MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Пути развития малого и среднего бизнеса в российской федерации и ивановской области. Кислицына А.М.
10.05.2012, 11:17
Пути развития малого и среднего бизнеса в российской федерации и ивановской области. Проблемные вопросы малого и среднего бизнеса в ивановской области.

Кислицына А.М.

Малое предпринимательство Ивановской области находится на этапе развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной деятельности, создание конкуренции на рынке товаров и услуг, обеспечение необходимой мобильности в условиях рынка. Именно малые предприятия позволяют осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.

В качестве масштабного и долговременного проекта можно рассматривать развитие малого предпринимательства и его формирование в городе Иванове и Ивановской области как влиятельного сектора экономики. В 2007 г. индивидуальных предпринимателей было зарегистрировано 11327 ед., а малых предприятий - 5979, а всего субъектов малого предпринимательства 17306, или 423 единицы на 10 тыс. жителей. В перспективе этот показатель, очевидно, увеличится в 1,5 раза, или до 600 - 650 единиц на 10 тыс. жителей.[1]

На это направлена Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007 - 2009 годы.

Целью Программы является дальнейшее улучшение условий для развития малого предпринимательства Ивановской области, содействующих:

- устойчивому росту уровня развития малого предпринимательства в регионе в целом;

- усилению его влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований региона;

- вовлечению в сферу малого предпринимательства социально незащищенных слоев населения, а также молодежи;

- ускорению развития малого предпринимательства в приоритетных для Ивановской области сферах экономического развития.

Бюджетные средства, направленные на выполнение мероприятий Программы по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, позволяют выработать механизмы изменения ситуации в развитии малого бизнеса, способствующие стабилизации в этом секторе экономики.

В 2008 - 2009 годах Программой предусмотрено финансирование в объеме 18,7 млн. рублей и 25 млн. рублей соответственно.

В последние годы в Ивановской области отмечается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства, причем положительная динамика обусловлена ростом, как числа индивидуальных предпринимателей, так и малых предприятий.

Развитие сектора малого предпринимательства в Ивановской области не носит разовый спонтанный характер, достигнутый уровень показывает, что с 1991 года наблюдается устойчивый рост числа малых предприятий, количество которых к концу 2007 года увеличилось почти в 8 раз (с 664 до 5050 единиц), общая численность занятых в малом бизнесе увеличилась более чем в 4 раза (с 11 тыс. до 48,4 тыс. человек).[2]

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Деятельность малых предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

По оценочным данным количество малых предприятий к концу 2009 года достигнет 5250 единиц, среднесписочная численность работников малых предприятий составит 49,2 тыс. человек. Кроме того, предполагается деятельность более 27 тысяч индивидуальных предпринимателей.[3]

В сфере малого предпринимательства прогнозируется дальнейшая тенденция роста числа предприятий, численности работников, занятых в них, оборота малых предприятий.

Власти Ивановской области планируют за три года (2009-2011г.г.) потратить 65 млн. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, которые заложены в бюджете области.

В целях оказания муниципальной поддержки, а также обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в решении задач экономического и социального развития действует муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове на 2008-2011 годы с объемом финансирования 7,5 млн. руб.

В апреле 2008 года в Программу включена имущественная поддержка в виде предоставления во владение и (или) в пользование муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующих инфраструктуру их поддержки. Арендная плата в рамках имущественной поддержки предоставляется по льготному тарифу.

В целях создания благоприятных социально-экономических и политических условий для развития малого и среднего предпринимательства подписано соглашение о партнерстве между администрацией города и Ивановским областным некоммерческим партнерством поддержки предпринимательства «Центр». Соглашение способствует развитию малого и среднего бизнеса на территории города, установлению приемлемого для обеих сторон налогового поля, утверждению и реализации программы поддержки предпринимательства. Кроме того, Соглашение предусматривает своевременность оплаты налогов, установление заработной платы не ниже прожиточного уровня, а также участие в мероприятиях, организуемых администрацией города со стороны бизнес-партнеров.

В рамках Соглашения между Администрацией города Иванова и ЗАО «Текстиль Профи-Иваново» в сфере организации общегородских и межрегиональных мероприятий, осуществляется информационное сопровождение выставок, конференций, семинаров, проводимых на площадях выставочного центра для субъектов малого и среднего предпринимательства.

При администрации города Иванова создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города (далее - Совет). В Совет вошли представители общественных организаций малого и среднего предпринимательства (ИО НППП «Центр», «Опора России», клуб «Деловая женщина»), органов, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью (территориальное управление Роспотребнадзора по Ивановской области, ИФНС России по г. Иваново), администрации города, депутаты Ивановской городской Думы, предприниматели города.

Для полного и широкого раскрытия потенциала города, для привлечения инвестиций был разработан и периодически обновляется инвестиционный паспорт города, имеющий в своей структуре наиболее привлекательные для инвесторов главные параметры, которые могут интересовать инвесторов, дать представление о возможностях и ресурсах города.

Одним из положительных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность города, является наличие утвержденного Ивановской городской Думой Генерального плана города до 2025 года - стратегически необходимого документа. В этом документе отражен комплекс мер по повышению эффективности использования городских территорий, оптимизации их функционального использования, сохранению индивидуального, неповторимого облика с учетом историко-культурного наследия, обеспечению и развитию городской инфраструктуры.

С 2009 года на территории Ивановской области будет действовать долгосрочная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 5 лет.

Большая часть этих средств будет направлена на создание в регионе бизнес-инкубатора. Разработана инвестиционная программа создания бизнес-инкубатора для поддержки и развития малого предпринимательства, главная цель которой - создание условий для формирования инновационной среды в регионе, создание новых объектов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, оказание комплекса услуг предпринимателям.

Внимание развитию малого и среднего бизнеса уделяется как на уровне региона, так и на уровне муниципалитета. В Иванове предпринимается ряд мер по улучшению инвестиционного климата и развитию ивановского малого и среднего бизнеса. Например, с 1998 г. при администрации города действует координационный совет по развитию малого предпринимательства. В его рамках осуществляется взаимодействие представителей органов местной власти и бизнес-структур города.

В настоящее время администрацией города передано в аренду 593 нежилых помещения, причем из них 430 договоров заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства. В целях реализации муниципальной политики в сфере малого предпринимательства и стимулирования развития отдельных видов деятельности с 2006 г. решением городской Думы введен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Для обеспечения объективного подхода к подготовке данного документа по инициативе администрации города была создана рабочая группа с участием предпринимателей, которые составляют почти половину ее состава.

Хотя малые и средние предприятия легче крупных адаптируются к изменению конъюнктуры рынка, традиционные проблемы (растущая инфляция, постоянное повышение цен на энергоносители, сложность получения банковского кредита вновь созданными малыми предприятиями, большое количество всевозможных проверок) незнание действующего законодательства тормозят их развитие в нашем регионе.

За последнее время выявились и другие сложные проблемы: вопросы стоимости присоединения к электрическим сетям, где тарифы утверждаются только на уровне федерации, вопросы выкупа арендуемых помещений в части соблюдения условий предоставления права преимущественного их выкупа.

Надо отметить негативные моменты для муниципальных образований - налог по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства не зачисляется в местный бюджет, практически отсутствует помощь федерального бюджета, так как Министерством экономического развития рассматриваются заявки только от субъектов РФ.

Как видно из вышеизложенного в городе Иваново и Ивановской области принимаются ряд нормативных правовых актов, а также Программы для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако как показал опрос предпринимателей и жителей города Иваново и Ивановской области ни нормативные акты, как Российской Федерации, так и Ивановской области мало знакомы им.

Из 97 опрошенных предпринимателей малого и среднего бизнеса финансовую поддержку от государственных органов получили лишь 3%, имущественную поддержу в виде выкупа арендуемого у муниципалитета нежилых помещений получили 17%, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказываемую органами государственной власти и местного самоуправления получили 4%, консультационную и информационную ни одного процента, произведено субсидирование процентной ставки по полученным кредитам на реализацию инвестиционных проектов 12 субъектов малого бизнеса. В результате реализации проектов было создано более 300 новых рабочих мест.

Как показал опрос, предприниматели сталкиваются и с множеством проблем. Например, с административными барьерами. Чтобы проблемы решить, необходимо принятие ряд мер как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, которые будет, нацелены на уменьшение государственного контроля.

Существует ряд проблемных вопросов в сфере поддержки и развития малого бизнеса. К таким проблемам относятся: растущая инфляция, постоянное повышение цен на энергоносители, нестабильная, высокая арендная плата за помещения, находящиеся в частной собственности, получение банковского кредита вновь созданными предприятиями, прибавились новые сложности. Например, до 2008 г. в рамках программы поддержки и развития малого предпринимательства начинающим предпринимателям предоставлялась возможность получить кредит на реализацию инвестиционного проекта. Однако со вступлением в силу с 1 января 2008 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» такая форма финансовой поддержки со стороны органов местного самоуправления была исключена, хотя она была наиболее популярной у предпринимателей.

Предприниматели Ивановской области также сталкиваются и с проблемами технических условий на использование недвижимости, СЭС, электроэнергетики, с пожарными нормами, с таможенным законодательством ВЭД, с использованием кассовых аппаратов (например, если кассовый аппарат стоит примерно 15 000-17 000 рублей, блок с памятью стоимостью 5 000 рублей к нему необходимо менять каждые три года), которые обходятся предпринимателям слишком дорого. То же самое касается электроэнергии, электричество для них слишком дорого, что зачастую делает невозможным дальнейшую работу. Предприниматели, которые используют иностранную рабочую силу, сталкиваются с трудностями устройства таких граждан на работу, и довольно долгим сроком постановки на миграционный учет и получением разрешения.

Кроме того, в рамках реализации статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Правительством РФ издано постановление от 06 мая 2008 года № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

Указанные нормативные правовые акты федерального уровня устанавливают лишь общие требования к ведению реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, следовательно, уполномоченным органам исполнительной власти РФ, а также органам местного самоуправления РФ целесообразно принять локальные нормативные акты по вопросам ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. При этом, необходимо учитывать, что принимаемый локальный правовой акт не должен противоречить вышеназванному постановлению Правительства РФ 06 мая 2008 года № 358.

Напомним, что Закон № 209-ФЗ предусматривает ряд льгот для небольших предприятий, в том числе упрощенные правила налоговой отчетности, льготную приватизацию госимущества, создание фондов кредитования бизнеса и прочие полезные на бумаге вещи. Однако как и В.Путин, Э. Набиуллина фактически признала, что основные проблемы остались нерешенными. Это и затрудненный доступ к производственным площадям, инфраструктуре, финансовым ресурсам, и серьезные административные барьеры, и проблемы налогообложения. «Пока роль малого бизнеса в экономике России недостаточна, и без ее увеличения невозможно существенно диверсифицировать экономику и повысить производительность труда», – отметила министр. По ее словам, доля малого бизнеса в настоящее время составляет менее 17% ВВП, в то время как в развитых странах превышает 50%.

Как показал опрос, предприниматели, занятые в малом и среднем бизнесе, а также население Ивановской области, практически не владеют информацией или не знакомы с законодательством регулирующим отношения в области малого и среднего предпринимательства, т.е. многие хотя и имеют высшее образование (иногда два и более) являются экономически безграмотными.

В связи с этим, предлагается законодателю при принятии нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений) как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации более четко и доступно прописывать правовые нормы, чтобы они были понятны правоприменителю и легко могли быть реализованы на практике.

Исходя из этого, для совершенствования развития экономики, как в Ивановской области, так и в Российской Федерации необходимо:

- проведение налоговой реформы. Снижение ставок и упрощение налоговой системы позволит людям перейти к честной уплате налогов государству;

- борьба с коррупцией. Человек должен быть как можно меньше зависим от власти, наоборот, власть в конечном счете должна зависеть от него. Для этого возможности произвола со стороны чиновника должны быть резко ограничены, ответственность чиновника увеличена;

- реальная финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства. Здесь нужны встречные усилия государственной политики и предпринимателей, а также заинтересованность банковских кругов;

- обеспечение четкости и прозрачности законодательства. Законы должны быть просты и прямого действия – без посредства чиновника. Ряд законов, облегчающих ведение своего дела, еще предстоит принять, но многие законы надо просто заставить работать;

- облегчение судебных и арбитражных процедур. Человек, открывающий свое дело, знать, что через суд или арбитраж он эффективно защитит свои интересы. Это будет стоить ему недорого, займет немного времени и будет исполнено;

- эффективная антимонопольная политика государства. Государство должно стоять на страже честной конкуренции, не допускать «силовых» приемов в бизнесе, жестко контролировать поведение так называемых естественных монополий;

- развитие общественных объединений частных предпринимателей. Они могут эффективно отстаивать общие интересы развития малого бизнеса в органах власти и власти, способствовать развитию самоорганизации малого бизнеса и формировать благоприятный имидж «профессии» предпринимателя;

- в целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям;

- органам государственной власти доводить информацию о принятых нормативных актах для субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения различных семинаров.

Эти меры, если они будут реализованы, откроют простор развитию малого и среднего бизнеса в России и регионах, в том числе Ивановской области.



Список использованной литературы:

1. Конституция РФ, от 12 декабря 1993 (с изменениями и дополнениями от 30.12.2008 г)// Российская газета от 25.12.1993 г. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 330.

3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.)// «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001 г.

4. Федеральный закон от 24. 07. 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»»//СЗ РФ от 30.07.2007 г. № 31, Ст. 4006.

5. Закон Ивановской области от 14 июля 2008 г. № 83-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ивановской области»//СЗ Ивановской области от 25.07.2008 г. № 28(398).11. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Закон Ивановской области 31 декабря 1997 года № 48-ОЗ «О поддержке малого предпринимательства».

7. Закон Ивановской области от 8 декабря 2008 г. № 151-ОЗ «Об установлении предельных значений площади арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты при его приобретении».

8. Постановление Правительства Ивановской области от 3 октября 2008 г. № 250-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2009 год и на период до 2011 года»/Консультант Плюс.

9. Статистические данные департамента экономического развития Ивановской области на территории Ивановской области/ Консультант Плюс.



Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГНФ № 08-03-54702а/Ц.
Тема: «Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области».


[1] Статистические данные департамента экономического развития Ивановской области на территории Ивановской области/ Консультант Плюс.

[2] Там же.

[3] Постановление Правительства Ивановской области от 3 октября 2008 г. № 250-п «О прогнозе социально-экономического развития Ивановской области на 2009 год и на период до 2011 года»/Консультант Плюс.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: Ивановской, среднего, малого, Федерации, бизнеса, развития, области., Российской, Кислицына, пути
Просмотров: 3541 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]