MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Инновации в торговле как новые горизонты в культуре обслуживания. Малышева А.Я., Кезуа И.Н.
10.05.2012, 11:57
Инновации в торговле как новые горизонты в культуре обслуживания

Малышева А.Я., Кезуа И.Н.

Конец XX века привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу материального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.

Чтобы завтрашний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, нововведения и инновации. Инновации стали промышленной религией XX века. Для предпринимателя они являются основным средством повышения прибыли и конкурентоспособности в жестких условиях рынка, сопряженных с высокой степенью риска.

Важной составляющей выполнения главной цели, поставленной президентом перед правительствам – осуществление экономического прорыва в экономике, является обеспечение устойчивых темпов развития розничной торговли. В количественном выражении этот прорыв должен выразиться в удвоении ВВП к 2010 году, что должно стать условием для повышения жизненного уровня людей, преодоления отставаний от высоко развитых стран.

Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая такую важную как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования достижений науки и техники становится все более актуальной в рыночных условиях. Для многих российских предпринимателей, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в новых условиях рынка, именно инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха и повышения безопасности собственного дела. Поэтому участники рыночных отношений, и, прежде всего те из них, которые работают на высоко конкурентном рынке, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику, все больше уделяя внимания нововведениям, инновациям.

Удачливые бизнесмены, которые чаще всего являются главными новаторами, редко задумываются о том, как им удалось придумать и раскрутить нововведение. Большинство из них просто «делает деньги», пользуясь сиюминутными изменениями на рынке сырья, товаров, технологий, демографической ситуации, в налогообложении и даже его политики в целом. Они создают новые рынки или придумывают новые способы эксплуатации уже существующих, при этом, часто не обеспечивая необходимую безопасность этих начинаний.

С развитием рыночных отношений в состоянии потребительского рынка России происходят стремительные изменения. Динамичному развитию рынка розничной торговли способствовали стабилизация экономического положения в стране, увеличение реальных доходов населения и, как следствие, повышение емкости потребительского рынка.

Российский розничный рынок, по оценке экспертов, начал переживать бум еще в 2000 г. и продолжает обещать аналитикам оптимистические прогнозы в отношении своих перспектив. По официальным данным, сейчас в России доля торговли в общем объеме ВВП составляет 20%. При этом аналитики прогнозируют, что розничный рынок России будет стремительно расти и может достигнуть насыщения не раньше, чем через 6–8 лет. Розничный товарооборот страны за ближайшие 6 лет, по прогнозам экономистов, может более чем удвоится. И все этот происходит тогда, когда в западных странах потребительский рынок почти перестал расти.

Россия долгое время была для западных компаний зоной повышенного риска. Однако сегодня вложения в российскую торговлю окупаются весьма быстро, о чем говорят темпы прироста в этой сфере. Динамика экономических показателей российской внутренней торговли, которая по темпам роста в несколько раз опережает рынки Западной Европы, послужила стимулом для экспансии западных игроков в Россию. Сегодня ряд ведущих западноевропейских сетей мирового уровня уже открыли свои магазины или планируют их открыть в России. Планы мировых гигантов торговли косвенно свидетельствуют о стабилизации экономического развития России.

Торговая отрасль в России становится инвестиционно привлекательной отраслью, а западные компании имеют огромный инвестиционный потенциал и такой же огромный накопленный опыт организации торговли. Их экспансия, безусловно, создает ряд проблем для российских торговых компаний. Приход иностранных сетей на национальный рынок, как правило, сопровождается демпингом за счет высокого товарооборота. Они добиваются этого благодаря низкой наценке, крупным закупкам товаров у поставщиков и большой скорости товарооборота. В результате растущие объемы продаж толкают поставщиков на создание для них еще более выгодных условий, чем для российских предпринимателей.

Активная экспансия иностранных розничных торговых сетей на российский рынок началась с 2001-го года. Основной акцент иностранные сети делают на Москву с ее огромным населением, и огромным потенциалом покупательской способности на фоне общего благоприятного фона развития экономики. В последнее время они активно продвигаются и в регионы. Рынок розничных сетей является в настоящее время областью повышенного интереса со стороны западных ритейлеров и, по мнению многих специалистов, он станет одним из самых динамичных секторов розничной торговли в России. Действительно, для завоевания новых рынков, в том числе и в Росcии, западные компании располагают капиталом, новейшими технологиями в области розничной торговли, а также громадным опытом.

Торговля — наиболее подходящая сфера для инноваций. В качестве доказательства можно привести любопытный факт: несколько лет тому назад французы, которым в ходе социологического опроса предложили назвать новшества, существенно повлиявшие на их повседневную жизнь, главным образом говорили о появлении гипермаркетов, набравших в итоге больше голосов, чем сверхскоростные поезда на воздушной подушке.

Для выживания при нынешних условиях развития рынка и достижения конкурентных преимуществ российским предпринимателям приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые технологии продаж, новые услуги в торговле, новые виды товаров, новые условия осуществления покупок и посещения магазинов.

Роль инноваций выделял в своих работах и Й. Шумпетер. Так в работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942 г.) он отмечал, что в условиях рыночной экономики постоянное новаторство строится на трезвом расчете и свободном выборе: либо получить инновационный доход, сверхприбыль, своего рода квазирента; либо убыток, возможность разорения и банкротство. По Шумпетеру, в условиях конкурентной борьбы предпринимательская фирма не просто максимизирует прибыль путем минимизации затрат, а ищет стратегические преимущества путем постоянного совершенствования производственного процесса и продукта.

Инновации требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, оборудование, оформление торговых залов, затраты на проведение различных исследований и проектирование товаров и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и другие затраты.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед руководством фирм, является решение вопроса: какие средства следует выделять на исследования и разработки? Объем имеющихся средств всегда ограничен, и его необходимо разделять между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу, например реклама, и где решаются долгосрочные задачи, как в случае НИОКР. Но НИОКР - не единственная область, где требуются средства, не дающей немедленной отдачи, хотя именно здесь наиболее трудно принимать решения на базе показателя "затраты - прибыль", т.к. только в редких случаях можно связать затраты на НИОКР непосредственно с видимыми изменениями прибыльности, поскольку динамика последней обычно подвергается воздействию и других факторов. Выделение средств на НИОКР должно выступать в качестве стратегического решения, которое базируется на проницательности высшего руководства, его позитивного отношения к нововведениям.

Инновационные, проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым. Степень риска инвестиционного проекта во многом зависит от выбранной фирмой инвестиционной стратегии.

Так наступательная стратегия отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Она требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные требования. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо крупные фирмы — лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.

Оборонительная стратегия основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно-техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

Поглощающая стратегия (лицензирование) основана на приобретении лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.

Промежуточная стратегия связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успехом применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.

Создание нового рынка обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи с их реализацией возможности достаточно редки, поскольку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.

«Разбойничья» стратегия позволяет применять новые передовые технологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отношении, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать угрозу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к «разбойничьей» стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.

Привлечение специалистов позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случаях — ноу-хау. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпочитают обращаться к помощи «охотников за головами» — специальных агентств.

Розничная торговля остается благодатной почвой для инноваций и поиска эффективного сочетания различных факторов. Инновационный подход позволяет иначе видеть рынок и создавать новые эффективные инструменты в условиях конкурентной борьбы. В создавшемся положении единственно верным путем развития отечественной торговли – переход на инновационный путь развития.



Литература

1. Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2007.

2. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», — СПб.: Наука, 2007.

3. Медынский В. Г. «Инновационный менеджмент», — М.: Инфра-М, 2008.

4. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. «Менеджмент организации. Учебное пособие», — М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Поршнев А. Г. «Управление инновациями в условиях перехода к рынку», — М.: Мегаполис-Контракт, 2006.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 3702 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]