Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Инфляция: политический аспект. Рамазанов Д.И.
10.05.2012, 13:07 | |
ИНФЛЯЦИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Д.И Рамазанов Российский государственной торгово-экономический университет, Ивановский филиал Инфляция, несомненно, является актуальной темой, которая до сих пор будоражит ума не только экономистов, но и политиков. В данной статье мы рассмотрим в историческом аспекте взаимосвязь инфляции и денежного обращения, денежно-кредитной политики с упором на политическую составляющую. Понимание инфляции как политического и исторического явления позволяет дать более полную и четкую картину инфляции, и в том числе объяснить инфляцию в современной России. Ф. Хайек утверждает, что с технической точки зрения прекратить инфляцию довольно просто – денежным властям надо сократить количество денег в обращении, но с политической точки зрения нас подстерегают большие препятствия [1, с. 133]. И там же он заявляет, что не обладает патентованным средством, что послужило бы действенным и подходящим средством в политической сфере, но указывает на необходимость безотлагательного решения проблемы, которая осознается многими. В. Ольшевский пишет, что причины инфляции не только в экономической, но и социально-политической сфере, общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного общества [2, с. 49]. Попытка представить инфляцию как однофакторное явление не выдерживает критики, поэтому необходимо изучить как можно большее число факторов, что позволит успешно управлять инфляцией. Если рассматривать деньги с точки зрения их устойчивости к обесцениванию, здесь, несомненно, первое место принадлежит металлическим деньгам – золоту и серебру, поскольку золото денежный материал, который как ничто другое успешно выполняет роль денег. Но даже подобные деньги были не свободны от их обесценивания. Это обесценивание проходило трояким образом – так называемая «порча монеты», рост количества денежного материала, социальные потрясения [3]. Первую причину можно назвать субъективной, две последние объективными, хотя это деление имеет в своей основе зыбкую основу, так как это является, в конечном счете, результатом деятельности людей. В первом случае инфляция имеет ярко выраженный политический аспект, поскольку вопросы денежного обращения были монополизированы государством. Когда правители поняли, что, выпуская неполноценные денежные знаки в любом количестве и в любое время, они могут решить свои проблемы. Порча монеты в то время выступала в роли сеньоража. Заслуживают отдельного рассмотрения причины, заставляющие правителей чеканить испорченные монеты. Во всех случаях дополнительная эмиссия денег была связана с ростом государственных расходов. Причины, которые толкали правительства печатать деньги в основном лежали в политической плоскости, среди которых: 1) революции, смена политической власти, которые требовали все возрастающих расходов для удержания достигнутых завоеваний. Примером тому в истории может служить революционная война за независимость американских штатов, буржуазная революция во Франции; 2) политический строй, который способствует росту государственных расходов. Примером тому служит бюрократизм, чрезмерный государственный аппарат, милитаризация, и т.д.; 3) войны, как внешние, так и внутренние, которые на первое место выдвигают рост расходов на непроизводительное потребление. Гражданская война в США, Первая мировая война и инфляция в Германии являются главными причинами нарушения денежного обращения. Выше названные причины, строго говоря, не действуют в одинаковом направлении, они постоянно переплетаются между собой, и довольно трудно выделить какую либо одну причину. Революция может быть причиной войны, сам политический строй является причиной революции и т.д. В целом выше названые причины, тесно переплетаясь, оказывают пагубное воздействие на экономику и денежное обращение. В таблице 1 представлены основные исторические примеры инфляции, которые показывают нам, что гиперинфляция имеет политические причины, связанные с социальными потрясениями. Легко также заметить, что древняя инфляция имеет довольно скромные значения по сравнению с новой и новейшей историей, что связанно с использованием в роли денег золотого материала. Здесь необходимо отметить, что экономика древнего мира развивалась довольно медленными темпами, а сама статистика изменения цен и стоимости денег практически отсутствовала. Если не брать во внимание периоды всплеска цен в средние века, инфляция колебалась на уровне 2% в год [3]. Металлическая инфляция довольно трудноосуществимая по сравнению с бумажноденежной инфляцией. Многие экономисты отрицают возможность существования инфляции в условиях золотого обращения. Переплетаясь с другими факторами, главные из которых это экономические, затем социальные, усиливали инфляцию. Если мы возьмем во внимание смену власти, то одной из причин этому способствующих является безудержный рост цен, который приводит к недовольству существующим режимом и свержению власти. При этом перед новой властью стоит задача выполнения тех обязательств, которые они взяли на себя, что опять приводит к росту государственных расходов и усилению инфляции. Примером тому может служить буржуазная революция во Франции и изгнание из Конвента жирондистов и установление якобинской диктатуры. С точки зрения межвременного выбора, каждая политическая сила имеет выбор по поводу цели и последствий от данного выбора, выигрыш и проигрыш. Если на данную ситуацию экстраполировать поведение потребителя, суть которого заключается в максимизации выигрыша при минимизации затрат, то такое поведение свойственно и государственным органам. Поведение отдельного рыночного агента в данном случае напоминает нам поведение государственного аппарата. Если для потребителя рациональное поведение характеризуется отсутствием рыночной власти, он никак не может повлиять на поведение других, то для государства это поведение отличается наличием рыночной власти, особенно это касается вопросов денежного обращения. Таким образом, очевидно, что выигрыш в данных условиях для государства значительно превосходит выигрыш отдельного потребителя. При этом конечно необходимо принимать во внимание и тот момент, что государство не может слишком злоупотреблять своей властью, поскольку это приводит к деформации рыночного механизма, подрыву экономики и угрозе политической стабильности государства. Любой процесс предполагает наличие групп интересов, которые принимают участие в этом процессе. В данном случае если в качестве водораздела лежит отношение к инфляции, то можно выделить две группы интересов: инфляционистов и антиинфляционистов. Если в той или иной степени инфляционные процессы не удается нивелировать, то причины, скорее всего, необходимо искать в политической сфере. «Инфляционисты (Inflationists — собст. "надуватели") — в Соединённых Штатах обозначение партии, требующей увеличения находящихся в обращении кредитных знаков в расчете на увеличение денежной стоимости товаров, а затем и на оживление дел и облегчение для задолжавших производителей и плательщиков податей» [5]. Л. Мизес пишет, что понятия инфляции и дефляции не были созданы экономистами, а возникли в повседневной речи народа и политиков, инфляция и дефляция это всего лишь перманентное состояние вследствие изменения покупательной способности денег [6, с. 434]. Он говорит, что инфляционизм не есть вид экономической политики, это орудие разрушения. В историческом аспекте мы можем выделить следующие моменты. Инфляционизм возник в условиях, как золотого, так и бумажного обращения. В первом случае их интересы заключались в выпуске как можно большего количества золотых денег, которые становились неполноценными, во втором случае, чрезмерный выпуск ничего не стоящих бумажных денег. В любом случае, цель подобного выпуска денег это получение максимальной выгоды теми лицами, которые стоят у основания подобной эмиссии денег. Правители, понимая пагубность подобной политики, выше ставили свои краткосрочные цели, в том числе и политические. Одним из примеров тому служит гиперинфляция в Германии, которая, по сути, уничтожила средний класс и сделала возможным приход к власти нацистов. С политической точки зрения, Версальский договор сам по себе предполагал, что инфляция возникнет неизбежно, поскольку на страну были наложены огромные военные репарации, которые послевоенная Германия не могла выплатить. Сам Версальский договор был составлен таким образом, чтобы принудить Германию обратиться к печатным станкам для платежей по репарациям[7]. Инфляционизм, как показывает практика со становлением капитализма, во многом зависит от политической ситуации в стране, а именно устойчивости и независимости политической власти от воздействия каких-либо центров влияния. Лоббизм в современной экономике это есть и инфляционизм, поскольку требования необоснованного расширения денежной массы все чаше связаны с политическими угрозами и вызовами. Бороться с инфляционистами в современных условиях возможно только лишь имея соответствующую политическую волю и решимость, необходимо минимизировать влияние групп интересов на проведение денежной политики, а денежные власти должны иметь достаточную степень независимости, чтобы бороться с давлением групп интересов. Кому выгодно проведение инфляционной политики? Во-первых, это государство в лице его исполнительных органов власти, обладая монополизмом в сфере денежной эмиссии, они могут извлекать выгоду от печатания новых денег и финансировать свои расходы. Во-вторых, это силы влияния в стране, обусловленные лоббированием определенных интересов. Здесь можно выделить интересы крупных финансово-промышленных групп, банки, предприятия торговли, «силовой блок» в правительстве и т.д. В-третьих, это государственные предприятия, которые необходимо было по объективным и субъективным причинам поддержать, и в основе такой политики лежит не достижение экономической эффективности, а другие цели. Их неэффективность приносится в жертву ради их поддержания любой ценной, а руководители этих предприятий, осознавая это, имеют хорошие возможности для давления на государство с целью выбивания для себя денежных средств в форме дотаций, льготных кредитов и т.д. Чем слабее политическая власть, тем сильнее проявляются эти силы инфляционного давления на государство, и тем сложнее становится сам процесс борьбы с инфляцией. Другая сторона – это антиинфляционисты, которых также называют контракционистами, [5] выступающие за ограничение количества денежных знаков в обращении. Можно сказать, что исторически с такими требованиями выступали те, кто не имел возможности использовать преимущества чрезмерной эмиссии денег, наоборот такая деятельность приносила им только убытки. Другими словами, эти люди находились в самом низу денежно-эмиссионной пирамиды, и инфляция очень сильно затрагивала их экономическое положение. В основном это успешно работающие промышленные предприятия, сельское хозяйство, которое очень сильно страдает вследствие «ножниц цен». В общем, интересы инфляционистов и их противников постоянно сталкиваются, ситуация может привести к преобладанию кого-либо, либо может быть ситуация, когда интересы и тех и других уравновешиваются в результате борьбы, которая принимает политическую форму через компромисс. Все выше сказанное ясно проявляется в новейшей истории России, вследствие непоследовательности проводимых реформ и слабости политической власти. Гиперинфляция 19921995 годов во многом была связана с преобладанием проинфляционных идей в руководстве страны, которые заключались в чрезмерном расширении денежной массы, кредитовании, дотировании убыточных предприятий и т.д., которые в основе своей имели политические цели недопущения банкротства многих предприятий и сохранения социально-политической стабильности в стране. Исторически, если рассматривать деятельность инфляционистов и их противников, то можно сказать, что они попеременно могут выступать в ведущей роли. С политической точки зрения инфляционизм возникает в условиях слабости политической власти, в условия форсмажорных ситуаций, когда единственным решением для власти является печатание денег с целью сохранения политической стабильности и не потерять власть. В случае когда ситуация в политической сфере характеризуется наличием сильной политической власти, которая не может мириться с высокой инфляцией и обладает соответствующей политической волей для проведения последовательной экономической политики, высока вероятность возобладания во власти антиинфляционных идей. История инфляции по сути это есть история денег, как утверждает Ф. Хайек в своей работе «Частные деньги». И как способ нивелирования инфляции он призывает лишить государство монополии на эмиссию денег, государство не должно иметь право брать то, что оно хочет, а должно быть ограничено тем, что фактически дает ей народ [8]. В качестве критики, заметим, что частные деньги возможно использовать в условиях совершенной конкуренции или же нам необходимо вернуться к золотому стандарту, что в современных условиях маловероятно. Эмиссия ничего не стоящих бумажек настолько выгодна, что всегда велик соблазн напечатать больше денег, чем это необходимо. Государство, и история на это так же указывает, никогда не откажется от монополии на выпуск денег, по сути, это единственный инструмент, которым правительство может решать свои проблемы. Следующий аспект проблемы это становление институтов центральных банков и степень их независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших: участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка; права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны [9, с. 404]. В то же время, независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа. Экономисты в данном случае говорят о политической независимости, которая заключается независимой от правительства процедурой назначения руководителей банков, а также автономное функционирование ее менеджеров [10, с. 8]. Там так же указывается, что за последние два десятилетия произошло усиление экономической независимости центральных банков, но при этом в усилении отстает политическая независимость. Об этом может свидетельствовать смещение функций регулирования, контроля и надзора деятельности коммерческих банков от Банка России к финансовой власти, и ориентиры денежно-кредитной политики формируются под воздействием установлений бюджетной политики [11, с. 38]. Банк России в основном выполняет установки Минфина России, направленные на ограничение финасо-воденежных потоков в стране. Если заглянуть в недалекую историю, можно заметить, что решающую роль в подстегивании инфляции играл центральный банк. Безудержная эмиссия денег объяснялась необходимостью поддержания промышленной базы. Примечательно то, что в это время в изданиях ЦБР не публиковались данные о денежных агрегатах, тогда как приводились данные об объеме промышленного производства. [12, с. 58]. Кредиты, предоставляемые центральным банком в то время, имели 100% ставку, что в условиях гиперинфляции являлись безвозмездными. Можно сделать вывод, что политика центрального банка шла в параллель политике руководства страны – а именно не допустить «вспять» реформы и всеми средствами обеспечить социальную стабильность, с целью дальнейшего продолжения реформ. Чисто технически центральный банк обладает достаточными инструментами для сокращения денежной массы и преодоления инфляции, но с политической точки зрения это задача представляется неразрешимой. Другими словами центральный банк является той преградой, которая защищает экономику от инфляции инициируемая правительством, преграда тем слабее, чем больше зависимости центрального банка от правительства. Если говорить о степени политизированности, то наиболее подверженной от политических интересов является инфляция спроса, поскольку денежная политика правительства является, по сути, частью экономической политики, на которую, несомненно, оказывает влияние и политическая конъюнктура. Экономическая политика как мы знаем, имеет в своей основе определенные цели, которые могут противоречить друг другу. Политизированность, к примеру проявляется в том, что на сегодняшний момент времени лучше – низкая инфляция или низкий уровень безработицы. Очевидно, что выбор в целом будет диктоваться политической ситуацией – в случае нестабильности вполне возможно иметь высокую инфляцию, и за счет нее занятость держать на высоком уровне, тем самым снизить уровень риска социальных катаклизмов в обществе. Литература 1. Бум, крах и будущее. - М., Челябинск: Социум, 2002. 2. В. Ольшевский. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопросы экономики. №1. 2006. 3. История инфляции с древнейших времен // http://www.moneyplant.ru/?p=100 4. С. Моисеев. Долгий век инфляции // http://www.spekulant.ru/archive/2004_02_st31.html 5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // http://be.sci-lib.com/article044712.html. 6. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. — Челябинск: Социум, 2005. 7. Ральф Эпперсон. Невидимая рука. Взгляд на историю как на заговор // http://bookz.ru/authors/ral_fepperson/eppersonrlf01/page-7-eppersonrlf01.html. 8.Ф. Хайек. Частные деньги // http://finance.sitecity.ru/ltext_0605185836.phtml?p_ident=ltext_0605185836.p_0605205930 9. Деньги, кредит, банки: учебник. Под. Ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2007. 10. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.: ИЭПП, 2010. 4. О. 11. О. Рогова. Денежно-кредитная система и экономический рост // Экономист. 2006. №3. 12. Б. Гранвиль, Н. Фергюсон. Современная Россия и Веймарская республика: высокая инфляция и политический кризис // Вопросы экономики. 1997. №5. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3604 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 0 | |