Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Принципы мотивационной организации экономики на региональном и макроуровне. Астафьев И.В. к.э.н.
25.05.2012, 19:52 | |
Принципы мотивационной организации экономики на региональном и макроуровне И.В.Астафьев, к.э.н. Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета В рамках экономической науки существует множество т.н. школ. Каждая из них имеет свои трактовки категорий, понятия, методы, ставит перед собой различные цели и задачи. С другой стороны само понятие экономической науки претерпевало и продолжает претерпевать эволюционные изменения. Политическая экономия, экономикс, институциональная экономика. Одним из разделов экономической науки, существующим с конца 19 века, не получившим такого широкого распространения как политическая экономия, является социальная экономия. Её принципами являются: - неразрывная связь экономических отношений с этикой, моралью, культурой, национальными традициями; - критическое отношение к капитализму свободной конкуренции (при частичном признании частной собственности на капитал); - дифференцированное отношение к частной собственности; - отказ от антагонизма классов; - решение социальных проблем в сознательном воздействии на социально-экономические процессы; - признание активной роли государства; - представление о свободе как о воле большинства. [1, с. 162] Социальная экономия, будучи под влиянием исторических процессов 20 века заслонённой более радикальной марксистской концепцией, оказалась незаслуженно забытой. Между тем в условиях, когда ни одна из традиционных экономических школ не может предложить выход из тупика, в который зашли как "правые", так и "левые" парадигмы, она может удачно выступить в качестве базовой платформы для эволюционно более совершенной системы экономических отношений, организации производства и распределения благ на макроуровне. Принципы социальной экономии в первую очередь соответствуют задачам обеспечения баланса социальных интересов различных групп населения и направлены на максимально конструктивное их взаимодействие в процессе производства и распределения благ. Однако конкретные механизмы их практической реализации так и остались не разработанными, а инструментарий традиционной экономики (как планово-государственной, так и, в особенности, либерально-рыночной) не соответствует ни целям, ни задачам современной экономики. В контексте общего кризиса экономической системы, основанной на принципах либерально-рыночного фундаментализма и атомизма, для реализации в том числе принципов социальной экономии (при этом желательно сделать дополнительный шаг вперёд, учитывая реалии социальной трансформации) необходим новый ключевой надэкономический элемент, обеспечивающий синергетический эффект при взаимодействии составляющих социально-экономических систем. В качестве такого элемента может выступать система мотивационной организации производства и распределения благ. Основу данной системы образуют три взаимосвязанных компонента: - иерархия целеполагания социума (субсоциума); - соответствующая ей мотивационная классификация видов и продуктов деятельности; - корреспондирующая с ними классификация свойств хозяйствующих субъектов и результатов их деятельности. Иерархия (пирамида) общественного целеполагания фактически представляет собой систему критериев и приоритетов, в соответствии с которыми социум организует свою деятельность и распределяет ресурсы. Принцип построения такой пирамиды имеет много общего с известными пирамидами индивидуальных потребностей (по А. Маслоу, Д. Мак-Клелланду, К. Альдерферу) , но, в отличие от них, включает в себя не только индивидуальные, но и общественные интересы. Вопрос не просто о субъекте, носителе, но и просто о самом факте наличия общественных интересов в экономической науке является очень дискуссионным. От полного отрицания (либерально-рыночная доктрина, неоклассическая школа) через частичное признание в виде делегирования обществу части индивидуальных интересов (классическая ми и институциональная школы) до полного отождествления общественных интересов с индивидуальными через их подавление (марксизм). В этом отношении, предлагая концепцию экономической социодинамики, Р.С.Гринберг и А.Я.Рубинштейн, прежде всего а) констатировали факт объективного существования благ, которые востребованы и потребляются исключительно государством [3, с. 161]; и б) персонифицировали носителя этого интереса, каковым "является государство, действующее от имени общества и выступающее в качестве одного из субъектов рынка" [3, с. 233]. Индивидуальным интересам соответствуют прежде всего товары, работы и услуги. Общественным - коммунальные (мериторные) и частично мериторные блага. Коммунальные (общественные) блага соответствуют общественным интересам по двум причинам: 1) они потребляются индивидами коллективно на основе а) принципа неисключаемости и б) несоперничества в потреблении [3]; 2) общественные блага не обладают свойствами товаров (не имеют как единиц товара, так и калькуляционных единиц). Укрупнённая структура пирамиды общественного целеполагания приведена на рис. 1. Рис. 1. Укрупнённая структура иерархии общественного целеполагания Мотивационная классификация видов и продуктов деятельности (а ими кроме товаров, работ и услуг являются общественные блага и государственные (общественные) функции) приведена в таблице 1. Каждому уровню общественного целеполагания соответствует определённый вид деятельности, а соответственно - и их результаты. Классифицировав виды и результаты деятельности по мотивационным уровням, появляется возможность определения их экономических свойств, таких как форма собственности на капитал, способ ценообразования и режим налогообложения. В свою очередь они задают режимы конкуренции и способы распределения и перераспределения доходов от продаж. Данный механизм системно исключает такие явления в традиционной экономической системе как - извлечение личных сверхдоходов из удовлетворения общественных интересов; - системная инфляция за счёт роста цен на базовые ресурсы (энергия, коммуникации, основные продукты питания, коммунальные услуги); - системная инфляция за счёт банковско-спекулятивного сектора экономики; - недостаточное поступление налогов в бюджет за счёт несоответствия формы собственности на капитал производимым благам. В качестве частных примеров иллюстрации последнего пункта можно привести производство частными субъектами бизнеса алкогольной, табачной продукции как извлечение частных доходов от удовлетворения деконструктивных потребностей; участие частных капиталов в энергокомпаниях, затраты на продукцию которых включаются в стоимость всех без исключения благ как товарной, так и нетоварной природы. Таблица 1 Соответствие свойств результатов деятельности уровням общественного целеполагания 1 Генеральная цель 2 Общественное целеполагание Методологическое обеспечение общественного прогресса 3 Общественное благо Нематериальное (методологическое, духовное) обеспечение деятельности 4 Товарный продукт со свойствами общественного блага (энергия, коммуникации...) Ресурсное обеспечение удовлетворения общественных потребностей 5 Товарный продукт производительного потребления (средства производства) Ресурсное обеспечение удовлетворения индивидуальных потребностей 6 Товарный продукт базового индивидуального конечного потребления Удовлетворение частных первичных жизненных потребностей 7 Товарный продукт дополнительного конечного индивидуального потребления Удовлетворение дополнительных частных потребностей В конечном счёте именно такой принцип ранжирования опосредованно отвечает за связь интересов общества с интересами индивида, демонстрируя структурное сходство с классическими пирамидами индивидуальных потребностей. Необходимо поставить задачу не приоритета частной или общественной собственности на капитальные блага, не их соперничества и попеременного вытеснения, а объединения, слияния преимуществ общественного и частного капитала. Но в рамках замкнутой мотивации экономической среды сделать это заведомо невозможно, поскольку в соответствии с экономическими критериями одно неизбежно и любыми способами вытесняет другое. В рамках мотивационного механизма существует реальный способ устранения данных системных противоречий. Его можно проиллюстрировать на примере двух полюсов системы государственного регулирования: 1) свободное ценообразование плюс максимальное (полное) налогообложение доходов; 2) нормативное ценообразование плюс льготное налогообложение. Данный способ, в частности, включает в себя реализацию следующих задач [4, с. 141]. " Единая дифференцированная шкала оплаты труда в сферах деятельности, не основанных на использовании частного капитала; " Устранение принципиальных различий в размере и качестве социальных гарантий успешным наёмным топ-менеджеров и владельцев бизнеса; " Замещение антимонопольного регулирования мотивационным. Применение мотивационных принципов в организации производства и распределения благ позволит с максимальной рациональностью использовать преимущества как частной инициативы, так и планово-государственного сектора и одновременно сведёт к минимуму проявления недостатков, характерных как для той, так и для другой формы собственности и способа управления. ЛИТЕРАТУРА 1. История экономических учений: Учебное пособие/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 784 с. 2. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. Издание 2-е / Серия "Мыслители Отечества". - М.: Белые Альвы, 2005. - 160 с. 3. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. - М.: Институт экономики РАН, 2008. - 482 с. 4. Астафьев И.В. Шанс мира: преодоление экономики (Кризис экономической системы). Saarbr?cken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing. 2011. - 152 c. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3926 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |