Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О.
10.05.2012, 13:00 | |
МЕСТО И РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Коробова О.О. кафедра «Экономики и управления предприятий торговли и сферы услуг», ИФ РГТЭУ Вопросам исследования экономической сущности культуры на сегодняшний день уделяется много внимания. Зачастую это связано с многогранностью самого понятия «культура»[1]. Наиболее емкое определение культуры представлено в Декларации о мировой культуре, принятой на Всемирной конференции по культурной политике под эгидой ЮНЕСКО (1982 г., Мехико): «В самом широком смысле культурой можно назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» [1]. В определении культуры, представленном экспертами Совета Европы по результатам исследования культурной политики ряда европейских стран, термин культура используется в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова под культурой подразумевается искусство всех форм, а также произведения искусства. В более широком смысле культура охватывает учреждения культуры и искусства всех форм, музеи, библиотеки, объекты культурного наследия, художественное образование и международное культурное сотрудничество. В еще более широком понимании культура включает в себя индустрию культуры и средства массовой информации. Другие определения культуры охватывают образование взрослых, социально-культурную деятельность, спорт, работу с молодежью. Самое широкое определение культуры, которое часто применяется, когда речь заходит о влиянии культуры на занятость населения, распространяется на те профессии в области СМИ и индустрии культуры, которые не связаны напрямую с творческой деятельностью, а также на ремесла, культурный туризм и даже рекламу [2]. В современной литературе можно встретить следующие утверждения: «…продукты отрасли культуры, так же как и продукты образования, науки, информационного обслуживания относятся к результатам нематериального, духовного производства, так же как продукты отраслей туризма, физкультуры и спорта потребляются в свободное время и служат средствами досуга и рекреации. Однако в группе отраслей сферы услуг, куда относятся все названные отрасли, у культуры свое место – свой вид экономической деятельности, своя продукция и технология ее производства. Определить его следует исходя из определения культуры как сферы художественной деятельности»[3]. Таким образом, совершенно очевидно, что «культура как отрасль экономики включает экономические субъекты, занятые в сфере художественной деятельности. Именно с этим узким определением культуры связана идентификация отрасли культуры в системе отраслей экономики. У культуры свое место – свой вид экономической деятельности, своя продукция и технологии ее производства. Определять его следует исходя из определения культуры как сферы художественной действительности»[3]. В свою очередь, предметом экономики культуры выступают экономические (общественные) отношения субъектов культурной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления нематериальных культурных ресурсов. Основными объектами исследования феномена культуры как экономически определенного уровня развития общества являются: – типы и формы организации деятельности людей, а также их взаимосвязь; – создаваемые человеком культурные (материальные и духовные) ценности[4]. Кроме того, необходимо отметить, что в основе характеристики экономического содержания культуры как всеобщего способа производящей деятельности лежат формы экономических и производственных отношений на всех стадиях творческого процесса (культурного производства). Основу понятия «традиционная народная культура» составляет определенный содержательный аспект культуры как достаточно сложного и масштабного явления по своему составу, формам проявления, функциям и т.п. В обычном, прикладном понимании под «традиционной культурой» рассматривают вид деятельности в тех или иных устоявшихся из поколения в поколение видах и формах классического и самодеятельного искусства. Соответственно под традиционными видами деятельности в культуре понимают устоявшиеся в народе или официально утвердившиеся виды и способы удовлетворения культурных потребностей, а именно личных, производственных и общественных в целом. Таким образом, традиционные виды деятельности могут быть представлены не только в народной, но и в официальной культуре. Народная культура является собирательным понятием, согласно данному определению в одной из энциклопедий, она не имеет четко определенных границ и включает культурные пласты разных эпох от глубинной древности до настоящего времени. Самоидентификация с народом, народные традиции в стереотипах социального поведения и действиях, объединенных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентация на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практике – проявления народной культуры. Традиционность – важное качество народной культуры во все периоды, определяющее ее как целостно-нормативное смысловое содержание, так и социальный механизм его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы[5]. В научной литературе под народной культурой нередко понимают некоторую совокупность человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самосознания и символических обозначений окружающего мира, которая выступает в качестве особой системы, поддерживающей жизнеспособность социального организма через формирование единой картины мира, а также общей системы ценностей, норм и предписаний. Следует отметить, что само понятие народная культура включает в себя несколько значений – это «материальная (занятия, орудия труда, средства передвижения, одежда, жилище, пища и т.п.), духовная (верования и представления, знания, праздники и обряды, фольклор, язык и т.п.) и соционормативная культуры (обычаи, нормы и правила, регулирующие отношения на индивидуальных и групповых уровнях), которые являются традиционными и, как правило, характеризуются большим или меньшим этническим своеобразием»[6]. Кроме того, народной культуре присуща ее общая особенность – внепрофессиональный статус в сфере многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокий уровень мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Внепрофессиональный творческий труд и неспециализированная культурная деятельность, определяемая нами как самодеятельная, может быть как видом культурной деятельности народа в целом, или коллективов (групп), так и отдельных любителей. Это группа разновидностей человеческой деятельности, «любая форма практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле». В этой связи, все виды самодеятельной деятельности в культуре в совокупности своей можно характеризовать как «самодеятельное искусство», которое представляется возможным выделить в самостоятельную экономическую категорию отраслевой структуры культурной сферы. К основным его видам (единицам классификации) следует отнести такие области самоорганизации художественно-эстетической деятельности, как самодеятельное народное искусство и/или художественную самодеятельность и любительское творчество. В свою очередь, народное творчество является одним из основных ресурсов культурного потенциала, прямо участвующего в развитии экономики страны. Внимание к традиционным видам народных промыслов обусловлено их особой экономической ролью в жизни страны и регионов, а также местом среди элементов культурного потенциала. Например, культура многих областей, сохраняя самобытность народа, уникально связана с историей сложившихся в народе традиций кустарного производства тканей и лаковых миниатюр, обычаев и навыков текстильного ремесла, художественной росписи, фольклора и т.п. В основе народного творчества – местный фольклор, творчески воспроизводимый как образ жизни коренного населения сел и деревень текстильного края. Он становится частью быта, позволяет стимулировать процессы производительности труда на селе. Производство уникальных художественных товаров сопровождается хоровым пением, сказаниями, исполнением частушек, прибауток, стихов и т.д. Самобытно созданная в регионе культура сохраняется своим народом, бережно передаваясь из поколения в поколение[4]. Таким образом, традиционное самодеятельное народное искусство представляет собой внепрофессиональные и неспециализированные виды творческой деятельности, стихийно утвердившиеся в народе, а также исторически сложившиеся в народе способы (технологии) производства культурных продуктов. Так, какую же характеристику можно дать основным видам деятельности в самодеятельном искусстве? Определяя структуру художественной культуры, Т.Н. Суминова, ссылаясь на Б.М. Сапунова, считает, что «…искусство как субъект создания художественных ценностей может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональная художественная деятельность». В результате необходимо заметить, что «в отечественной культурологии и практике культурной деятельности словосочетание «художественное творчество» обычно употребляется в значении самодеятельное (любительское) творчество, которое включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку»[7]. К первому виду самодеятельного искусства, исходя из классификации самодеятельного искусства как вида экономической деятельности, объединяющего в практике культурной деятельности производителей-субъектов «художественной самодеятельности», следует отнести: а) во-первых, самодеятельное народное творчество, которому принадлежат: – народное искусство – создание народом подлинных произведений искусств в таких интеллектуально-художественных формах (внутренней структуре), как фольклор, обычаи, обряды и т.д.; – народное художественное искусство (творчество) – создание интеллектуальных и вещных (временных и пространственных) художественных форм народных произведений искусств силами любителей (выступающих коллективно или в одиночку), включая любительское художественное творчество и декоративно-прикладное, ремесленническое народное творчество (народные промыслы и ремесла); б) во-вторых, народное исполнительское искусство – исполнение (в традиционных или инновационных формах) художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (например, массовые событийные празднества) или в одиночку (домашнее музицирование, пение, танцы). Пассивное или активное самоучастие в потреблении результатов данных видов деятельности, т.е. народное искусство потребления, следует вынести за пределы форм деятельности в самодеятельном искусстве. Ко второй составляющей самодеятельного искусства, другими словами к практическим областям самодеятельного авторского искусства относятся процессы создания произведений искусств авторами-любителями. Это могут быть произведения поэтов, художников, сочинителей музыки, авторов произведений декоративно-прикладного творчества и других авторов-творцов из числа любителей, например, художников-фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий и т.д., выступающих стихийно на индивидуальной основе. Перечисленные выше виды деятельности не являются самостоятельными в отрасли «Культура и искусство». Экономические характеристики видов творческой деятельности, которые устанавливаются в рамках системы общественного разделения труда, должны быть положены в основе ее классификации, при этом необходимо учесть, что общественно организованный творческий труд охватывает лишь такие формы организации творческого труда, которые участвуют в процессе общественного разделения труда и выступают тем самым в качестве самостоятельных субъектов. Таким образом, если брать за основу данные критерии творческого труда, следует различать экономику традиционной культуры, к которой принадлежат все формы «организованной» деятельности, и экономику традиционной народной культуры. В результате, к первой не относятся сложившиеся и пока еще мало признанные элементы общественно-организованного труда в форме народной творческой деятельности, конечные результаты которых не поступают в потребление посредством обмена. Следовательно, традиционная народная культура выступает мощным экономическим ресурсом сохранения и формирования, как нематериального культурного наследия, так и культурного потенциала регионов России, определяя развитие современной культуры во взаимосвязи с другими процессами, обеспечивающими ее расширенное воспроизводство. На сегодняшний момент без развития традиционной народной культуры и поддержки ее государством не представляется возможным духовное и экономическое возрождение нашей страны. Так, общеизвестно, что элементы нематериального культурного наследия, которые утвердились в народе как нормы социально-духовного регулирования, пронизывают все структуры общественных отношений и, выступая базисом общества, включаются в систему экономических отношений. От развития культуры, в частности традиционной народной культуры, непосредственно зависит дальнейшее развитие нашей страны. Литература Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 11. 2. Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сборник материалов. – М.: Либерея, 2002. С. 206-207. 3. Чарная И.В. Введение в экономику культуры: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 080502-Экономика и упр. на предприятии культуры и искусства. – М.: МГУКИ, 2006. С. 10. 4. Луховская О.К. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства. Дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. по спец. 08.00.01. Тамбов, 2009. С. 23. 5. Культурные смыслы // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: Т.2 / Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1998. С. 70-77. 6. Культурные смыслы // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: Т.2 / Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1998. С. 70-77. 7. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосфера) // Художественная культура: Понятия. Термин. – М.: Академический Проект, 2006. С. 61. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 3173 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |