MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Принципы мотивационной организации экономики на региональном и макроуровне. Астафьев И.В. к.э.н.
25.05.2012, 19:52
Принципы мотивационной организации экономики на региональном и макроуровне

И.В.Астафьев, к.э.н.

Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

В рамках экономической науки существует множество т.н. школ. Каждая из них имеет свои трактовки категорий, понятия, методы, ставит перед собой различные цели и задачи. С другой стороны само понятие экономической науки претерпевало и продолжает претерпевать эволюционные изменения. Политическая экономия, экономикс, институциональная экономика. Одним из разделов экономической науки, существующим с конца 19 века, не получившим такого широкого распространения как политическая экономия, является социальная экономия. Её принципами являются:

- неразрывная связь экономических отношений с этикой, моралью, культурой, национальными традициями;

- критическое отношение к капитализму свободной конкуренции (при частичном признании частной собственности на капитал);

- дифференцированное отношение к частной собственности;

- отказ от антагонизма классов;

- решение социальных проблем в сознательном воздействии на социально-экономические процессы;

- признание активной роли государства;

- представление о свободе как о воле большинства. [1, с. 162]

Социальная экономия, будучи под влиянием исторических процессов 20 века заслонённой более радикальной марксистской концепцией, оказалась незаслуженно забытой. Между тем в условиях, когда ни одна из традиционных экономических школ не может предложить выход из тупика, в который зашли как "правые", так и "левые" парадигмы, она может удачно выступить в качестве базовой платформы для эволюционно более совершенной системы экономических отношений, организации производства и распределения благ на макроуровне.

Принципы социальной экономии в первую очередь соответствуют задачам обеспечения баланса социальных интересов различных групп населения и направлены на максимально конструктивное их взаимодействие в процессе производства и распределения благ. Однако конкретные механизмы их практической реализации так и остались не разработанными, а инструментарий традиционной экономики (как планово-государственной, так и, в особенности, либерально-рыночной) не соответствует ни целям, ни задачам современной экономики. В контексте общего кризиса экономической системы, основанной на принципах либерально-рыночного фундаментализма и атомизма, для реализации в том числе принципов социальной экономии (при этом желательно сделать дополнительный шаг вперёд, учитывая реалии социальной трансформации) необходим новый ключевой надэкономический элемент, обеспечивающий синергетический эффект при взаимодействии составляющих социально-экономических систем. В качестве такого элемента может выступать система мотивационной организации производства и распределения благ.

Основу данной системы образуют три взаимосвязанных компонента:

- иерархия целеполагания социума (субсоциума);

- соответствующая ей мотивационная классификация видов и продуктов деятельности;

- корреспондирующая с ними классификация свойств хозяйствующих субъектов и результатов их деятельности.

Иерархия (пирамида) общественного целеполагания фактически представляет собой систему критериев и приоритетов, в соответствии с которыми социум организует свою деятельность и распределяет ресурсы. Принцип построения такой пирамиды имеет много общего с известными пирамидами индивидуальных потребностей (по А. Маслоу, Д. Мак-Клелланду, К. Альдерферу) , но, в отличие от них, включает в себя не только индивидуальные, но и общественные интересы.

Вопрос не просто о субъекте, носителе, но и просто о самом факте наличия общественных интересов в экономической науке является очень дискуссионным. От полного отрицания (либерально-рыночная доктрина, неоклассическая школа) через частичное признание в виде делегирования обществу части индивидуальных интересов (классическая ми и институциональная школы) до полного отождествления общественных интересов с индивидуальными через их подавление (марксизм). В этом отношении, предлагая концепцию экономической социодинамики, Р.С.Гринберг и А.Я.Рубинштейн, прежде всего а) констатировали факт объективного существования благ, которые востребованы и потребляются исключительно государством [3, с. 161]; и б) персонифицировали носителя этого интереса, каковым "является государство, действующее от имени общества и выступающее в качестве одного из субъектов рынка" [3, с. 233].

Индивидуальным интересам соответствуют прежде всего товары, работы и услуги. Общественным - коммунальные (мериторные) и частично мериторные блага. Коммунальные (общественные) блага соответствуют общественным интересам по двум причинам: 1) они потребляются индивидами коллективно на основе а) принципа неисключаемости и б) несоперничества в потреблении [3]; 2) общественные блага не обладают свойствами товаров (не имеют как единиц товара, так и калькуляционных единиц).

Укрупнённая структура пирамиды общественного целеполагания приведена на рис. 1.



Рис. 1. Укрупнённая структура иерархии общественного целеполагания

Мотивационная классификация видов и продуктов деятельности (а ими кроме товаров, работ и услуг являются общественные блага и государственные (общественные) функции) приведена в таблице 1. Каждому уровню общественного целеполагания соответствует определённый вид деятельности, а соответственно - и их результаты.

Классифицировав виды и результаты деятельности по мотивационным уровням, появляется возможность определения их экономических свойств, таких как форма собственности на капитал, способ ценообразования и режим налогообложения. В свою очередь они задают режимы конкуренции и способы распределения и перераспределения доходов от продаж. Данный механизм системно исключает такие явления в традиционной экономической системе как

- извлечение личных сверхдоходов из удовлетворения общественных интересов;

- системная инфляция за счёт роста цен на базовые ресурсы (энергия, коммуникации, основные продукты питания, коммунальные услуги);

- системная инфляция за счёт банковско-спекулятивного сектора экономики;

- недостаточное поступление налогов в бюджет за счёт несоответствия формы собственности на капитал производимым благам.

В качестве частных примеров иллюстрации последнего пункта можно привести производство частными субъектами бизнеса алкогольной, табачной продукции как извлечение частных доходов от удовлетворения деконструктивных потребностей; участие частных капиталов в энергокомпаниях, затраты на продукцию которых включаются в стоимость всех без исключения благ как товарной, так и нетоварной природы.

Таблица 1

Соответствие свойств результатов деятельности

уровням общественного целеполагания

1 Генеральная цель

2 Общественное целеполагание Методологическое обеспечение

общественного прогресса

3 Общественное благо Нематериальное (методологическое, духовное) обеспечение

деятельности

4 Товарный продукт со свойствами общественного блага (энергия, коммуникации...) Ресурсное обеспечение удовлетворения общественных потребностей

5 Товарный продукт производительного потребления (средства производства) Ресурсное обеспечение удовлетворения индивидуальных потребностей

6 Товарный продукт базового индивидуального конечного потребления Удовлетворение частных первичных жизненных потребностей

7 Товарный продукт дополнительного конечного индивидуального потребления Удовлетворение дополнительных частных потребностей

В конечном счёте именно такой принцип ранжирования опосредованно отвечает за связь интересов общества с интересами индивида, демонстрируя структурное сходство с классическими пирамидами индивидуальных потребностей. Необходимо поставить задачу не приоритета частной или общественной собственности на капитальные блага, не их соперничества и попеременного вытеснения, а объединения, слияния преимуществ общественного и частного капитала. Но в рамках замкнутой мотивации экономической среды сделать это заведомо невозможно, поскольку в соответствии с экономическими критериями одно неизбежно и любыми способами вытесняет другое.

В рамках мотивационного механизма существует реальный способ устранения данных системных противоречий. Его можно проиллюстрировать на примере двух полюсов системы государственного регулирования:

1) свободное ценообразование плюс максимальное (полное) налогообложение доходов;

2) нормативное ценообразование плюс льготное налогообложение.

Данный способ, в частности, включает в себя реализацию следующих задач [4, с. 141].

" Единая дифференцированная шкала оплаты труда в сферах деятельности, не основанных на использовании частного капитала;

" Устранение принципиальных различий в размере и качестве социальных гарантий успешным наёмным топ-менеджеров и владельцев бизнеса;

" Замещение антимонопольного регулирования мотивационным.

Применение мотивационных принципов в организации производства и распределения благ позволит с максимальной рациональностью использовать преимущества как частной инициативы, так и планово-государственного сектора и одновременно сведёт к минимуму проявления недостатков, характерных как для той, так и для другой формы собственности и способа управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений: Учебное пособие/ Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 784 с.

2. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. Издание 2-е / Серия "Мыслители Отечества". - М.: Белые Альвы, 2005. - 160 с.

3. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. - М.: Институт экономики РАН, 2008. - 482 с.

4. Астафьев И.В. Шанс мира: преодоление экономики (Кризис экономической системы). Saarbr?cken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing. 2011. - 152 c.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: региональном, макроуровне., на, организации, И.В., принципы, Астафьев, к.э.н., мотивационной, экономики
Просмотров: 3926 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]