Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки |
Проблемы формирования экономической мотивации как основы развития современной России. Коваленко Ю.С.
10.05.2012, 12:41 | |
Проблемы формирования экономической мотивации как основы развития современной России Предметом экономической теории является экономическая активность человека, направленная на созидание общественно-значимых ценностей. Исследование экономической активности человека предполагает изучение его установок, мотивов, интересов и целей деятельности. Экономические отношения возникают между специализированными субъектами производства по поводу участия в процессе созидания общественно-значимых ценностей и обмена ими в целях повышения уровня, качества жизни и развития общества. Между различными группами участников производства возникают экономические противоречия по поводу борьбы за приоритет при использовании государственных ресурсов. Экономический эгоизм доминирующих субъектов производства ограничен господствующими в обществе представлениями о нормах социальной справедливости и угрозой социальных конфликтов из-за нарушения этих норм. Социальная справедливость – это исторически конкретное желательное соответствие между вкладом группы в экономику и получаемой ею социальной долей. В зависимости от реализаций норм социальной справедливости в обществе выделяются следующие группы: А) Привилегированные – чей вклад в экономику меньше их социальной доли Б) Средние – чей вклад в экономику приблизительно соответствует их социальной доле. В) Дискриминируемые – чей вклад в экономику больше их социальной доли. Социальный конфликт дискриминируемых и привилегированных элит несет в себе угрозу социальной стабильности, перспективам развития производства и общества. Их снятие системой социальных отношений по поводу распределения и потребления между специализированными участниками общественного производства мест в системе общественного разделения труда, его результатов в целях стимулирования созидательной активности работников и воспроизводства рабочей силы. Соотношение экономических и социальных интересов формирует частные интересы специализированных субъектов национального производства. Целостность и развитие производства и общества определяется способностью субъектов согласовать частные интересы в рамках общего управленческого решения и реализовать их политической властью. Россия 1917 г. пережила борьбу против господства частного интереса, СССР в начале 90-х годов распался вследствие абсолютного господства общего интереса. Экономические и социальные проблемы России связаны с необходимостью гармонизации частных интересов в рамках общего. Цель работы – показать основные особенности экономической активизации человека. Развитие кризисных явлений в экономике СССР было обусловлено господством административно-командной системы. Ее возникновение обусловлено техническим прогрессом, который создавал иллюзию возможности разума построить рациональное и эффективное производство. Абсолютизация роли и значения Разума привели к тому, что человек рассматривался в как инструмент реализации целевых установок Бога или государства. В результате в российской ментальности доминировали классические или телеологические концепции, основанные на принципе «служения» личности общему делу. Интересы личности гражданина – субъекта национального производства, как правило, игнорировались. Классическая традиция рационального изучения человека привела к рассмотрению его как носителя конкретных производственных функций. Административно-командная система превращает человека в носителя конкретных производственных функций заданных ему изначально. Поэтому, плановая экономика советского образца оказалась неспособной освоить достижения научно-технической модернизации производства и удовлетворить рост потребительских ожиданий населения. В обстановке демонтажа плановой системы управления и финансового кризиса стоимостные пропорции, перестав отражать прежние материально-вещественные приоритеты планирования, не могли создать условия для эффектного применения рыночных механизмов регулирования межреспубликанских связей. Экономические реформы в России были нацелены на активизацию частного интереса в системе свободного рынка и развитых товарно-денежных отношений. С точки зрения либеральных экономистов люди приходят в экономику как носители личных эгоистичных интересов, но в результате реализации своего интереса люди начинают осознавать, какое влияние на благополучие его страны имеет его собственное благо. В качестве движущих сил развития рынка, экономики и политики либералы выдвигали личные эгоистические интересы гражданина. Абсолютизируя роль личных эгоистичных интересов, либералы предпочитают все рассуждения о социальной справедливости отвергать, на том основании, что государство дает право принимать решения политикам и чиновникам, которые могут использовать её произвольно. Либералы выступали за невмешательство государства в системы рыночных отношений. Они считали, что частная собственность и рынок являются естественными регуляторами развития производства и общества. Правительство Б. Н. Ельцина провозгласило курс либерализации экономики в условиях предельно монополизированного народного хозяйства, управляемого традициями административно-командной экономики. Но в реальности использовался административный ресурс на основе режима «внерыночного присвоения», что привело к перераспределению и концентрации собственности и капитала во владении узкой группы лиц, тесно связанных с ключевыми позициями в административном аппарате. В результате была осуществлена дезинтеграция государственных и рыночных институтов, превращения России в мирового поставщика сырья. Такой характер трансформации российской экономики имел асоциальную, анти рыночную (анти продуктивную) направленность. Однако исторический опыт показал, что свободная конкуренция без вмешательства государства невозможна, поскольку идет процесс монополизации производства и рынков сбыта. Монополия ограничивает свободную конкуренцию, ведет к росту социального неравенства, способствует развитию социально-политических конфликтов. Поэтому идеологи либерализма обратились к идеям государственного регулирования экономики. Необходимость государственного регулирования экономики (искусственного поддержания конкурентоспособности) было разработано в концепции социального договора Дж. Роулса. Основными принципами неолиберализма являются: 1. Государство должно регулировать рыночные отношения, целенаправленно поддерживать мелкий и средний бизнес, т.к. это дает: а) социальную устойчивость общества за счет формирования массовых средних слоев; б) совпадение интересов собственника и работника на малых предприятиях, т.е. значительный рост производительности труда и конкурентоспособности национального производства; 2. Государство должно иметь значительные социальные фонды помощи, дабы гарантировать реализацию прав человека и возможности самореализации граждан; 3. Социальные фонды позволят формировать элиты на основе относительно свободной конкуренции деловых и моральных качеств претендентов и независимо от их происхождения; 4. Конкуренция альтернативных элит будет способствовать выделению наиболее эффективной, т.е. правящей, элиты, способной обеспечить стабильное развитие общества, повысить уровень и качество жизни. Неолиберал Роулс поставил вопрос: признание каких прав индивид может требовать от себя и других? Существуют права: а) на самую широкую свободу, которая не нарушает свободу других индивидов; б) на справедливость, согласно которой неравенство оправдано только тогда, когда способствует улучшению положения наименее привилегированных индивидов. Второе право – главный принцип теории справедливости, которую Роулс называет максимально-минимальной. Социальная справедливость — стремление привести к максимуму минимальный уровень расходов, ресурсов и потребления, посредством вмешательства государства в экономику. Практика показала, что свобода личности как принцип функционирования и развития общества возможна только при регулировании её со стороны социально организованного и разумного контроля. Определенный пересмотр позиции либералов в понимании свободы личности зафиксировала книга Ф. Фукуямы «Конец истории». Фукуяма отказался от концепции открытого общества К. Поппера, провозгласив конец истории в виде нового идеала — неолиберальной модели. Бестселлер Дж. Сороса «Кризис глобального капитализма» также стал свидетельством корректировки либералами своих позиций. Основной вывод книги заключается в том, что идея свободы как абсолютной ценности не состоятельна, а принцип «свободного рынка» при неконтролируемом развитии несет в себе мощные угрозы Человеку и обществу. Мотивация экономической деятельности в СССР игнорировала частные интересы элит, управляющих государственной формой собственности. Отсутствие реальной заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности и неспособность единого центра управления сбалансировать отношения товаропроизводителей и потребителей способствовала нарастанию кризисных явлений в советской экономике. Тенденция кризиса экономики СССР усиливалась фоном научно-технической модернизации производства в развитых странах Запада и привела к макроэкономическим деформациям не только производства, но и потребительского спроса. Ультралибералы абсолютизировали частный интерес как мотив экономической деятельности. Именно они стали той силой, которая стала реальным собственником наиболее рентабельных секторов экономики. Состав российской политической и экономической элиты высшего уровня, сложившийся в 1990-е годы по сравнению с началом 2002 г. по своему происхождению не сильно изменился (особенно в регионах). Следовательно, в процессе либерализации отношений собственности неизбежен новый виток централизации, который может стать свидетельством отхода режима В. В. Путина от политики классического либерализма к неолиберализму. В реальности этот курс связан с разработкой новых стимулов экономической активности для элит, средних слоев и масс как субъектов национального производства, при адекватном вознаграждении за качество и количество труда. Политика неолиберализма будет заключаться в особой роли государства как регулятора развития национального рынка в системе межгосударственной конкуренции. | |
Категория: 08.00.00 Экономические науки | | | |
Просмотров: 4006 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |