Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Акцизное налогообложение и подакцизные товары. Гайдукова О.Л.
25.05.2012, 17:18 | |
Акцизное налогообложение и подакцизные товары Гайдукова О.Л. Тульский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Тула, Россия В данной работе рассматриваются вопросы применения косвенных налогов, а именно акцизное налогообложение, необходимость его применения и отличительные черты, состав подакцизных товаров. Как известно, различают универсальные и специфические налоги на потребление. Универсальные налоги взимаются со всех видов товаров и услуг - налог на добавленную стоимость, а специфические - лишь с отдельных. Древнейшей формой налогов были специфические акцизы и пошлины. Термин "акциз" появился в XII-XIII вв. для обозначения непрямых налогов на предметы потребления. Наибольшее развитие специфические акцизы получили в XVI-XVIII вв. В то время как история универсальных акцизов - НДС берет начало только в XX в. Специфические акцизы - это налоги с отдельных видов товаров по дифференцированным ставкам. Параллельное использование универсальных и специфических акцизов требует обоснования, поскольку его следствием является двойное налогообложение отдельных товаров. Необходимость взимания специфических акцизов объясняется следующими причинами. Во-первых, это позволяет увеличить поступления в бюджет, не создавая чрезмерной налоговой нагрузки и избегая значительных административных издержек. При этом вследствие налогообложения отдельных товарных групп - подакцизных товаров взимание специфических акцизов оказывает умеренное влияние на общий уровень налоговой нагрузки в стране. Однако при условии установления слишком высоких ставок акцизов возможно чрезмерное налоговое бремя на потребителей акцизной продукции. Во-вторых, применение специфических акцизов позволяет компенсировать обществу отрицательные внешние эффекты от потребления подакцизных товаров, в частности таких, как табачные изделия, нефтепродукты, автотранспортные средства. Конечно, не следует преувеличивать действие этих мер, так как они влияют лишь на отдельные группы потребителей. Так, исследования рынка табака в развитых странах показали, что эластичность спроса подростков на сигареты в некоторых случаях превышает единицу. Следовательно, с помощью высоких акцизов можно влиять на потребление ми табачных изделий. В то время как коэффициент эластичности спроса взрослых меньше единицы, поэтому они скорее изменят структуру спроса, чем откажутся от курения в принципе [2, с.470]. Наконец, в-третьих, использование специфических акцизов вызвано необходимостью сохранения многовековых традиций, поскольку в налогообложении как нигде традиции играют особо важную роль, так как являются необходимой составляющей эффективного функционирования налоговой системы. Об этом справедливо говорил Н.И.Тургенев, что давно введенные налоги, к которым народ привык, бесспорно, менее вредны, чем те, которые вводятся впервые…Некоторые из них кажутся иногда достаточно невыгодными, но в их пользу говорит, так сказать, право давности [3, с.20]. Акцизы представляют собой вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой налоговой практике. Акцизы - один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин. В царской России значение акцизов в доходах государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Объектами обложения выступали предметы первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т. д.) и товары массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия). После Октябрьской революции рост натурализации хозяйственных отношений привел к резкому снижению акцизного обложения и его приостановлению с начала 1920 г. В период НЭПа акцизное обложение было восстановлено, а доходы из этого источника в отдельные годы достигали 20% от всех налоговых доходов государственного бюджета. С укреплением планового хозяйства и административных рычагов воздействия на экономическую деятельность роль акцизов неуклонно снижалась, а налоговая реформа 1930 г. полностью ликвидировала все акцизы. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения, их роль выполнял в основном налог с оборота. Возвращение акцизов в качестве самостоятельного налогового платежа произошло в России после 1992 года в связи с происшедшими политико-экономическими преобразованиями, когда вновь возникла потребность в акцизах как источнике доходов государственного бюджета. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров. Кроме этого, с помощью акцизов в ряде стран осуществляется перераспределение доходов наиболее богатой части населения путем введения акцизов на отдельные, особо дорогие товары. В зарубежной экономической литературе термин "акцизы" используется в двух значениях. Акцизами могут называться налоги, которые вводятся на действие, занятие, производство, продажу или потребление. При таком широком определении к акцизам могут быть отнесены фактически любые налоги, кроме подоходных и поимущественных, т.е. косвенные налоги. Когда термин "акциз" используется в столь широком значении, к нему зачастую добавляется еще определение "общий". Поэтому НДС часто определяют как разновидность "общего акциза". В более узком и традиционном для России смысле под термином "акцизы" обычно понимается лишь определенный, более узкий круг косвенных налогов, связанных с товарами, повышение цен на которые не может существенно ограничить их потребление (табак, алкоголь, и ряд других). Этой категории товаров (в том числе и первой необходимости), как правило, присуща относительно пониженная эластичность спроса по цене. Именно этим было обусловлено первоначальное введение акцизов на товары первой необходимости - соль, спички, сахар. В некоторых странах эти товары до сих пор являются подакцизными, хотя поступление налогов с них уже не играет существенной роли в формировании доходов бюджетов. Например, в Германии сохраняется относимый к федеральным налогам налог на сахар. В России в отдельную группу подакцизных товаров можно объединить те товары, потребление которых наносит вред окружающей среде и требует дополнительных расходов государства на устранение (или хотя бы сглаживание) экологических проблем, - бензин, моторные масла, автомобили. Акцизы устанавливаются также с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы устанавливаются также на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка. Следует отметить специфические черты, присущие акцизам и отличающие их от НДС: 1. объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, перечень которых ограничен лишь несколькими наименованиями. Иными словами, акцизами не облагаются работы и услуги, являющиеся объектами обложения НДС, то есть акцизы представляют собой индивидуальный налог на отдельные виды товаров; 2. если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию России, поскольку плательщиками акцизов в данном случае являются организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для их дальнейшей перепродажи, а также обложение акцизами операций с денатурированным этиловым спиртом и прямогонным бензином, где объектом налогообложения является не реализация, а приобретение. Посредством акцизов в бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то предприятия-изготовители данной продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль и были бы поставлены в неравные, предпочтительные по сравнению с другими предприятиями условия. Так, розничные цены на вино-водочные изделия установлены на таком уровне, что если бы не было акциза, то рентабельность предприятий-изготовителей измерялась бы сотнями процентов. Это относится также к табачным и другим подакцизным товарам. Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акцизы представляют собой федеральный налог, доходы по этому налогу поступают в федеральный бюджет РФ и региональные бюджеты (распределение суммы акцизов между бюджетами устанавливается отдельно по каждому виду подакцизных товаров Бюджетным кодексом РФ), и относятся к категории индивидуальных налогов (в отличие от НДС - универсального налога). Акцизом облагаются определенные группы товаров, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным налоговым законодательством. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после НДС. Введенный в 1992 год, этот налог заменил вместе с НДС, действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота. Акцизы в современной России были введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г. "Об акцизах". В настоящее время основополагающим документом, регулирующим порядок акцизного обложения, является глава 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ. Существенной особенностью этого налога является его взимание только в сфере производства (акцизами не облагаются работы и услуги). Индивидуальность взимания этого налога (т.е. обложение им отдельных товаров и по индивидуальным ставкам) позволяет использовать акцизы в качестве инструмента государственного регулирования деловой активности на рынках отдельных товаров. Таким образом, так же как и НДС, акциз является косвенным налогом, который включен в цену товара и уплачивается покупателем. Акцизами облагается ограниченный перечень товаров, называемых подакцизными товарами. Акциз уплачивается однократно, как правило, производителем подакцизного товара или его импортером. При последующей перепродаже товара, в отношении которого акциз был уплачен, повторное его взимание не производится. Итак, акцизы - это разновидность косвенного налога, который взимается с отдельных видов товаров. Оптимальными товарами акцизного налогообложения считаются товары, использование которых порождает отрицательные внешние эффекты. Это такие традиционные товары как алкогольные напитки и табачные изделия, а также относительно новые подакцизные товары - энергетические продукты (бензин, газ, дизельное топливо и т.д.). Следует отметить, что согласно рекомендациям Международного валютного фонда (МВФ), в сферу применения специфических акцизов до недавнего времени были включены три группы товаров: табачные изделия, спирт и алкогольная продукция, нефтепродукты. С 1 января 2004 года к ним прибавились также другие энергопродукты, включая природный газ, уголь, электроэнергию. Для стран Европейского Сообщества (ЕС) характерным также является одновременное применение в налоговых системах как гармонизированной, так и негармонизированной товарной номенклатуры товаров, облагаемых акцизами. Так в отдельных странах - Австрии, Великобритании, Испании, Ирландии, Люксембурге и Португалии - фактическая номенклатура подакцизных товаров является гармонизированной. А в других - Бельгии, Дании, Франции, Германии, Финляндии, Нидерландах и Швеции - применяются подакцизные товары, которые не относятся к гармонизированной категории. Например, в Бельгии, Германии и Дании к подакцизным относятся кофе и чай; в Швеции Дании - минеральные удобрения; в Бельгии, Дании, Франции, Финляндии, Нидерландах, Швеции и Германии - безалкогольные прохладительные напитки. В ряде стран объектом акцизного налогообложения являются предметы роскоши - ювелирные изделия, летательные аппараты, яхты. Среди стран ЕС по количеству подакцизных товаров (более 40 товарных позиций) лидирует Дания, где наряду с традиционными товарами подакцизными считаются также: мороженое, минеральная вода, соки и другие прохладительные напитки, шоколад и сладости, кофе, чай, одноразовая пищевая посуда, упаковочная тара, сточные воды предприятий и др. Налогообложение таких товаров объясняется компенсацией негативных внешних эффектов для природы и человека. В Законе РФ "Об акцизах" № 1993-1 от 6 декабря 1991г. к подакцизным товарам относились не только классические подакцизные товары: табачная, ликероводочная продукция, пиво и легковые автомобили. А также икра осетровых и лососевых рыб, деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколад, шины, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. В последующие годы к составу подакцизных товаров были добавлены нефть и газовый конденсат, природный газ, а также отдельные виды минерального сырья. Акцизы на нефть были отменены с 1 января 2002 г., а акцизы на природный газ - с 2004 г. Итак, подакцизными товарами являются товары, которые подлежат обложению акцизами. Однако некоторые операции с подакцизными товарами могут не облагаться акцизами. Поэтому для решения вопроса об обложении акцизом той или иной операции необходимо: во-первых, выяснить включен ли товар, участвующий в данной операции, в перечень подакцизных товаров; во-вторых, подлежит ли операция, связанная с данным товаром, обложению акцизами. Рассмотрим, что входит в состав подакцизных товаров в России. Состав этой группы на протяжении всей непродолжительной истории существования данного налога в Российской Федерации неоднократно менялся, но в эту группу неизменно включались алкогольная и табачная продукция. Собственно, сама история мирового акцизного обложения началась именно с этих двух видов товаров. Следует отметить, что состав подакцизных товаров представлен в ст.181 Налогового кодекса РФ, в которую с 1 января 2012 года в соответствие с ФЗ от 27.11.2010г. № 306-ФЗ были внесены отдельные изменения. Изменения коснулись, прежде всего, состава подакцизных товаров, перечень которых расширен. Рассмотрим, какие же товары включены в этот перечень и на каком основании? Это следующие товары: - коньячный спирт - пп. 1.1 п. 1 ст. 181 НК РФ, - автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт или 150 л.с. - пп. 6 и 6.1 п. 1 ст. 181 НК РФ, - пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, отнесены теперь к алкогольной группе - пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ. А какая продукция не будет рассматриваться как подакцизная? В качестве подакцизной не будет рассматриваться парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно - основание абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ. Рассмотрим более подробно состав подакцизных товаров. Это, прежде всего, спирт этиловый из всех видов сырья, а также спирт коньячный. Далее следует спиртосодержащая продукция. К алкогольной продукции согласно российскому налоговому законодательству относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, а с 1 июля 2012 года - более 0,5%. К подакцизной продукции относятся также спирт этиловый из всех видов сырья, а также спиртосодержащая продукция. Спиртосодержащей продукцией, в том числе денатурированным спиртом (за исключением спирта, поставляемого по импорту), признается спиртосодержащая продукция из всех видов сырья, содержащая денатурирующие добавки, исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовленная в соответствии с установленной федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией или согласованной с этим органом. В состав спиртосодержащей продукции налоговое законодательство включает: растворы, эмульсии, суспензии и другую аналогичную продукцию в жидком виде с объемной долей этилового спирта более 9%. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в состав подакцизной продукции, вне зависимости от объемной доли этилового спирта, не включаются: спиртосодержащие лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственные средства, включая гомеопатические препараты, изготовленные аптечными организациями по индивидуальным рецептам, препараты ветеринарного назначения (разлитые в емкости не более 100 мл.). Не является подакцизной продукцией также парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-космическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл (данная норма действует на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года), а также подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти. С 1 января 2011 года не рассматриваются как подакцизные товары виноматериалы. А вот пиво включено в группу алкогольной продукции, хотя и раньше оно являлось подакцизным товаром, но составляло отдельную группу подакцизной продукции. Являются подакцизными товарами также табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин. Таким образом, в настоящее время перечень подакцизных товаров в России в целом соответствует мировой налоговой практике. Список использованной литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2011. - 800с. 2. Федеральный закон от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах". Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 52, ст. 1872 3. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - с.591. 4. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. 3-е изд. - М.: Соцэкгиз, 1937. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 6363 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |