MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

К вопросу совершенствования умк по иностранному языку в аспекте формирования экономической культуры. Хромова Н.Б.
10.05.2012, 08:36
К вопросу совершенствования умк по иностранному языку в аспекте формирования экономической культуры.

Хромова Н.Б.

Современные тенденции образования в общественно-политических и экономических условиях нашей страны заключаются в усилении требований к профессиональной подготовке будущих специалистов. Главная задача высшей школы – подготовка специалистов, необходимых для общества. Решение данной проблемы тем успешнее, чем полнее развивается личность обучающегося. Встает вопрос о приобщении человека XXI века к мировой культуре, о приближении его культурного уровня к европейскому стандарту, о владении несколькими иностранными языками, что, в свою очередь, требует формирования языковой личности и ее реальных коммуникативно-познавательных и культурных компетенций, составляющих основу системы обучения. Расширение международных связей, включение России в мировую цивилизацию привели к возрастанию роли иностранного языка. Иностранный язык сегодня служит объективным средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения.

Обучение иностранному языку формирует целостную картину мира, в котором иностранный язык сам служит средством познания и общения. Изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является источником расширения кругозора, способствует воспитанию нравственных качеств личности.

Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, умению общаться, а именно это умение лежит в основе организации производства, сферы управления, обслуживания и т.п. Закладывая основы общения, иностранный язык обладает большими возможностями для того, чтобы способствовать формированию профессиональных качеств личности.

К сожалению, не все обстоит благополучно с преподаванием иностранного языка в неязыковом вузе. Одной из причин неблагополучного положения считается отношение к иностранному языку как к второстепенному предмету, вследствие чего на его изучение отводится недостаточное количество учебных часов. Несомненно, это является одной из причин низкого уровня владения иностранным языком выпускниками вузов неязыкового профиля. Однако дело не только в условиях обучения, а в самом подходе к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе.

В широком смысле подход выступает как самая общая методологическая основа исследования и обучения в конкретной области знаний, как методологическая основа разработки методов - направлений и методов - моделей обучения иностранным языкам. Современным подходом к обучению в условиях модернизации образования является компетентностно- деятельностный подход, который рассматривается в качестве теоретической базы построения системы обучения иностранному языку.

Основной целью профессионального образования в высшей школе, согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В условиях возрастающей интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую торгово-экономическую систему иностранный язык для студентов торгово-экономического вуза, будущих специалистов в области экономики и торговли, становится средством общения в их будущей профессиональной деятельности. Соответственно, основной стратегической целью обучения иностранным языкам в неязыковых вузах будет формирование «вторичной языковой личности» специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации.

Подход к обучению определяет и выбор средств обучения, в том числе учебника, который, по сути, является основным средством обучения и, соответственно, компонентом системы обучения иностранным языкам. Учебник, в свою очередь, а точнее учебно-методический комплекс, не только отражает все компоненты этой системы: цели, содержание, принципы, приемы, формы, но и определенный концептуальный подход к обучению, обусловленный общественно-историческими факторами, уровнем развития науки.

Изучение существующих учебников, методических указаний и пособий для чтения по специальности показало, что некоторые из них не отвечают современным требованиям, предъявляемым к основным средствам обучения в высшей школе. Имеющиеся и используемые методические пособия / указания по иностранному языку в основном представляют собой хрестоматии, т.е. сборники текстов по специальности для чтения, которые не сопровождаются ни упражнениями, ни лексико-грамматическими пояснениями, ни словарями. При отборе текстов составители не учитывают основные дидактические принципы: доступности, систематичности и последовательности, практической значимости, учета межпредметных связей. Это, естественно, затрудняет работу студентов с данными пособиями и существенно снижает мотивацию студентов, которые в большинстве своем заинтересованы в прикладном применении иностранного языка для расширения своих знаний и получения информации по специальности. Следовательно, еще одной из важных причин низкого уровня владения иностранным языком студентами торгово-экономического вуза является отсутствие современных учебников, учебных пособий и методических разработок, направленных на формирование языковой личности специалиста, готового к профессиональной межкультурной коммуникации.

Таким образом, представляется необходимым совершенствование современного учебно-методического комплекса (УМК) по иностранному языку для студентов торгово-экономического вуза. Обязательными компонентами комплекса ученые и практики считают учебник, книгу для преподавателя и аудиовизуальное приложение. Дополнительными компонентами – книгу для чтения, сборник лабораторных работ, пособие по развитию устной и письменной речи, словари, видеокурсы, компьютерные программы, тесты и др.

Учебник – это основа учебного процесса, «носитель» содержания образования, в том числе знаний, умений, навыков, видов деятельности, определенных государственной программой для обязательного усвоения с учетом возрастных и иных особенностей учащихся.

Книга для преподавателя (в ее единстве с учебником) – это практическое руководство деятельностью преподавателя, средство его дальнейшего самообразования и самовоспитания. Создание УМК, отвечающего современным требованиям, представляет собой весьма сложную задачу, которую невозможно решить без выяснения специфических особенностей обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Некоторыми из них являются:

· различный начальный уровень подготовки студентов, выпускников учебных заведений разного типа и разных регионов (общеобразовательная городская и сельская школа, школа или лицей с углубленным изучением иностранного языка, техникум и др.);

· ограниченные сроки обучения при достаточно высоких конечных целях;

· профессиональная направленность обучения, требующая систематизированных знаний по специальности уже на I-II курсах.

Учитывая требования программы по иностранному языку для студентов вузов (факультетов) неязыковых специальностей, условия обучения и специфику курса иностранного языка в торгово-экономическом вузе, можно предложить использовать в качестве основы следующую структуру УМК:

· книга для студента;

· книга для преподавателя;

· аудиоматериалы;

· книга для чтения;

· пособие по развитию устной речи.

Указанные компоненты предназначены для использования на различных этапах обучения. В соответствии с действующими Государственными стандартами и учебной программой курс обучения иностранным языкам состоит из следующих этапов:

· нулевой этап (вводно-коррективный курс);

· I этап (обучение активной грамматике, общенаучной лексике, чтению широкопрофильных текстов, непрофессиональной устной речи);

· II этап (обучение пассивной грамматике, профессиональной лексике, чтению профессиональной литературы, профессиональной устной речи);

· III этап (обучение чтению оригинальной литературы по специальности, совершенствование умений в профессиональной устной речи).

Данная последовательность обучения иностранному языку показывает, что профессионализация начинается только со второго этапа, следовательно, книга для студента вводного и первого этапов может быть единой для всех факультетов. К тому же, устная часть курса иностранного языка включает две сферы общения:

а) непрофессиональную (повседневно-бытовую и общественно-политическую) – нулевой и I этапы;

б) чисто профессиональную – II и III этапы.

Исследования и практика обучения иностранному языку в неязыковых вузах свидетельствует о том, что основу профессионального обучения должен составлять профессионально ориентированный учебник факультетского уровня.

В связи с вышесказанным нам представляются следующие компоненты УМК для II и III этапов обучения:

· книга для студента по специальности для каждого факультета;

· книга для преподавателя для каждой специальности;

· аудиоматериалы;

· тексты для дополнительного чтения по каждой специальности;

· методические пособия по обучению переводу специальных текстов и чтению газетных и журнальных статей;

· пособия по развитию профессиональной устной речи.

Список использованной литературы:



1. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языка). СПб.: Златоуст, - 1999

2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. УМК для VIII и IX классов школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и колледжей // Иностранные языки в школе. – 2006. №1 – с.11-19

3. Бабинская П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учебное пособие, Минск: ТетраСистемс, 2003

4. Бим Л.А. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2002. №10 – с.3-8

5. Гнаткевич Ю.В. Обучение иноязычной лексике в неязыковом вузе. – Киев, - 1989

6. Колкова М.К. Методические системы, направления, методы и подходы в обучении иностранным языкам. // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. – СПб.: Verba Magistri, 1999

7. Скалкин В.Л. Лингво-методические проблемы создания системы стабильных учебников иностранного языка для вузов неязыковых специальностей. // Иностранные языки в высшей школе. Учебно-методическое пособие./ Под ред. Н.С.Чемоданова. Вып. 17. – М.: Высшая школа, 1982. – с.30-36
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: экономической, аспекте, вопросу, языку, УМК, по, культуры., иностранному, совершенствования, формирования
Просмотров: 3618 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]