Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Роль образования в формировании экономической культуры в Ивановской области Рамазанов Д.И. Смирнов А.
10.05.2012, 08:55 | |
Роль образования в формировании экономической культуры в Ивановской области Рамазанов Д.И. Смирнов А. Экономическая культура - система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности. Экономическая культура предполагает: уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху; неприятие настроений уравниловки; создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п. Сегодня Ивановская область – позитивно развивающийся регион с большим энергетическим потенциалом, открытый к деловому сотрудничеству, стремящийся к новациям и благополучию. Регион по праву считается одним из наиболее динамично развивающихся в российской экономике. На ивановских текстильных предприятиях выпускается более половины всех отечественных хлопчатобумажных тканей, ивановские машиностроительные заводы известны всей стране, а уникальная природа и развивающаяся инфраструктура способствуют благополучию туристического бизнеса. И вместе с ростом регион все четче проявляет свои индивидуальные черты. По состоянию экономики можно судить и о экономической культуре сложившейся в регионе. Экономическая культура отражает знания руководителей экономической науки, предполагает определенную ориентировку в стоимостных категориях (цена, хозрасчет, рентабельность, себестоимость, прибыль и др.), владение экономическими методами управления, знание экономических механизмов, экономических законов и их действия в конкретных хозяйственных условиях. Как писал известный экономист профессор А. М. Бирман, человек высокой экономической культуры должен знать: 1. законы общественного развития и представлять себе, как они практически преломляются. Тогда его нельзя будет сбить с пути. Он не будет цепляться за то, что отжило, и не будет перепрыгивать через живое, развивающееся; 2. историю и географию своей Родины, историю и географию ее экономики. Тогда он будет врагом шаблона. 3. перспективы развития производительных сил, техники. Тогда не будет устарелых проектов, малоэффективных строек, расточительности. Он должен уметь: за деревьями видеть лес, а в лесу не терять из виду деревьев. 4. считать - тогда он не допустит противоречий между показателями и требованиями жизни; 5. читать цифры. Следовательно, экономическая культура в ХХI веке должна проявляться в любом человеке, стремящемся соответствовать требованиям настоящего времени. Поэтому в развитии человека особое место должна занимать экономическая культура. Ошибочно считать, что экономическая культура закладывается в человеке только при получении высшего экономического образования. Человек вступает в экономические отношения с того момента, когда он начинает действовать осмысленно. Так человек, будучи еще ребенком, вступает в отношения обмена между остальными детьми. Через определенный период, когда он достигает школьного возраста, он может вступать в отношения купли-продажи. И так далее по мере развития человека он открывает для себя все новые стороны экономических отношений. По мере этих открытий он формирует свою экономическую культуру еще задолго до того, как начнет получать высшее образование. Простейшие основы дают человеку уже в системе дошкольного образования. Детей учат начальному счету, с помощью игр показывают отношения обмена, в процессе которых каждый удовлетворяет свои потребности. В системе школьного (среднего) образования ученикам дают основы экономики. А при поступлении в высшее учебное заведение, в зависимости от специальности студент углубленно изучает все основы экономики. На данный период, в Ивановской области действует 409 дошкольных образований, 384 общеобразовательных и 12 вечерних школ, 29 учреждений начального профессионального, 2 дополнительных профессиональных и 20 высших образовательных учреждений. Таким образом, на 1000 жителей Ивановской области приходятся: 35 детей посещающих дошкольные образования, 89 школьников, 10 учащихся начального профессионального образования, 15 студентов средне специальных и 26 студентов дневного отделения высшего учебных заведений. Получается, что на 1000 жителей Ивановской области 175 человек (или 17,5%) находятся в системе образования и задействованы в формировании своей экономической культуры. Более 25,000 чел. находятся в системе высшего образования, 70% учеников области обучаются в самых современных условиях, а Ивановская область находится в десятке лучших регионов по показателям образования. Таким образом образование в нашей области доступно на уровне 99,9%. Так как именно в системе образования закладываются основы экономической культуры, формирование и соответствие современным требованиям совместно с уровнем образования увеличилось в области за последние 3-4 года в 3 раза. После распада СССР и вступления России в рыночные отношения, наша область столкнулась с рядом проблем, которые привели ее к дотационному региону и спаду в экономики области. Причины этого не только в узкой специализации экономики области, но и в отсутствии современного экономического мышления у населения, которое требовалось для решения задач. Дальнейшее развитие региона в ХХI веке и уход от моноэкономики повлияло на развитие экономической культуры населения. Таким образом, на экономическую культуру населения оказывает влияние не только уровни образования, но и ситуация в стране и события которые происходят в ее экономики. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3377 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |