджеров и акционеров, положительно воздействует на изменение корпоративной культуры.

Список использованной литературы

1. Оценка бизнеса. Учебник / Под редакцией А.Г.Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е издание. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 736 с.

2. Толкач В. Новое измерение в финансах - управление стоимостью //Финансовый менеджер. -2006. - № 3. С. 37-44.

3. Хабаров М. Управление компанией с помощью EVA // Финансовый директор. - 2004. - № 2. С. 12-22.

4. Финансовая отчетность акционерной компании

5. http://www.intalev.ru
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: Ромицына, акционерной, управлении, использование, показателя, Г.А., eva, компанией.
Просмотров: 4899 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]