Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Совершенствование государственной тарифной политики в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Гришанова О.А.
25.05.2012, 16:26 | |
Совершенствование государственной тарифной политики в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. Improving state's tariff policy in the social-oriented market economy Гришанова Ольга Алексеевна Гришанов Андрей Владимирович В статье рассматриваются проблемы тарифного регулирования энергетической отрасли России, в частности, предлагаются методы установления социально-справедливых тарифов для промышленности и населения, находящихся в одной энергосистеме, путем создания единых критериев установления тарифов для городов, имеющих схожий, по развитию, потенциал. Ключевые слова: энергетика, тарифное регулирование, экономическое развитие, социально-ориентированный The article consider problems of tariff regulation of the energy sector in Russia, particularly, the proposed methods for establishing social and equitable tariffs for industry and population are in the same grid, by establishing uniform criteria for setting tariffs for the cities that are similar, the development potential. Keywords: energy, tariff regulation, economic development, social-oriented Энергетика - являющаяся основой экономики и главной составляющей промышленного потенциала России - должна существовать ради человека. Ее существование должно повышать (а не понижать) уровень жизни, который, как мера развития общества, зависит от эффективности работы всех звеньев хозяйственной системы и среди них - электроэнергетической системы (ЭЭС). И главным инструментом функционирования электроэнергетической системы, влияющим на этот уровень, являются тарифы. Реформирование российской электроэнергетики в течение последних 10 лет внесло кардинальные перемены в систему организации отрасли, что отразилось и на системе тарифов. Постоянный рост тарифов на электрическую энергию, как показывает практика последних лет, не решает финансовые проблемы функционирования электроэнергетики, а приводит к новым - неплатежи и накапливающаяся задолженность: на оптовом рынке она составляет по стране 30-35 млрд. руб. За период с января 2009 г. по март 2011 г. задолженность на розничном рынке электроэнергии выросла на 100,8 млрд. руб. - c 47,8 млрд. руб. до 148,6 млрд. руб., то есть в среднем каждый месяц она увеличивалась на 3,7 млрд. руб. По итогам 2011 г. долги вырастут за электроэнергию - до 175 млрд. руб. [1] Основы тарифного регулирования закреплены законами Российской Федерации [6]. В методах государственного тарифного регулирования, которые стали применяться после реформирования единой энергетической системы страны, расчет тарифов на электроэнергию основывался на методике экономической обоснованности затрат на производство, передачу и реализации энергии потребителям каждого региона в отдельности. В результате на уровень тарифов в каждом регионе влиял ряд факторов - тип имеющихся объектов генерации (угольные, атомные, гидростанции); протяженность электрических сетей; структура потребителей. Это привело к сильной дифференциации тарифов на электрическую энергию не только для потребителей страны, но и для потребителей одной объединенной энергосистемы (ОЭС). Нацеленность на создание эффективной социально-ориентированной системы хозяйствования, направленной на качественный подъём уровня жизни населения, ставит перед государством новые задачи в сфере государственного регулирования экономики. Поэтому необходимо оценивать влияние тарифной политики на экономическую деятельность других отраслей народного хозяйства страны, на инфляционные процессы, на уровень жизни населения и другие социальные аспекты. Тарифное регулирование энергетики - одна из составных частей экономического регулирования. Оно является непосредственным звеном взаимодействия энергетики и потребителей, что определяет высокие требования к его качеству и эффективности. Происходящие в стране процессы реформирования энергетической системы требуют совершенствования и государственной тарифной политики, которая учитывала бы приоритеты развития социально-ориентированного государства. В настоящее время существуют следующие методы определения затрат при тарифном регулировании:[2] 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат) предусматривает формирование необходимой валовой выручки с учетом изменений всех тарифообразующих факторов - норм, нормативов, программ производства и развития, цен, отраслевых тарифных соглашений, с учетом данных бухгалтерского и налогового учета: НВВ = Расходы до налогообложения + Налог на прибыль + Расходы после налогообложения 2) метод индексации тарифов (в том числе долгосрочной) - применяется только в условиях умеренной инфляции на основе прогнозных темпов инфляции; 3) метод доходности инвестированного капитала (RAB)- основывается на оценке инвестированного капитала. Обязательным условием применения данного метода является оценка эффективности использования инвестиционных средств и их влияния на уровень тарифов: НВВ = Расходы текущие + Вложения инвестированного капитала + Доход на инвестированный капитал Как видно из сути методов, расчет необходимой валовой выручки (НВВ) по методу доходности инвестированного капитала коренным образом отличается. Но мы не будет анализировать преимущества и недостатки нового метода, т.к. это не является предметом нашего исследования. Можно надеяться, что измененный подход к расчету тарифной выручки предприятий энергетики, осуществляющих одинаковые виды деятельности внесет изменения и при формировании региональной и федеральной составляющей в тарифах на энергию для каждого региона. Тем самым будет ликвидирован дисбаланс тарифной нагрузки на потребителей разных регионов, которая сложилась в результате затратных подходов к ценообразованию в энергетическом комплексе. Нами предлагается разрабатывать единые тарифы по районированному принципу - тарифы должны быть едиными по группе регионов, объединенных в одну энергосистему (ОЭС), близких по территориальному принципу и экономическому развитию. Можно согласиться, что не могут быть тарифы одинаковыми для северных и южных регионов, но и различаться в трех рядом расположенных областях, как например Архангельская, Псковская и Новгородская области, не должны, поскольку они входят в одну ОЭС Северо-Запада (диаграмма.1): [4] Из диаграммы видно, что разница между самыми высокими и низкими одноставочными тарифами по квартирам с газовыми плитами. - 13% , а по двухставочным: день - 13%, ночь - 159%. Аналогично, по квартирам с электрическими плитами: одноставочный - 13%, двухставочный - день - 14%, ночь - 157%. Можно предположить, что размер тарифов зависит не от экономического развития региона и главных факторов потребления, а от особенностей формирования тарифной политики на региональном уровне, а так же от нехватки/переизбытка генерирующих мощностей. Кроме того, при расчете тарифов необходимо проводить анализ социально-экономической значимости уровня тарифа на электроэнергию для развития региона. Особое место в этом процессе занимают данные по расходам бюджетов на субсидирование граждан по коммунальным платежам. В качестве основных индикаторов анализа предлагаются следующие: количество граждан, нуждающихся в предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, доля затрат на оплату коммунальных услуг в расходах бюджетов и доля затрат на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг. Кроме того большое значение имеет информация о доле затрат на электроэнергию в себестоимости основных видов продукции. Можно выделить следующие факторы, влияющие на размер тарифов: 1. неравномерность распределения объектов генерации в территориальном разрезе приводит к появлению регионов как дефицитных, так и избыточных по производству электрической энергии и мощности, что оказывает определяющую роль на тарифы для потребителей. (таб.1) 2. региональная система тарифов зависит от типа генерирующих объектов (угольная, газовая, атомная или гидростанция), протяженности распределительных сетей, структуры потребителей; 3. различные полномочия по тарифному регулированию энергетического комплекса между органами исполнительной власти разных уровней - федеральной, региональной и муниципальной; 4. отсутствие стимула у субъектов регулирования в снижении издержек, так как все понесенные затраты могут возмещаться потребителями через тарифы; 5. действующая система тарифных ставок не нацелена на стимулирование энергосберегающих мероприятий у потребителей; 6. темпы роста тарифов и цен в регулируемом секторе экономики в отдельных регионах опережают темпы роста инфляции, что приводит к росту цен в других отраслях; Российскими экономистами в настоящее время уделяется пристальное внимание процессу государственного регулирования тарифов на электроэнергию. Можно согласиться с предложениями некоторых авторов [5]о направлениях совершенствования методического обеспечения государственной тарифной политики ТЭК в социально-ориентированной экономике в части расширения набора методов тарифного регулирования и совершенствования системы управления энергетическими активами путем повышения ответственности за содержание энергетического имущества через систему количественных и качественных показателей, - таких как динамика износа оборудования, целевое использование тарифной выручки, объём и качество проводимых ремонтных работ и т.п. В результате проведённого исследования можно сказать, что российская система тарифообразования нуждается в реформировании не только на уровне экономической составляющей, но и на социальном уровне. Кроме того, формирование тарифов по районированному принципу - единые по группе регионов, объединенных в одну энергосистему близких по территориальному принципу и экономическому развитию и учет социальной составляющей для населения позволят частично решить проблемы неплатежей за электроэнергию и, тем самым, обеспечив компаниям необходимые средства для модернизации основных производственных фондов, которые в настоящее время они пытаются получить за счет внедрения нового метода расчета тарифов RAB. Для достижения эффективного государственного тарифного регулирования энергетических региональных систем в условиях социально-ориентированной экономики необходимо осуществить следующие направления по совершенствованию методов: - методы тарифного регулирования должны обеспечивать выравнивание тарифов для потребителей, имеющих сходные характеристики: режим потребления, график нагрузки уровень платежеспособности и т.п.; - осуществить поддержание экономического равновесия на региональном пространстве на основе минимизации совокупных издержек предприятий ТЭК за счет эффективного использования производственных фондов; - реализации единства целей и методов, применяемых регулирующими органами разных уровней власти; Список литературы 1. Дайджест федеральных и региональных СМИ по тематике задолженности за тепловую и электроэнергию//Morgan&Stout Credit management service//2011 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.morganstout.com/images/data/.../Monitoring_-_11.04.2011.pdf (дата обращения 22.02.2012) 2. Информационный портал Энергоконсультант [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.energocon.com/pages/id118.html (дата обращения 24.02.2012) 3. Портал Народной службы тарифов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newtariffs.ru/ 4. Портал системного оператора Единой энергетической системы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.so-ups.ru/index.php?id=oes_northwest (дата обращения 22.02.2012) 5. Ситникова О.В. Социально-ориентированная тарифная политика в энергетике региона // ЭКО. - Новосибирск, 2009. - № 2. - С. 172-177. 6. Федеральные законы от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.08.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства от 26.02.2004№109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказы Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004№20-э/2 , от 24.11.2006 №302-э/5, от 26 июня 2008 г. N 231-э | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3185 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |