Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Методы работы с системными лексическими группировками в процессе формирования языковой культуры речи. Переселяк И.В.
10.05.2012, 08:38 | |
Методы работы с системными лексическими группировками в процессе формирования языковой культуры речи. Переселяк И.В. В методике преподавания иностранных языков имеется значительное количество исследований, посвященных формированию и совершенствованию лексических навыков студентов на основе системных лексических группировок: тематических и лексико-семантических групп, словообразовательных гнезд, ассоциативно-семантических и функционально-семантических полей. Использование таких системных группировок в работе с лексикой представляется оправданным как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. С позиций лингвистики, лексический состав языка имеет следующие системообразуюшие черты: 1. Слова распределяются по лексико-семантическим и лексико-грамматическим группировкам. 2. В основе различных типов лексико-семантических и лексико-грамматических группировок находятся семантические связи слов (синонимические, антонимические, гиперо - гипонимические деривационные), которые обеспечивают « непрерывность» лексической языковой системы. 3. Слово как система внутренне связанных значений воспринимается в контексте всей системы языка. Системный характер имеет также и внутренний лексикон человека, о чем свидетельствуют психолингвистические исследования. По мнению ученых, информация, которая хранится в долговременной памяти, должна быть четко структурирована, а иначе механизмы мозга не могли бы быстро отыскивать в долговременной памяти смыслы, нужные для осуществления различных видов речевой деятельности. Естественно предположить, что предоставление обучаемому блоков информации системного характера, демонстрация взаимосвязей между элементами системы будут способствовать более прочному усвоению этой информации. В методике преподавания иностранных языков накоплен большой опыт с «обучающими моделями» различных системных группировок. Однако практика преподавания показывает, что у студентов различных ступеней обучения в недостаточной степени сформированы навыки оперирования сложной в семантическом отношении лексикой, причем наибольшие трудности студенты испытывают при использовании такой лексики в продуктивных видах речевой деятельности. Эти трудности свидетельствуют о необходимости разработки такой методики совершенствования лексических навыков студентов, которая позволила бы приблизить коммуникативную компетенцию студентов к коммуникативной компетенции образованных носителей языка. Такой методикой может стать методика совершенствования лексических навыков на основе семантических полей. Анализ лингвистических работ показывает, что к важным характеристикам семантического поля, которые следует учитывать, относят следующие: 1. наличие общего семантического признака, объединяющего все единицы поля и выражаемого лексемой с обобщенным значением. 2. специфическую полевую структуру, в которую входит ядро поля - общий семантический признак, центральную часть, в которую входят частотные лексические единицы со значением, приближенным к ядру, и периферию, которую образуют единицы, наиболее удаленные в своем значении от ядра. 3. наличие составных частей – микрополей и лексико-семантических групп. 4. наличие в составе поля разных частей речи, однокоренных производных слов, типичных лексико-семантических и синтаксических сочетаний, соответствующих языковой норме. 5. семантическое взаимодействие между лексическими единицами, их объединение в поле на основе гиперо-гипонимических, синонимических, антонимических и деривационных связей. 6. специфичность полей в разных языках. В связи с этим необходимо определить сущность «обучающей модели семантического поля»: Структурно «обучающая модель семантического поля» выступает в качестве методической единицы организации лексического материала. Лингвистически эти модели представляют собой совокупность лексических единиц, имеющих общий семантический признак. Модель объединяет лексику на основе парадигматических и синтагматических связей. С учетом методической целесообразности модель включает также дефиниции лексических единиц в их сопоставлении друг с другом и примеры употребления лексики в предложениях. Источником отбора лексики для обучающей модели семантического поля могут быть тематические тексты из различной учебной литературы, одноязычные словари-тезаурусы, публикации из газет и журналов, тематические списки слов. Преимущественно источником отбора семантических полей является тематический текст. Материалом для отбора лексики непосредственно из семантических полей являются как одноязычные толковые словари, так и словари-тезаурусы. Мы полагаем, что отбор лексики для подобных моделей следует осуществлять на основе следующих принципов: · принципа семантико-контрастивной ценности, · принципа сочетательной ценности, · принципа словообразовательной ценности, · принципа частотности. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3110 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 |
Всего комментариев: 0 | |