MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Резервы роста прибыли на примере ООО "Заря". Широкова Н. П.
25.05.2012, 19:42
УДК 336.748.12

08.00.10

Широкова Надежда Павловна

Shirokova Nadezhda Pavlovna

e-mail: nadis37@mail.ru

Резервы роста прибыли на примере ООО "Заря"

В статье, сточки зрения управленческого персонала ООО "Заря" рассматриваются мероприятия по снижению расходов организации, осуществляемых на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат.

Ключевые слова: резерв, коммерческие расходы, себестоимость

Определение перспективных резервов связано с дальнейшим развитием и расширением производства, с внедрением достижений научно-технического прогресса, освоением новых видов продукции и новых рынков сбыта. Для мобилизации перспективных резервов требуются дополнительные затраты ресурсов и времени.

Реальные текущие резервы связаны с ликвидацией недостатков в работе и с лучшим использованием уже имеющихся ресурсов и возможностей. Учитывая конкретные условия деятельности и направления руководства ООО "Заря", главное внимание при выявлении резервов направлено на определение именно текущих внутренних резервов увеличения суммы прибыли. Основными источниками таких резервов являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, реализация на более выгодных условиях и т.д.



Рис.1 Источники резервов увеличения прибыли от реализации продукции.

Руководство ООО "Заря" не планирует в ближайшем будущем расширения производства, внедрения новых технологий и научных достижений. Основное внимание уделяется поиску и мобилизации текущих резервов повышения доходов, прибыли и рентабельности предприятия.

Увеличение объемов реализации продукции целесообразно, если она является рентабельной. Рентабельность по видам продукции ООО "Заря" колеблется в незначительных пределах (менее 0,05%), убыточных видов продукции нет. Увеличение объемов реализации по любому виду продукции приведет к увеличению доходов и прибыли. Однако в сложившихся экономических условиях ООО "Заря" уже занимает определенную часть рынка и удерживает ее несколько лет. Завоевание новых рынков сбыта потребует дополнительных затрат, которые не окупятся при существующем уровне спроса и конкуренции. Следует также учитывать, что производство и реализация швейной продукции ООО "Заря" идет на основе заключенных договоров с заказчиками и выпуск продукции сверх заказов нецелесообразен ввиду сложностей в реализации.

Повышение цен на реализуемую продукцию происходит ежегодно в связи с изменением цен на материалы и энергоносители. Повышение цен по другим причинам может привести к потере части постоянных заказчиков, что отрицательно скажется на работе предприятия.

Самым оптимальным путем увеличения прибыли является снижение расходов предприятия. По данным, представленным в "Отчете о прибылях и убытках" ООО "Заря" сумма коммерческих расходов занимает значительную долю в составе расходов, уменьшающих прибыль, а соответственно и рентабельность предприятия.

Для разработки рекомендаций необходимо рассмотреть структуру коммерческих расходов.

Таблица 1

Состав коммерческих расходов ООО "Заря"

Наименование Значение показателя

Доля в общей сумме коммерческих расходов, % Тыс. руб.

1. Упаковка готовой продукции на складе 29,10 77,115

2. Погрузка 19,80 52,470

3. Доставка 34,70 91,955

4. Реклама 16,40 43,460

Всего 100,00 265,000

Согласно приведенным данным, в состав коммерческих расходов ООО "Заря" входят расходы на упаковку готовой продукции на складе предприятия, погрузка и доставка заказчикам, расходы на рекламу.

Наибольшая часть коммерческих расходов идет на доставку готовой продукции (34,70 % от суммы всех расходов на продажу) и упаковку готовой продукции на складе (29,10 %).

Доставка осуществляется автомобильным транспортом по разовым заказам сторонними перевозчиками. Снизить стоимость доставки возможно путем заключения договора с постоянным перевозчиком. При заключении договора на срок 1 год ООО "Заря" будет считаться постоянным клиентом транспортной организации, и пользоваться скидкой 5% на тарифы по любым перевозкам.

При упаковке готовой продукции на складе швейные изделия оборачиваются в бумагу, полиэтилен и складываются в специально приобретаемые коробки. Как правило, тара от заказчиков не возвращается.

Швейные изделия не являются хрупким грузом и могут затариваться в мешки. На складах нет повышенной влажности и продукция не находится там дольше 10 дней. С учетом этого приемлема упаковка в бумагу и мешки, что снизит стоимость тары и трудоемкость.

В составе коммерческих расходов присутствуют расходы на рекламу, составляющие 16,40% от всей суммы расходов на продажу. ООО "Заря" размещает рекламные объявления в средствах массовой информации, что весьма не рационально для предприятия с устоявшейся базой заказчиков, которым реализуется на основе долговременных договоров порядка 95% швейной продукции. Дорогостоящую рекламу необходимо заменить объявлениями в печати, что будет стоить предприятию 3600 рублей в год при частоте размещения два раза в месяц в течение всего года.

Общий экономический эффект от реализации мероприятий по снижению коммерческих расходов составит за год 59,881 тыс. руб.

Общая сумма коммерческих расходов снизится с 265 тыс. руб. до 205,12 тыс. руб.; прибыль от продаж, а так же прибыль до налогообложения повысится на 59,88 тыс. руб.и составит соответственно 184,18 тыс. руб. и 202,18 тыс. руб.; чистая прибыль увеличится на 47,9 тыс. руб. и составит 161,74 тыс. руб.

Следующим резервом увеличения прибыли является снижение производственной себестоимости продукции. Для разработки рекомендаций необходимо рассмотреть состав производственной себестоимости продукции ООО "Заря".

Таблица 2

Состав производственной себестоимости изделий ООО "Заря"

Наименование по статьям калькуляции Значение

Тыс. руб. %

Сырье и материалы 296,00 34,07

Возвратные отходы (24,92) (2,87)

Электроэнергия на производственные цели 167,90 19,34

Заработная плата произв.рабочих 252,47 29,06

Отчисления от заработной платы 68,40 7,87

Содержание и эксплуатация оборудования 90,79 10,45

Потери от брака 18,06 2,08

Всего 868,70 100

Согласно таблице 2, в структуре производственной себестоимости продукции первое место занимают расходы на сырье и материалы (34,07%), в основном это ткань для изготовления швейной продукции, на втором по значению месте по величине расходов - заработная плата производственных рабочих (29,06%), на третьем - расходы на электроэнергию (19,34%), за тем расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (10,45%), отчисления с заработной платы на социальное страхование и обеспечение (7,87%), минимальная величина затрат приходится на потери от брака (2,08%).

В рассмотренном периоде ткань приобреталась у оптовых поставщиков г. Иванова ООО "Текстиль" и ЗАО "Мираж". Они не являются производителями и их цены превышают отпускные цены производителя на 9-10%.

ЗАО "Мираж" предлагает скидки в случае приобретения более крупных партий товаров: при увеличении разового заказа с 500 до 1000 погонных метров цена за один погонный метр ткани снижается с 10,85 руб. до 9,80 руб.

ООО "Заря" целесообразно согласиться на увеличение заказа, т.к. складские помещения позволяют хранить запас ткани, а годовая потребность изменяется по годам очень незначительно, и есть гарантия того, что приобретенный материал будет использован на производство в достаточно короткий срок.

Закупка остального количества тканей рекомендуется у нового поставщика ЗАО "Волна" г. Шуя, предлагающего цену на 5-7% ниже цен ООО "Текстиль". Более низкая цена на поставляемую ткань определяется тем, что ЗАО "Волна" является единственным посредником между производителем и покупателями, работает сравнительно недавно и заинтересовано в завоевании новых рынков сбыта и увеличении количества покупателей.

Для сравнения расходов при возможном и существующем варианте поставок необходимого за год количества ткани составлена таблица 3.

Таблица 3

Затраты на приобретение ткани при существующем и возможном варианте поставок.

Наименование Существующий вариант Потребность в год, п.м. Возможный вариант

Цена 1 п.м., руб Затраты всего, руб Цена 1 п.м., руб Затраты всего, руб

ООО "Текстиль" ЗАО "Мираж" ЗАО "Волна" ЗАО "Мираж"

Ткань х/б цветная 13,55 --- 62308 4600 11,20 --- 51520

Ткань х/б белая 10,07 --- 133972 13300 9,10 --- 121030

Ткань кам. --- 18,58 92900 5000 --- 17,2 86000

Всего 289180 258550

В результате сравнения возможного и существующего варианта поставок выявлено, что при обеспечении равного объема годовой потребности ООО "Заря" в материалах (ткани) существующий в настоящее время вариант поставок более дорогостоящий, чем предлагаемый. При существующем варианте поставок затраты составляют 289,180 тыс. руб., при осуществлении предлагаемых изменений затраты составят 258,550 тыс. руб., что дает экономию в размере 30,63 тыс. руб. в год.

Это подтверждает целесообразность перезаключения на новых условиях договора с ЗАО "Мираж", отказ от сотрудничества с ООО "Текстиль" и заключение договоров поставки с ЗАО "Волна".

Для проведения анализа влияния снижения коммерческих расходов и производственной себестоимости продукции на абсолютные и относительные показатели эффективности работы ООО "Заря", результаты расчетов обобщаются в таблице 4.

Таблица 4

Влияние снижения коммерческих расходов и производственной себестоимости на прибыль и рентабельность ООО "Заря"

Наименование показателя Изменение показателя

При снижении коммерческих расходов При снижении производственной себестоимости Суммарное изменение

Валовая прибыль, тыс. руб. --- +30,63 +30,63

Прибыль от продаж, тыс. руб. +59,88 +30,63 +90,51

Чистая прибыль, тыс. руб. +47,90 +24,50 +72,40

Валовая рентабельность, % --- +2,24 +2,24

Рентабельность продаж, % +4,37 +2,24 +6,61

Чистая рентабельность, % +3,50 +1,79 +5,29

Согласно проведенных расчетов в таблице 4, снижение коммерческих расходов и производственной себестоимости швейных изделий оказывает положительное влияние на абсолютные и относительные показатели эффективности работы ООО "Заря".

В результате снижения общей суммы коммерческих расходов на 59,88 тыс. руб.; прибыль от продаж, а так же прибыль до налогообложения повысится на 59,88 тыс. руб.; чистая прибыль увеличится на 47,90 тыс. руб. Рентабельность продаж повысится на 4,37%, чистая рентабельность повысится на 3,5%.

В результате снижения производственной себестоимости продукции на 30,63 тыс. руб., увеличится валовая прибыль предприятия, прибыль от продаж на 30,63 тыс. руб., чистая прибыль увеличится на 24,50 тыс. руб. Показатели валовой рентабельности, бухгалтерской рентабельности и рентабельности продаж повысится на 2,24%, чистая рентабельность повысится на 1,79%.

Снижение коммерческих расходов влияет на показатели в большей степени, чем снижение себестоимости, но не затрагивает валовую прибыль и валовую рентабельность; снижение производственной себестоимости повышает эффективность работы предприятия по всем перечисленным показателям.

Суммарное изменение показателей под влиянием рассмотренных факторов составляет: увеличение валовой прибыли на 30,63 тыс. руб.; увеличение прибыли от продаж и прибыли до налогообложения на 90,51 тыс. руб., увеличение чистой прибыли на 72,40 тыс. руб.; валовая рентабельность повышается на 2,24%, рентабельность продаж повышается на 6,61%, чистая рентабельность повышается на 5,29%.

Проведенные расчеты подтверждают целесообразность предлагаемых изменений и их положительное влияние на показатели эффективности работы предприятия.

Освоение резервов роста прибыли основано на снижении расходов ООО "Заря", осуществляется на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат.

Мобилизация выявленных резервов роста доходов и прибыли способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности ООО "Заря", укреплению его финансового состояния и конкурентоспособности.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: П., Заря., прибыли, Резервы, роста, на, ооо, н., примере, Широкова
Просмотров: 5781 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]