Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Государственно-частное партнерство: региональный аспект. Балашова Е.А.
25.05.2012, 19:54 | |
Государственно-частное партнерство: региональный аспект Балашова Е.А. Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета Статья посвящена рассмотрению государственно-частного партнерства как новой для российской экономики модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Особое внимание уделено решению задач по развитию государственно-частного партнерства в Ивановской области. Ключевые слова: корпоративное управление, региональное управление, государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, общественная инфраструктура. Article is devoted to consideration of state-private partnership as to model of financing new to the Russian economy, attitudes of the property and methods of management. The special attention is given to the decision of problems on progress of state-private partnership in the Ivanovo area. Key words: corporate management, regional management, state-private partnership, the investment project, a public infrastructure. Анализ проблем корпоративного управления в настоящее время является одним из самых актуальных направлений современных экономических исследований. В целом в России среди особенностей развития национальной модели корпоративного управления необходимо выделить активную роль региональных властей как самостоятельного субъекта корпоративных отношений (причем, субъекта, действующего в рамках конфликта интересов - как собственник, как регулятор через административные рычаги воздействия, как коммерческий агент). Ключевая особенность регионального управления состоит в том, что оно, оставаясь частью управленческой структуры и объектом государственного управления, так же является субъектом на ограниченной территории. К основным принципам регионального управления следует отнести партнерство, которое можно определить как взаимодействие объектов и субъектов регионального управления как юридически равных партнеров. В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма партнерства бизнеса и власти. Оно рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики, и в ходе процесса своей институционализации стало носить характер партнерства государства и частных предпринимателей (Public-Private Partnership - РРР), получив название государственно-частного партнерства (ГЧП). Наиболее общее определение дано этому явлению В.Г.Варнавским: "Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг" [1]. В современной экономической литературе рассматривается широкий спектр различных форм, моделей, видов и организационных типов государственно-частного партнерства. Весьма важно и в теоретическом и в практическом плане - при использовании ГЧП для реализации конкретных программ (проектов) в общехозяйственной деятельности - то обстоятельство, что партнерство реализуется через множество форм, иногда схожих по внешним характеристикам, но разных по экономическому содержанию. ГЧП, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон. Очевидно, обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. В Российской Федерации управление государственной собственностью сводится к приватизации государственных предприятий, аренде государственного имущества и бюджетному процессу. В экономическом блоке правительства доминирует позиция дальнейшей и скорейшей приватизации всего того, что еще остается в руках государства. В то же время о полугосударственных формах управления, к которым относится ГЧП, начали говорить только в последнее время. Существенно и то, что формы ГЧП охватывают не только общегосударственный (федеральный) уровень, но и распространяются на другие уровни общественной системы - субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Это связано, во-первых, с перераспределением финансовых потоков в пользу более низких звеньев общественной структуры. Во-вторых, подобная децентрализация сферы действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и выполнении соответствующих программ и проектов, что усиливает воздействие общества на формирование государством публично-правовых отношений и повышает эффективность реализации публичных интересов [2]. При этом открываются возможности значительной экономии бюджетных средств всех уровней за счет сокращения прямого участия государства в производстве общественных услуг за счет передачи ряда функций частному партнеру. На данный момент государственно-частное партнерство переходит из обсуждения в формат практической реализации, но с российской спецификой. Сокращение доходной части консолидированного бюджета привело к уменьшению объема финансовых средств, направляемых в 2009-2012 гг. на решение инвестиционных задач в субъектах Российской Федерации. Особенно это отразилось на финансировании объектов общественной (социальной) инфраструктуры. В то же время, в условиях существующих бюджетных ограничений возможно в достаточно короткие сроки создать основу для перехода к новому методу развития общественной (социальной) инфраструктуры, который бы базировался на принципах проектного финансирования, когда инвестиции в строительство, реконструкцию или модернизацию осуществляются преимущественно за счет внебюджетных источников, а источники их возврата (рост доходов бюджета, экономия расходов бюджета, рост поступлений от предоставления услуг), генерируются в результате осуществления проекта. Поэтому текущая ситуация вызывает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и практики структурирования и реализации проектов ГЧП, которая развивается в нашей стране с конца 1990-х годов. Законоприменительная практика в отношении проектов ГЧП к настоящему моменту показала, что федеральное законодательство совершенно не адаптировано под проекты регионального и муниципального уровня, которые и могут сформировать массовый проектный рынок развития общественной (социальной) инфраструктуры. Вместе с тем, опыт реализации имеющихся проектов ГЧП убеждает, что именно проекты регионального и муниципального уровня с уже сформировавшимися денежными потоками за счет тарифных платежей являются наиболее предпочтительными для входа частных операторов, которые своими капиталами и компетенциями улучшают подобного рода активы, и банковского кредитования, которому благоприятствует наличие таких потоков в качестве обеспечения. Первоочередным шагом в развитии ГЧП в нашем регионе стало создание в Ивановской области правового поля для установления партнерства между государственным и частным секторами, нацеленного на увеличение частных инвестиций в приоритетные сферы и отрасли экономики региона через систему государственной инвестиционной политики: принят Закон Ивановской области "О государственно-частном партнерстве в Ивановской области" от 14.07.2010 № 84-ОЗ [3]. Закон рассматривает государственно-частное партнерство как взаимовыгодное сотрудничество его участников в реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. В ряде муниципальных разработаны и утверждены Положения об участии названных муниципальных образований в государственно-частных партнерствах. Ивановская область стала первым регионом среди субъектов РФ в Центральном федеральном округе, принявшим региональный закон. Документ нацелен на то, чтобы создать все условия для развития ГЧП в регионе, привлечь частные инвестиции, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в собственности региона, создать новое имущество для реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. В целом по РФ в настоящее время принято порядка 45 подобных законов. Целесообразность использования государственно-частного партнерства как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры обусловлена следующим: во - первых: ограниченность бюджетного финансирования капитальных вложений; во - вторых: при финансировании проекта за счет инвестора происходит сдвиг бюджетных расходов во времени и органы государственного и муниципального управления включаются в работу с момента начала эксплуатации объекта и получения дохода. Для решения задачи по развитию государственно-частного партнерства в Ивановской области создан региональный центр государственно-частного партнерства, который представляет собой двухуровневую структуру в составе государственных органов исполнительной власти региона и состоит из рабочего и коллегиального органов. Рабочий орган - структурное подразделение в региональном Департаменте экономического развития и торговли. Коллегиальный орган - Межведомственный совет по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, который наделен соответствующими полномочиями по рассмотрению и принятию решений по проектам ГЧП. Одним из пилотных проектов ГЧП в Ивановской области является проект создания комплексной системы управления отходами производства и потребления. Уникальность разрабатываемого проекта в том, что впервые создается не городская, а региональная система управления отходами, охватывающая все муниципальные образования области и объединяющая в себе всю цепочку обращения с отходами: от источников их образования до мест захоронения. Примером привлечения частного капитала является также контракт, заключенный в 2010 г. ОАО "Водоканал" совместно с Администрацией города Иванова со Шведской компанией SWECO на разработку проектной документации по проекту "Реконструкция канализационных очистных сооружений - узел метантенок", при этом 50% средств на оплату разработок удалось привлечь за счет средств шведской стороны (по курсу кроны это составляет 18 млн. руб.). Целью реализации данного проекта является модернизация системы очистки для улучшения качества питьевой воды и повышения надежности работы очистных сооружений. В целях создания подготовленных производственных площадок в регионе начала свое развитие практика формирования индустриальных парков. В настоящее время на территории ЗАО "ПК "Нордтекс" в Родниковском муниципальном районе Ивановской области активно идет развитие индустриального парка "Родники". В 2008 - 2010 годах в строительство станции было вложено из внебюджетных источников - 7,756 млн. рублей. Общий объем инвестиций в проект в течение 2011 - 2013 годов составит 649,14 млн. рублей, в том числе из внебюджетных источников - 420,346 млн. рублей (65% от общего объема инвестиционных затрат). Также ведутся работы по формированию промышленного парка и на территории ОАО "Ивановский меланжевый комбинат" в городе Иванове. Развитие проектов, ориентирующихся на частные инвестиции, требует существенного повышения качества кадров государственного и муниципального управления в сфере государственно-частного партнерства. Важным звеном в формировании инвестиционного климата является кадровое обеспечение инвестиционного процесса. В связи с этим возникает необходимость приобретения большого объема теоретических и практических навыков, знаний и компетенций по использованию подхода государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов и применения их в практической работе. За счет средств областного бюджета в рамках соответствующих ведомственных целевых программ Правительства Ивановской области и Департамента внутренней политики Ивановской области проводится обучение (повышение квалификации) государственных служащих, занятых в сфере инвестиционной деятельности, а также специалистов органов местного самоуправления по вопросам государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и развития государственно-частного партнерства. Ни для кого не секрет, что будущее нашей страны, отдельно взятого региона, города, села во многом зависит от грамотных, слаженных действий органов государственной власти и представителей бизнес - сообщества. В сложившихся экономических и политических условиях развития России именно государственно-частное партнерство следует рассматривать как эффективный инструмент для реализации крупных отраслевых или инфраструктурных проектов, способный генерировать финансовые возможности бизнеса и государства, а также минимизировать риски двух сторон. Для обеспечения решения задачи по развитию государственно-частного партнерства в Ивановской области и применения этой базовой конструкции в социально-экономическом развитии региона необходим комплексный подход. В частности, необходима разработка и реализация комплекса мер, призванных способствовать активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, опирающейся на инструменты государственно-частного партнерства. Развитие государственно-частного партнерства в Ивановской области позволит серьезно повысить инвестиционную привлекательность региона, создаст региону дополнительные конкурентные преимущества перед другими регионами страны в борьбе за инвестиционные ресурсы крупного частного бизнеса. Список использованной литературы 1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с. 2. Сильвестров С.А. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. 2006. № 18.С.12-21. 3. О государственно-частном партнерстве в Ивановской области: Закон Ивановской области от 14.07.2010 N 84-ОЗ [Текст]: Собрание законодательства Ивановской области, 27.07.2010, N 28(497). 4. Государственно-частное партнерство в России: федеральный портал. - http://www.pppi.ru/regions | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 5003 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |