MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Теоретико-методологическое обоснование функциональных основ управления сохранением культурного потенциала. Луховская О.К.
24.05.2012, 19:07
Луховская О.К., к.э.н., доц. кафедры
«Экономика и управление предприятий торговли и сферы услуг»
Ивановского филиала  ГОУ ВПО
«Российского государственного торгово – экономического университета» 




Теоретико-методологическое обоснование функциональных основ управления сохранением культурного потенциала


(научное исследование направлено на изучение протекционистских процессов развития культуры в системе государственного управления, анализа их экономического моделирования и формирование предложений эффективного функционирования хозяйственного механизма в данной сфере)



Подчеркнем, теоретико-методологическое обоснование функциональных границ культуры является одной из актуальных тем современных исследований. Прежде всего, это связано с многогранностью самого понятия «культура»[1]. По мнению [2] наиболее емкое определение культуры представлено в Декларации о мировой культуре, принятой на Всемирной конференции по культурной политике под эгидой ЮНЕСКО (1982 г., Мехико): «В самом широком смысле культурой можно назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение».[3] В национальном определении культуры, представленном в [4] экспертами Совета Европы по результатам исследования культурной политики ряда европейских стран, термин культура используется в широком и узком смысле слова. Анализируя культурную политику Финляндии, эксперты заключают: «в узком смысле слова под культурой подразумевается искусство всех форм, а также произведения искусства. В более широком смысле культура охватывает учреждения культуры и искусства всех форм, музеи, библиотеки, объекты культурного наследия, художественное образование и международное культурное сотрудничество. В еще более широком понимании культура включает в себя индустрию культуры и средства массовой информации. Другие определения культуры охватывают образование взрослых, социально-культурную деятельность, спорт, работу с молодежью. Самое широкое определение культуры, которое часто применяется, когда речь заходит о влиянии культуры на занятость населения, распространяется на те профессии в области СМИ и индустрии культуры, которые не связаны на прямую с творческой деятельностью, а также на ремесла, культурный туризм и даже рекламу». [5]

Под ресурсной базой культуры понимается единая ценностная система общества, совокупность природных и созданных человеком в длительной временной перспективе материальных и нематериальных объектов и явлений - реальных или задействованных, потенциальных или резервных культурных ценностей, - а также условий и характеристик, возможностей и средств, пригодных для их художественного воспроизводства в экономической форме продуктов – товаров и услуг. Данные характеристики определяют потенциал культуры, который в связи с этим следует признать объектом системного анализа. Он представлен различными видами историческо-культурных памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры накопленных на той или иной территории. В историко-культурный потенциал входит вся социально-культурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Стоит сказать, что у каждого района или территории историко-культурный потенциал разный. У региона может быть небогатый потенциал с точки зрения наличия объектов культурного показа, но очень богат нематериальными историко-культурными активами и в данном случае можно развивать потенциал за счет материализации этих активов, что требует денежных вложений.

Под резервами культурного потенциала подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные ресурсы его наращивания, то есть совокупность тех характеристик, предметов, явлений, которые возможно актуализировать для достаточно быстрого их вовлечения в отрасль. Основным источником резервов в культуре является самобытная культура. Одним из способов регулирования данных процессов выступает государственный протекционизм – особая экономическая политика формирования поведения всех участников (субъектов) культурного процесса: человека, социальных обществ, культурных целостностей, рационально организованных структур и ассоциаций. Основной задачей формирования такой политики является, с одной стороны, создание условий для самоорганизации культуры (например, развитие самодеятельного искусства), с другой, – формирование эффективного механизма аллокации ее ресурсов в инновационных процессах ее воспроизводства различными субъектами деятельности. Под аллокацией ресурсов самоорганизующейся культуры понимается рациональное размещение самобытно созданных многими поколениями культурных ценностей между производственными единицами процессов формирования культурных благ. Речь, прежде всего, идет о преемственности использования в современных творческих процессах культурно-духовных ценностей, элементов нематериального культурного наследия. Они как образы тех или иных произведений искусств несут для современного общества нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, художественные технологии промыслов и ремесел и т.п., воспроизводятся в художественной деятельности режиссеров, музыкантов, художников, эстрадных организаций, циркачей, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, парикмахеров, мебельщиков, свето- и звуко- техников, и, наконец, актеров (и не только), реализуясь в экономических формах продуктов как товары и услуги. Часть производственных элементов и технологий, использующих культурно-базовые ценности в той или иной «технологической цепочке» данных процессов, в основе своей относятся к другим сферам народного хозяйства и отраслям и в совокупности своей составляют сферу культуры. Используя понятие «сфера культуры» мы будем придерживаться определения И.В. Чарной, представленного в [6]. «Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объекдиненных экономико-технологическими связями (отношениями)» [7]. Подобные межотраслевые объединения, очень часто являются высокоэффективными и экономически выгодными. Создание условий для оптимального вовлечения материальных и нематериальных ресурсов, признанных сообществами наследием, в процессы воспроизводства и их рационального размещения между производственными единицами индустрии культуры и других отраслей входит в одну из основных задач государства. Воспроизводство культурного наследия требует дополнительных ресурсов, например, трудовых, материальных, финансовых, информационных, образующих в совокупности с первыми экономический потенциал сферы культуры той или иной территории или субъектов его осуществляемых. Аллокация ресурсов самобытной культуры, предопределяется спецификой двух областей сферы культуры - художественной и культурно-досуговой. Представим характеристики основных ресурсов сферы культуры.

Нематериальные ресурсы включают, во-первых, нематериальное культурное наследие - обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира, проявляющиеся в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами;[8] во-вторых, единую ценностную систему общества, в основу которой положены общественные предпочтения в области культуры, сформировавшиеся в процессе многовекового (наследие – одна из ценностных систем) ее развития, воспринятые ныне живущим поколением в их исходной внутренней образной форме, сохраняемые и распространяемые в той или иной вещной форме первозданного своего воплощения; в-третьих, идейную основу произведений искусства, представляющую высокое смысловое и символическое значение для практических областей культурной, а точнее сказать, художественной деятельности разных исторических периодов. По мнению разработчиков «Методических рекомендаций по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов» [9] к нематериальным ресурсам также следует отнести и виды самодеятельного народного творчества: хоровые, хореографические, театральные, фольклорные, изобразительного искусства, народных промыслов, кино, а так же клубные формирования фотолюбителей, исполнителей духовых оркестровых и вокальных инструментальных произведений, клубы по интересам, общественные объединения на базе учреждений культуры.

Материальные ресурсы представляют предметы овеществленного труда, аккумулирующие в себе затраты труда и ресурсов, связанных с производством и их эксплуатацией. Существуют понятия абсолютной и относительной ограниченности материальных ресурсов. Относительная ограниченность ресурсов связана с превышением темпов роста их потребления над темпами роста их производства или воспроизводства. Значительная часть материальных ресурсов поступает из невозобновляемых источников традиционной народной культуры. Это связано как с реальной угрозой истощения данных видов сырья, так и с опасными масштабами их использования «грязными технологиями» существующих в настоящее время новых способов их демонстрации.

Как правило, в сфере культуры материальные ресурсы включают: объекты культурного наследия - памятники в вещной (материальной) форме; имущество, предназначенное для организации деятельности, досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры, всех форм собственности [10]; различные реквизиты исполнительских искусств, а также артефакты «интерпретативное воплощение… в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении и оценочном суждении».[11]

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в сфере культуры.

Финансовые ресурсы включают денежные средства в виде инвестиций, бюджетных ассигнований, дотаций, субвенций, кредитов, займов, грантов, поступлений на реализацию культурных программ и проектов, выручки от ведения предпринимательской (для бюджетных организаций) и основной (для организаций других форм собственности) деятельности. Финансирование культуры – это сочетание процессов государственного перераспределения доли ассигнований на культуру и искусство с одного уровня бюджета на другой в виде дотаций[12] и самостоятельности организаций культуры в обеспечении собственной платежеспособности, ликвидности и рентабельности путем оптимизации денежных средств и обеспечения финансовых результатов. Главным источником финансирования культуры остается государство. Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Основу его составляет государственный бюджет – прямое бюджетное финансирование учреждений культуры, осуществляемое в основном за счет бюджетных ассигнований (расходных обязательств), а также других поступлений учредителя. Бюджетные ассигнования подразделяются на ассигнования, обусловленные законодательными актами (действующие обязательства) и ассигнования, выделяемые с конкретного момента (принимаемые обязательства). По своей структуре бюджетные ассигнования подразделяются на капитальные вложения, текущие ассигнования, социально-творческие заказы. В современных экономических условиях из-за общей нехватки инвестиций в стране капитальные вложения (затраты на новое строительство, реконструкцию и т. п.) незначительны.

Косвенное бюджетное финансирование учреждений культуры, осуществляется путем предоставления им налоговых льгот. Средства, полученные из внебюджетных источников, классифицируются следующим образом:

1. доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в т.ч. рыночные продажи товаров и услуг;

2. безвозмездные поступления от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности:

2.1. в том числе, безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы, включающие целевые средства или средства, получаемые за счет федеральных, региональных, муниципальных, отраслевых программ, а также адресных инвестиционных программ; гранты; партнёрство (соглашения с другими органами власти на разных уровнях государственным управлением); безвозмездное получение имущества на ведение уставной деятельности; спонсорство и благотворительность;

2.2. прочие безвозмездные поступления: инвестиции и привлечение частного капитала; спонсорство, благотворительность, пожертвования и прочая помощь.

Особо стоит остановиться на финансовых ресурсах обеспечивающих организацию самобытной культуры, досуга, массового отдыха и обеспечения услугами организаций клубной системы. Руководствуясь [13], авторы [14] предлагают под финансированием культуно-досуговой деятельности понимать ресурсное обеспечение условий:

1) содержания соответствующих организаций культуры, в которых население может проводить свой досуг, занимаясь в творческих коллективах, либо посещая концерты, выставки, другие мероприятия культурно-познавательного и развлекательного характера, или

2) закупки услуг организаций культуры, например, организации гастролей театров, приглашения отдельных артистов, организации фестивалей, концертов, выставок, обеспечение услугами передвижных учреждений культуры.

К информационным ресурсам согласно Закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» относится «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)» [15]. Художественная культура, рассматриваясь одной из областей «информациологических подходов» [16], чаще всего исследуется как артосфера – «яркая, целостная, гармоничная информационная система, заключающая в себе вариативные информационные объекты/ресурсы и прежде всего – тексты произведений, …не являющиеся единственным информационным источником, интересующим как потребителей, так и специалистов».[17] Речь, прежде всего, идет о современной информационной системе таких социокультурных коммуникаций, как компьютеризация и медитация. Последняя представляет собой «объединение корпоративных информационно-вычислительных сетей в глобальные телекоммуникационные сети, решение в on-line режиме задач удаленного доступа к базам данных и знаний, к вычислительным ресурсам, создание условий для многосредового моделирования, реализацию AVC-технологий,[18]т.е. информационных технологий, реализующих использование Audio, Video, Computer».[19] Правильнее, на наш взгляд, их назвать «информатизационными ресурсами» культуры. Как правило, данные виды деятельности относят к инновационным – новые виды (официальные и самодеятельные) деятельности в сфере культуры, классифицируемые в ее составе как самостоятельные экономические единицы, обладающие собственными технологиями, рынками или потребительскими группами, методами организации и материально-техническими характеристиками. В связи с этим наиболее часто они представляются через толкование их как «технические» или/и «информационные новации» в том или ином виде искусства. По нашему мнению, следует разграничивать понятия «инновационная деятельность» и «инновативная деятельность» в культуре.

Мы используем термин «инновативная деятельность», обосновывая ее связь не с техническим прогрессом, материальной и информатизационной базой, а с интеллектуальной и прежде всего художественной деятельностью человека: музыкой, литературой, живописью, театром, кино и т.д. По мнению современных исследователей [20] «в каждой из сфер культуры особенности традиций и инноваций будут проявлять себя по-разному»,- в связи с чем, авторы полагают, что,- в художественной культуре эти модификации обнаруживают себя более наглядно и масштабно, чем в других сферах культуры». В таком случае «инновативная культура» может быть представлена как область художественной культуры, наиболее эффективно использующая новации в традиционных ее видах и процессах популяризации нематериального и материального культурного наследия в следующих новых (по Шумпетеру) комбинациях - «1. изготовление нового… блага… 2. внедрение нового метода (способа) производства… 3. освоение нового рынка сбыта… 4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов… 5. проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения»[21]. Более конкретно определение «инновации в художественной культуре» звучит так – это конечный результат новых способов внедрения нематериального культурного наследия в создание нового блага, представляющего в итоге «источник сырья» или полуфабрикат для исполнительских искусств, позволяющий освоить новый рынок сбыта и занять на определенном этапе его жизненного цикла монопольное положение. Социальный и экономический эффект инновации в художественной культуре может и не быть достигнут в случае ее отвержения «публикой». Все это также определяет конкретизацию и интерпретацию художественных произведений: особенности и степень активности организации субъектом своего эстетического и художественного восприятия. Инновационная деятельность в художественной культуре в таком случае может быть представлена как мобилизация новых художественных идей и технологий в традиционной культуре, способ самоадаптации общества к меняющейся среде, который в свою очередь заключает в себе экономические механизмы социальной активизации процессов «утверждения» нематериального культурного наследия того или иного народа в качестве базовых (идейных) основ новых видов художественной деятельности. Инновативные технологии традиционных ее видов, что, в сою очередь, позволяют оставлять в прошлом отжившие формы культурной (художественной) практики и старые поведенческие нормы. Эффективность инновативного развития традиционной культуры, как правило, достигается оптимально созданными технологическими совокупностями всех ее элементов в художественной деятельности. Систематизирующим механизмом в таком случае выступает сама культура, а инновативным – ее технологии.

Основными способами вовлечения указанных ресурсов в процессы формирование материальных и нематериальных культурных ценностей - предельно масштабные и по временным и по территориальным характеристикам, и по охвату субъектов культурной деятельности - выступают, во-первых, традиционные способы самодеятельного искусства (самодеятельного народного творчества и любительского исполнения), классически сложившиеся жанры искусства и виды организации культурно-массовой деятельности, во-вторых, технологии инновативного развития традиционной культуры, способы интерпретации (изменения состояния свойств, формы) произведений искусств, воспроизводства идейного образа культурно-базовых ценностей в новых, наиболее востребованных обществом и социально значимых художественных формах. Технологии инновативного развития традиционной культуры направлены на интеграцию традиционной культуры в культуре в современный процесс общественно организованного творческого труда.

Эффективность аллокации ресурсов самобытной культуры в инновационных процессах, как правило, измеряется количественными параметрами их воспроизводства, соотношение которых у различных субъектов неодинаковы. Это и характеризует успех и конкурентоспособность того или иного субъекта РФ на отечественном и зарубежном рынках культуры. Анализ литературы и нормативных источников позволяет определить некоторые условия развития местного традиционного народного художественного творчества. Как правило, они рекомендуются для органов местного самоуправления в качестве оптимальных условий аллокации ресурсов самобытной культуры той или иной территории РФ, например, городских и сельских поселений, муниципальных районов и т.п. Так для эффективного использования материальных ресурсов, предлагается: создать специализированные учреждения культуры, осуществляющие функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества; упорядочить их сетевые единицы с целью обеспечения организации досуга, предоставления услуг, сохранения, использования и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), например находящихся, что наиболее актуально, в собственности поселения [22], провести их инвентаризацию и паспортизацию [23]; предоставить в соответствии с установленными социальным нормами и нормативами [24] и на безвозмездной основе [25] самодеятельным творческим коллективам муниципальное имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения) [26]; оснастить передвижные клубы независимо от статуса (сельские, районные) специализированным автотранспортом, комплектом звукового оборудования, киноустановками и др.

В целях наиболее рационального сохранения и включения нематериальных культурных ценностей, признанных сообществами в качестве нематериального культурного наследия, в традиционные виды культурной деятельности и досуга, авторами [27] предлагается активизировать развитие народного творчества, создавать и поддерживать работу клубных формирований, повышать художественный уровень и исполнительское мастерство самодеятельных творческих коллективов, объединений граждан по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности; обеспечивать условия возрождения нематериального культурного наследия, включая идентификацию, документирование, исследование, популяризацию с помощью формального и неформального образования; формировать архивные фонды собранных фольклорно-этнографических материалов поселений; стимулировать общественные инициативы (экологические движения, женские клубы, движения "за здоровый образ жизни"), патриотическое воспитание и участие самодеятельных авторов и любителей в системе проектов, направленных на сохранение традиций, на развитие любительского искусства и ремесел (через фестивали, выставки, коллективы со званием "народный"). В [28] предлагаются следующие меры поддержки и сохранения нематериального культурного наследия: активизация механизмов грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования, творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры; поощрение работы постоянно действующих, без прав юридического лица, добровольных объединений любителей и исполнителей - народных коллективов самодеятельных исполнительских жанров творчества и народных студий декоративно-прикладного, изобразительного, кино-, фото-, видеоискусства, основанной на общности художественных интересов и совместной творческой деятельности участников; содействие развитию дарований, участвующих в освоении и создании культурных ценностей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового творчества в свободное от основной работы или учебы время.

Информационные ресурсы предлагается задействовать в качестве средств взаимодействия с общественностью - участия общественных объединений в принятии и реализации вопросов, затрагивающих общественные интересы, например структуры социальных объектов; использовать в разработке и создании образцов нормативных документов, необходимых для реализации полномочий по вопросам сохранения нематериального культурного наследия на уровне муниципальных образований, а также статистических показателей, характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования, установлении информационного порядка сбора и их представления [29]; актуализировать в работе информационно-аналитических служб органов управления культурой; использовать в установлении единой системы нормативов потребления услуг (в условных единицах, либо в натуральных единицах, имеющих допуски: "свыше" определенного количества единиц, "до" определенного количества единиц), например, количественных показателей обслуживаемого населения, творческих коллективов, любительских объединений, досуговых объектов, мероприятий; заработанных средств или качественных - количества коллективов со званием "народный", количества коллективов, ставших лауреатами смотров, конкурсов, фестивалей [30] и т.п.

Финансовые ресурсы должны быть направлены на создание условий для, во-первых, финансового обеспечения работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования; созданию и экспонированию предметов традиционной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства; созданию коллективов народного художественного творчества, во-вторых, финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития народного художественного творчества [31], в-третьих, поощрения через налоговую и ценовую политику деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию любительским искусством, ремеслами, а также стимулирование посредством налоговых льгот, предоставление на льготных условиях имущества и земельных участков негосударственным, в том числе частным, организациям культуры[32], в-четвертых, оказания помощи субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на расходы по содержанию организаций культуры, обслуживающих интересы сообщества[33]; в-пятых, внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования и т.п.

К условиям поддержки трудовых ресурсов относится: утверждение нормативов трудозатрат для определения штатной численности, применение установленных в [34] показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов, внедрение местной системы стимулирующих доплат и надбавок, других условий [35] и т.п.

Таким образом, культура рассматривается как сложная социально и экономически развивающаяся система, структурно образованная из различных по уровню устойчивости элементов и связей, ведущих, к более сложной самоорганизующейся «новой системе, способной развиваться исходя из своих внутренних потенций, при адекватном реагировании на внешние воздействия. Обращение к понятию «самоорганизация» акцентирует внимание исследователя на механизмах внутреннего саморазвития, саморегулирования системы и появления в ней новых свойств и качеств – в этом проявляется креативность системы»[36]. Отношения между социальными образованиями и субъектами экономической деятельности внутри каждого самостоятельно развивающегося элемента системы культуры не хаотичны, а подчиняются определенным правилам. Эти правила – ценностные ориентиры, нормы и т.д. – составляют важнейшую часть содержания духовной культуры, позволяющую ей выполнять регулятивную функцию. Таким образом, социально адаптированные экономические закономерности инновативного развития самобытной культуры позволяют не сводить управление художественными процессами лишь к регулированию деятельности в искусственных ее формах, прежде всего нацеленных, на «автоматическую» коммерциализацию и, согласно теории информатизации, организацию массового бизнеса через создание новой «информациогенно-вакуумной среды» [37] в художественной практике, а развивать подлинное, естественно-художественное искусство.

--------------------------------------
[1] Обзор наиболее существенных определений можно найти в книге М.С. Кагана «Философия культуры». – СПб., 1996

[2] Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М.: «Издательство Либерея», 2002. – с. 102

[3] In from the Margins. A сontribution to the Дebate on Сulture and Дevelopment in Europe. Strasbourg Council of Europe, 1997,р.28

[4] Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М.: «Издательство Либерея», 2002. – с. 162-237

[5] Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М.: «Издательство Либерея», 2002. – с. 206-2007

[6] Термин «сфера» используется для обозначения группы близких, родственных (на основании какого-либо признака) отраслей в учебной и исследовательской литературе, и поскольку в нормативной практике нет его применения и толкования, границы группы отраслей, объединенных термином «сфера», всегда достаточно произвольны и не отражены в каких-либо государственных статистических классификаторах. Об этом см.: Чарная И.В. Введение в экономику культуры: Учебное пособие.- М.: МГУКИ, 2005 – С. 29

[7] Там же

[8] см. Конвенция ЮНЕСКО от 17 октября 2003 г. // Рос. Газ. 2003. 20 окт.

[9] См.: приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 2.

[10] пункт 8 части 2 и часть 4 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправдения РФ» // Рос. Газ. 170 от 01.09.1995.

[11] Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологи. М.: Академический Проект, 2000. С. 144- 147

[12] Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

[13] пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправдения РФ» // Рос. Газ. 170 от 01.09.1995

[14] См. приложение 2 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества». Раздел 1. – С.5

[15] «Об информации, информатизации и защите информации»: федеральный Закон № 24 – ФЗ: Принят Гос. Думой Российской Федерации 20 февраля 1995 г. // Рос. Газ. 1995. 22 февр.

[16] Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический Проект, 2006. – с. 3 (480 с.:илл.)

[17] Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический Проект, 2006. – с. 24-26 (480 с.:илл.)

[18] Проблемы информатизации высшей школы (матаинформация-координация-интеграция): Бюл.Госкомвуза России; ГосНИИ системной интеграции. М, 1995. №1. С.9-4

[19] Там же.С. 9-2

[20] Урузбакиева З.К. Традиции и инновации в художественной культуре постмадерна: Дис….канд.филос. наук: 24.00.01.-М.:РГБ, 2005. С. 7-8. 140с.

[21] См.: Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений/ Пер. с англ.- М.: Дело, 2002. С.154. – примеч. пер.

[22] См.: приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 3. – С.16

[23] См.: там же, раздел 2. – С.9

[24] Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 942-р) или нормативными правовыми актами того или иного субъекта федерации и муниципального образования

[25] В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

[26] См.: пункт 8 части 1 статьи 50 и пункт 17 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправдения РФ» // Рос. Газ. 170 от 01.09.1995

[27] См.: См. приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 2. – С. 19-21

[28] См. приложение 2 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества». Раздел 1. – С.4 - 10

[29] См.: приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 2. – С.16

[30] Там же, С.18

[31] Там же Раздел 2. – С.16

[32] Там же, С.16

[33] См.: приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 2. – С.16

[34] Там же, раздел 2.

[35] См.: приложение 1 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов». Раздел 2. – С.16

[36] Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. – М.:Изд-во РАГС, 2001.- с.18

[37] Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы).М.:Академический проект, 2006. С.13 -480с.:илл.- (Технологии культуры).
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: О.К., управления, культурного, Луховская, Теоретико-методологическое, основ, сохранением, обоснование, функциональных, потенциала.
Просмотров: 4074 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]