Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Методы и критерии оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти. Сорокина Т.Ю.
25.05.2012, 17:01 | |
Методы и критерии оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти Methods and criteria for evaluating the effectiveness of the municipal authorities Сорокина Татьяна Юрьевна Tatiana Sorokina sorokina_t.u@mail.ru В статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности органов власти. Проведён анализ существующих в субъектах Российской Федерации методик оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также процесс и порядок проведения мониторинга муниципалитетов. Ключевые слова: бюджет, бюджетная эффективность, мониторинг, гранты, городские округа, муниципальные районы, муниципальные органы власти. The questions assess the effectiveness of the authorities. The analysis of existing in the Russian Federation valuation techniques of performance indicators local authorities of urban districts and municipal areas, as well as process and procedure for monitoring municipalities. Keywords: budget, budget efficiency , monitoring, grants, urban districts, municipal districts, municipal authorities Совершенствование методики оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти городских округов и муниципальных районов, остаётся одним из самых важных и актуальных направлений реформирования муниципальных финансов. Данный процесс является продолжением работы исполнительных органов власти всех уровней по реализации единой государственной политики в области межбюджетных отношений. На уровне Федерации утверждены типовая методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и порядок выделения грантов муниципальным образованиям по результатам мониторинга за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации. Также разработан и утвержден перечень дополнительных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. Согласно нормативным актам эффективность деятельности органов власти муниципальных районов и городских округов анализируется и оценивается с разных позиций. В методику мониторинга включены показатели, характеризующие общий объём расходов муниципального бюджета по отдельным статьям (расходы на финансирование дорожного хозяйства, на транспорт, на развитие и поддержку малого предпринимательства) и, показатели, дающие абсолютные и относительные характеристики объектов инфраструктуры муниципальных образований: количество дошкольных образовательных учреждений, доля населения систематически занимающаяся спортом и т.п. Целями методики оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти является определение единых подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов для оценки эффективности расходования бюджетных средств, динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления. [4]. Обычно под понятием "эффективность" понимают - результативность процесса, операции, проекта, которая определяется отношением результата к затратам, обусловившим его получение. Таким образом, при определении эффективности должны рассчитываться и анализироваться обобщающие относительные показатели, характеризующие достигнутые уровни в развитии, и, результаты функционирования тех или иных экономических субъектов. Поэтому, с нашей точки зрения , следует чётко разграничить в методике мониторинга муниципальных образований показатели , характеризующие бюджетную эффективность (эффективность и результативность бюджетных расходов), и , показатели, характеризующие достигнутый уровень или отражающие динамику развития инфраструктурных объектов (количество школ, поликлиник и т.д.), то есть уровень и качество жизни населения. "Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение" [6]. С нашей точки зрения, в данное определение необходимо внести некоторые изменения. При оценке эффективности деятельности муниципальных органов власти: "бюджетная эффективность" - это отношение полученного положительного результата (положительная динамика) деятельности местных органов власти по полномочиям финансируем бюджетными средствами, к бюджетным расходам, обеспечившим получение данных результатов. Уточнения, которые касаются именно бюджетного финансирования очень важны при определении эффективности деятельности муниципальных органов власти, так как при оценке бюджетной эффективности анализируются и рассчитываются именно потоки бюджетных средств, включающие в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Должна анализироваться и структура бюджетных доходов. Чем выше доля собственных доходов (без учёта межбюджетных трансфертов), тем выше бал при проведении мониторинга. При определении уровня эффективности деятельности местных органов власти показатели, характеризующие результаты их деятельности должны сопоставляться с объёмами предоставленных им полномочий и финансовыми возможностями. По результатам мониторинга местных бюджетов за первое полугодие 2011г., в 41 субъекте РФ наблюдается снижение собственных доходов бюджетов, а в 24 субъектах значения данного показателя ниже среднего по России. Межбюджетные трансферты в форме дотаций и субсидий по отношению к собственным доходам местных бюджетов в среднем составляют 44,5%, причём большую часть из общего объёма дотаций составляют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований - 73,7%. Происходит рост долговых обязательств муниципалитетов. 75,4% всех местных бюджетов являются дефицитными, 21,2 % - сбалансированными и 3,4% - профицитными [7]. И таковы реалии бюджетной самостоятельности муниципалитетов, которой они были наделены в 2003г. законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Со стороны федеральных органов власти также большее внимание уделяется именно оценке эффективности бюджетных расходов. Разрабатываются и утверждаются методики и программы оценки эффективности использования бюджетных средств. Одним из первых в 2004г. было принято Постановление Правительства РФ № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, были утверждены Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и план мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Особо актуальны данные программы в период выхода из глобального экономического кризиса. В ст.34 Бюджетного Кодекса РФ дано понятие принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. "Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [1]. В связи с этим и бюджетную эффективность нужно оценивать с двух позиций - выполнение заданных результатов, обеспечивая при этом экономию бюджетных средств, и, достижение наилучших результатов, но при использовании ограниченного объёма финансовых ресурсов. В условиях дефицитности большинства муниципальных бюджетов, муниципалитетам очень трудно в полном объёме реализовывать данный принцип. Привлечение дополнительных источников финансовых ресурсов в форме инвестиций является одним из способов, позволяющих достичь наилучших показателей. В настоящее время оценка бюджетной эффективности взаимоувязана с задачами системы бюджетирования ориентированного на результат. Но механизм его реализации остаётся в большинстве муниципальных образованиях на формальном уровне. Именно внедрение данной формы бюджетного финансирования, в дальнейшем приведёт к более результативным моделям муниципального управления, будет "подстёгивать" представителей местных органов власти и, в конечном итоге, приведёт к положительной динамике показателей эффективности. Сами муниципалитеты должны быть заинтересованы в увеличении доходного потенциала своего муниципалитета и прилагать к этому огромные усилия, а не ждать дополнительного финансирования из вышестоящих бюджетов. Показатели эффективности деятельности местных органов власти можно систематизировать, анализировать и обобщать, применяя различные методы сбора, обработки и анализа полученной информации. При этом должны использоваться различные источники получения первичных данных - отчёты представителей муниципальных органов власти, опросы и анкетирование местного населения, официальная статистическая информация по основным направлениям социально-экономического развития муниципального образования и т.д. Подход к оценке эффективности муниципальных органов власти должен быть комплексным и основываться на использовании различного рода показателей: денежных, рейтинговых, относительных, абсолютных и т.д. Безусловно, что при оценке бюджетной эффективности более удобно и целесообразно использовать показатели, выраженные в денежных единицах. Но если говорить о показателях, характеризующих развитие инфраструктурных объектов - количество медицинских, образовательных, культурно-развлекательных учреждений; протяжённость обустроенных автомобильных дорог; объём построенных и введённых в эксплуатацию жилых помещений и т.д., то без абсолютных и относительных характеристик не обойтись. При оценке динамики показателей эффективности очень важным моментов является определение оптимальной для всех муниципалитетов базы сравнения. Общепринято, что расчётные показатели по конкретному муниципалитету сравниваются с нормативными значениями, устанавливаемыми для тех или иных экономических субъектов. При расчёте нормативных показателей для муниципальных районов и городских округов, учитывается средний уровень показателя по субъекту РФ и средний показатель по группе муниципальных образований в которую входит анализируемый муниципалитет. Поэтому качественная группировка муниципалитетов, проведённая по ряду признаков, позволит корректно и правильно провести мониторинг и определить лучших. Территории субъектов РФ по территориальному принципу поделены на городские округа и муниципальные районы. Муниципальные районы, в свою очередь, состоят из сельских и городских поселений. Согласно федеральному законодательству, муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законодательством вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2]. Таким образом, и полномочия, и, решаемые за счёт бюджетных средств вопросы местного значения отличны в муниципальных районах и городских округах. Поэтому и подход к оценке эффективности муниципальных органов власти должен быть различным. В методических рекомендациях определена целесообразность выделения грантов отдельно городским округам и муниципальным районам. Субъектам предоставляется возможность установления дополнительных критериев, определяющих размер гранта в зависимости от численности населения, уровня экономического развития и других параметров. Проведённый анализ показал, что практически во всех рассматриваемых регионах гранты выделяются отдельно для городских округов и муниципальных районов, но не все регионы применяют дополнительные критерии для проведения мониторинга муниципальных образований. В некоторых субъектах учитываются показатели численности населения (Свердловская область) и специализации муниципалитетов (Ивановская область). По данным Росстата на 1 января 2011 года в составе Ивановской области числилось: 21 муниципальный район, 6 городских округов, 105 сельских поселений, 24 городских поселения. Для проведения мониторинга все муниципальные районы и городские округа области поделены на 4 группы: городские округа; промышленно-сельскохозяйственные районы; сельскохозяйственно-промышленные районы; сельскохозяйственные районы. В каждую группу входит разное количество муниципальных образований. По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год и с учетом заключения экспертного совета из областного бюджета в форме дотаций были выделены гранты следующим муниципальным образованиям: - городскому округу Вичуга в размере 6 млн. руб.; -муниципальному образованию "Родниковский муниципальный район", в размере 3 млн. руб.; - Комсомольскому муниципальному району в размере 3 млн. руб.; - Ильинскому муниципальному району в размере 3 млн. руб. [ 5] В каждой группе было выбрано по одному "лучшему" муниципальному образованию. Но внутри своей группы все муниципалитеты находятся в неравном положение: разная численность жителей, разное количество городских и сельских поселений в составе муниципальных районов, разные природные условия и т.д. По нашему мнению, нужно ввести дополнительные показатели для более детальной классификации муниципалитетов, которые позволят уровнять положение муниципалитетов при проведении мониторинга. Такими показателями могут быть уровень доходов и расходов местных бюджетов на душу населения. Одним из способов увеличение заинтересованности муниципальных органов власти в эффективном использовании финансовых ресурсов и улучшении качества предоставляемых муниципальных услуг, должно стать усиление финансового контроля надзорными органами и обеспечение полной прозрачности деятельности местных органов власти. Очевидно, что необходимо усилить ответственность муниципальных органов власти за достоверность оценки объёмов и сроков исполнения принятых на себя обязательств. Для этого оценку эффективности и результативности деятельности муниципальных органов власти нужно проводить не один раз в год, а постоянно. Достигнутые результаты необходимо сравнивать с предоставленными плановыми показателями, устанавливая при этом определённые критерии для измерения качества предоставления муниципальных услуг. Муниципальные органы власти подчас не имеют возможностей, а иногда и стимулов для качественного оказания государственных и муниципальных услуг. Развитая и эффективная система грантов муниципальным образованиям в целях поощрения или стимулирования деятельности местных органов власти должна в корне поменять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию. Список литературы 1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации": Федеральный закон 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в последней редакции). 2. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) 3. "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008г. № 607 4. "О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р (ред. от 18.12.2010) 5. Указ Губернатора Ивановской области о выделении грантов городским округам и муниципальным районам Ивановской области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области за 2009г. № 32-уг от 25 февраля 2011г. 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 7. http://www.minfin.ru | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 9007 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |