MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Корпоративная культура как слагаемое конкурентоспособности торгового предприятия. Малышева А.Я., Молчанова С.Н.
10.05.2012, 11:45
Корпоративная культура как слагаемое конкурентоспособности торгового предприятия

Малышева А.Я., Молчанова С.Н.

В условиях рыночной экономики предприятия действуют не изолированно друг от друга, а в условиях жесточайшей конкуренции, которая постоянно усиливается с появлением все новых субъектов предпринимательской деятельности на рынке. Необходимо анализировать ситуацию на рынке и стремиться к повышению конкурентоспособности своего предприятия. В современном бизнесе важнейшим условием конкурентоспособности выступает корпоративная культура. Необходимо анализировать корпоративную культуру и стремиться к повышению конкурентоспособности предприятия.

Корпоративная культура отражает ценности компании, нормы поведения сотрудников в организации, а также правила взаимодействия с внешними целевыми группами – клиентами, партнерами и т.д. Она оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, текучесть кадров в организации и, как следствие на эффективность деятельности работников. А от эффективности деятельности работников в определенной мере зависит конкурентоспособность предприятия.

К сожалению, в настоящее время российские фирмы во многом уступают зарубежным предприятиям по своим конкурентным способностям, уровню развития корпоративной культуры и качества торгового обслуживания. В большинстве торговых предприятий страны культура корпоративных отношений находится на стадии формирования.

Корпоративная культура и кризисы на предприятии тесно взаимосвязаны. Слабый уровень развития корпоративной культуры может стать источником глубокого кризиса на предприятии. Эффективное руководство компании ставит перед собой задачи увеличения продаж, завоевания доли рынка, расширения сети магазинов, однако только ориентация на коммерческие цели, не включающие в себя построение корпоративной культуры, создание единых ценностей, формирование миссии являются бесперспективными. Причем такой подход скажется негативно на развитии компании в долгосрочной перспективе.

Понятие «корпоративная культура» пришло в российскую бизнес-среду с Запада в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. Один из наиболее ярких примеров с традиционно сильной корпоративной культурой - IKEA, Auchan, Metro Cash&Carry, с успехом используют ее для завоевания конкурентного преимущества на рынке - например, предлагая своим сотрудникам более привлекательные социальные условия. Российский бизнес активно заимствует западную практику и не отвергает некоторые элементы корпоративной культуры советских времен, пример магазины сети спортивных товаров «Высшая Лига» и «Спортмастер», «Седьмой Континент». Одной из причин повышения интереса российских предприятий к корпоративной культуре стало осознание того, что человеческий фактор ─ это ресурс, который можно эффективно использовать, прибегая к инструментам мотивации.

Для оценки конкурентоспособности предприятия и анализа корпоративной культуры необходимо чётко определять внешнюю среду и внутренний потенциал фирмы. Для выявления факторов, влияющих на деятельность предприятия со стороны внешней среды, а также исследование внутреннего состояния фирмы проводят анализ бизнес-среды предприятия.

Изучение бизнес-среды и оценка конкурентоспособности предприятия было проведено на примере предприятия ООО «Агро». ООО «Агро» является коммерческой организацией, занимающейся розничной продажей продовольственных и непродовольственных товаров. В состав ООО «Агро» входит 5 магазинов, также предприятие оказывает транспортные услуги населению.

При анализе внешней среды предприятия получены следующие выводы: предприятие имеет постоянный круг поставщиков и пользуется значительными скидками, сотрудничество происходит на выгодных условиях; при анализе конкурентного положения предприятия на рынке выявлено, что магазины ООО «Агро» занимают промежуточное положение между своими основными конкурентами и имеют стабильно средние показатели, а следовательно имеют скрытые резервы для развития торгового предприятия; покупатели в магазинах в основном физические лица — жители города, со средним уровнем дохода.

В ходе проведения SWOT — анализа выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Кроме того, дана оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Сильные стороны сопоставлены с возможностями, так увеличение количества поставщиков дает возможность расширения ассортимента; увеличение спроса на хозяйственные товары в весенне-летний период может привести к увеличению объема продаж; расширение дополнительных услуг может привести к увеличению покупателей. На сильные стороны предприятия могут повлиять угрозы, а именно игнорирование методов мерчендайзинга может привести к сокращению объема продаж, отсутствие промоакций ─ недостаточная информированность о товаре покупателей приводит к сокращению товарооборота. Слабые стороны предприятия обостряются стоящими перед ними угрозами отсутствие имиджа может привести к снижению конкурентоспособности; отсутствие проведения маркетинговых исследований не дает возможности четко выделить картину развития потребительского рынка.
По окончанию проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-среды предприятия и повышению его конкурентоспособности. Для формирования корпоративной культуры на предприятие предложено провести конкурс между продавцами на звание «Лучший работник месяца». Совместно с поставщиками проводить тренинги по практическому мерчендайзингу с сотрудниками, которые отвечают за выкладку товаров в торговом зале. В целях повышения имиджа предприятия по результатам исследования была введена специальная форма одежды для персонала в магазинах, изменен график работы в сторону увеличения продолжительности работы магазинов, разработана дополнительная система поощрения постоянных и новых клиентов.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: малышева, Молчанова, торгового, конкурентоспособности, А.Я., Корпоративная, КАК, предприятия., слагаемое, культура
Просмотров: 2157 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]