MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Государственное регулирование банкротства. Климова С.В.
25.05.2012, 16:41
Государственное регулирование банкротства

State Regulation of bankruptcy

Климова Снежана Владимировна

В статье рассматриваются: влияние государства на регулирование кризисных ситуаций, причины возникновения несостоятельности предприятия, внутренние и внешние факторы, приводящие к кризису.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, внешние и внутренние факторы, российское законодательство.

This article discusses the influence of the state to regulate the crisis, the causes of insolvency of the enterprise, internal and external factors that lead to a crisis.
Tags: Insolvency, external and internal factors, the Russian legislation.

Экономические изменения связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования в России направлены на макроэкономические изменения, либерализацию экономики, приватизацию объектов государственной собственности, подавление инфляции, стабилизацию обменного курса рубля. Недостаточное внимание к проблемам микроэкономического уровняв, особенно в депрессивных регионах, первые годы реформ привело к обострению кризисного процесса в реальном секторе экономики. На предприятиях остро ощущалось отсутствие установленных норм и правил государственного влияния на кризисное состояние.

Совокупность кризисных региональных ситуаций требует внесения определенности в принципы реализуемой региональной экономической политикой.

Современная система государственного регулирования развития регионов не содержит необходимых регулирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния.

Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.

Кризисную ситуацию, в таких регионах необходимо рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, как правило, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического состояния предприятия и в дальнейшем привести к его несостоятельности и неплатежеспособности.

В настоящее время проблема несостоятельности предприятий в регионах с нестабильной экономикой достаточно актуальна, важно четко понять, в чем заключается сущность. Под несостоятельностью Татарниковым Е.А. понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительным состоянием финансовых средств [2, с. 17].

Несостоятельность - это неэффективное ведение хозяйственной деятельности, приводящее к убытку. Несостоятельность - это процесс нарушения взаимных обязательств между хозяйствующими субъектами, неспособность осуществить, выполнить обязательства одной стороны перед другой. Несостоятельность - это, по сути, юридически неоформленное банкротство, включающее в себя явления неплатежеспособности и убыточности [2, с. 18-19]. На основании законодательной формулировки несостоятельности предприятий можно вывести экономическую сущность процесса несостоятельности: невозможность производить обязательные платежи - это основной признак приближающегося к несостоятельности предприятия.

Обобщая выше изложенные определения несостоятельности, по мнению автора, оно должно иметь следующий вид: несостоятельность - это количественная и качественная характеристика операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, при которой возникает нарушение исполнения обязательств одной стороной по отношению к другой, приводящее к потере устойчивости функционирования бизнеса.

Структура несостоятельности включает в себя категорию банкротства как возможный и конечный вариант развития явления неплатежеспособности. Несостоятельность не обязательна должна заканчиваться банкротством хозяйствующего субъекта. Фирма или компания могут преодолеть свою несостоятельность без процедуры банкротства и начать осуществлять производственную деятельность.

Под банкротством понимается несостоятельность должника - фирмы, банка или иной организации, это установленная судом неспособность должника платить по своим долговым обязательствам, или юридически оформленная экономическая несостоятельность предприятия [2, с.34-38].

Банкротство как явление нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, оно выступает как средство улучшения экономической среды предприятия, с другой - может быть причиной умышленной несостоятельности группы предприятий.

В депрессивных регионах наиболее часто встречается фиктивное банкротство. Именно фиктивным банкротством завершается пирамидальная деятельность финансовых структур, связанная с привлечением денежных средств юридических и физических лиц под предлогом их выгодного размещения под проценты. Юридическая и экономическая сущность банкротства тесно переплетаются друг с другом. Экономическая сущность этого явления во многом предопределяется законодательной базой, охватывающей круг вопросов, связанных с банкротством.

Именно это обусловило необходимость разработки законодательного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий. Согласно Постановлению ВС РФ от 19.11.1992 г. № 3930-1 был введен в действие Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" с 1 марта 1993 г.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" предопределяет сущность этого явления с экономической точки зрения. В законе указывается ряд определенных экономических критериев, по которым можно судить о платежеспособности данного производства. Отсюда следует, что юридическая сторона во многом определяет экономическую сторону данного явления.

Российское законодательство о банкротстве содержит два очень важных момента. Во-первых, оно отдает предпочтение интересам кредиторов. В случае реализации дел о несостоятельности кредитор имеет возможность получить те средства, которые он вложил в предприятие-должника. Практическая реализация этого факта означает создание важного условия для решения проблемы всеобщих неплатежей. Во-вторых, в Законе о несостоятельности (банкротстве) уменьшено влияние органов государственного и административного управления на принятие соответствующих решений. Закон построен на демократическом принципе. Этот принцип основан на двух подходах: первый позволяет решить процедуру банкротства между кредитором и заемщиком; при втором процедура банкротства осуществляется через арбитражный суд.

Таким образом, по мнению автора, государственное влияние на процедуру банкротства значительно ослаблено, особенно в регионах с гипертрафированной экономикой, но в то же время, законодательство по-прежнему поддерживает интересы кредитора в ликвидации предприятия-должника.

Кризисные процессы на предприятиях в депрессивных регионах в первые годы реформ были неуправляемыми. В конце 1999 г. произошло улучшение этой ситуации, что связано с принятием двух документов. Это Методические рекомендации по реформированию предприятий-должников и новый закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Их внедрение стало оказывать положительное влияние на выход хозяйствующих субъектов из кризиса.

Недостатком Закона "О несостоятельности" в новой редакции, по мнению автора, является, во-первых, формализация подхода к возбуждению арбитражного процесса о банкротстве, то есть не предусмотрена возможность анализа финансового состояния должника для определения платежеспособности до возбуждения дела о банкротстве.

Во-вторых, должник и государство лишены права защищать свои интересы перед принятием судом к судопроизводству дела о банкротстве по заявлению кредитора. Для депрессивных регионов - это привело к появлению такого фактора как использование законодательства для устранения конкурентов, завладения материальными и финансовыми ресурсами, доступа к информации и других злоупотреблений.

Создавая ситуацию искусственного банкротства, недобросовестные хозяйствующие субъекты стремятся вывести из-под контроля компании принадлежащей ей материальные ценности. Для этого сознательно искажаются сведения об имуществе и дебиторах в учете и отчетности. В результате появляется возможность изъять сокрытое имущество [3, с. 43].

Нарушение правового регулирования процессуальной части процедуры банкротства поставило перед арбитражным судом при рассмотрении дел, принимать не только юридические, но и экономические решения, к которым они не готовы, что привело к увеличению числа необоснованных судебных решений [2, с. 9].

Для усиления роли государства в регулировании процессом банкротства создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Основной задачей Федерального управления является принятие мер по предотвращению банкротства государственных предприятий. Его роль заключается в соблюдении интересов государственной власти, которые часто вступают в противоречие с интересами частных кредиторов [1,с.67].

Несмотря на положительные изменения в новой редакции закона "О несостоятельности", остается значительное количество не решенных вопросов. Один из них наиболее важный, по мнению автора, касающийся регионов с гипертрафированной экономикой - это отсутствие ограничений в выдаче денежных средств. Необходимо установить в Законе следующее требование: ограничить выдачу кредита или займа, если он больше стоимости имущества предприятия. Отсутствие данного требования позволяет кредиторам умышленно, в некоторых случаях, банкротить предприятие.

Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его [2, с. 15].

Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур. Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов (рис. 3) [2, с. 17, 36].

Проведении процедуры банкротства предприятие-должник несет дополнительные расходы: вознаграждение арбитражного управляющего, затраты на оплату услуг оценочных и консалтинговых организаций, оплата размещения информации о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления. Несение предприятием должником дополнительных затрат приводит к тому, что предприятие автоматически подвергается внешнему управлению и переходит в конкурсное производство.

Поэтому, по мнению автора, Законом должны быть определены рычаги финансового воздействия на возникновение дополнительных расходов предприятием-должником. Вменить в обязанности арбитражного управляющего составление плана-прогноза финансовых потоков в последующих процедурах банкротства и предоставление данных кредиторам и арбитражному суду. Таким образом, будет видна картина финансового состояния предприятия, определена очередность кредиторов и позволит сократить число арбитражных управляющих, заинтересованных в банкротстве предприятия.

Невозможность производить обязательные платежи - основной признак приближающегося банкротства. Неплатежи являются, с одной стороны, проявлением общих кризисных явлений в экономике страны, с другой - одной из основных причин, вызывающих банкротство в России [2,с. 34].

Предпосылки неплатежеспособности и банкротства, а следовательно, причины асоциальности экономики многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.

Внутренние факторы:

1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики.

2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.

3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и, как следствие, - высокий уровень себестоимости, убытки, снижение собственного капитала в общей структуре капитала.

4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства и производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи, с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства.

5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает организацию привлекать дополнительные денежные средства. Так зарождается цепное банкротство.

6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики.

7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.

8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства [2, с. 43].

К внешним факторам относятся:

1)Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров; государственная политика; высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия;

2)Политические: политическая нестабильность общества; внешнеэкономическая политика государства; разрыв экономических связей; потеря рынков сбыта; изменение условий экспорта и импорта; несовершенство законодательства в области хозяйственного права; антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

3) Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса;

4)Демографические: численность; состав народонаселения; уровень благосостояния народа; культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.

Банкротство, как правило, является, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов, а также влияющей особенностью, на деятельность предприятия, приводящей к мощной экономической дезинтеграций его экономического пространства.

Несовершенство системы несостоятельности, по мнению автора, заключается в том, что отсутствует специальный государственный орган (ведомство) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства. В правомочиях этого органа должен быть контроль действий в соответствии с законодательством и подготовка соответствующих рекомендаций, соблюдение интересов не только государства, но и частных кредиторов.

Список литературы

1.Российская федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [текст]: [принят Государственной думой 26 октября 2002г. № 127-ФЗ.]: офиц. текст по состоянию на 1 июня 2011 г.

2. Татарников, Е.А. Сепачев. Д.А., Новиков, Н.А.: Антикризисное управление [электронный ресурс]:Бизнес-пособие/ под общ. ред. Е.А.Татарникова. - НД "Равновесение", ЛА. "Научная книга" - Саратов, 2004. - с.200.

3. Чернова, М.В. Анализ способов проведения "заказных банкротств" // Аудитор, №6, 2008 - с.42-46.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: регулирование, Государственное, С.В., банкротства., Климова
Просмотров: 5013 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]