MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Сравнительная характеристика экономической культуры в сложившихся семьях в зависимости от опыта ведения домашнего хозяйства. Прошек И.В.
10.05.2012, 11:16
Сравнительная характеристика экономической культуры в сложившихся семьях в зависимости от предшествующего опыта ведения домашнего хозяйства

Прошек И.В.

Кардинальные перемены, которые с 1991 г. происходят в Российской Федерации независимо от того, как их называют непосредственные реформаторы или аналитики – трансформацией, рыночными реформами или переходом к капитализму, затронули, действительно, фундаментальные основы всего существования нашего общества: отношения собственности, систему ценностей. Изменилась социальная структура российского общества, появились новые виды и типы экономического поведения населения, начала формироваться новая экономическая культура, существенно изменились как официальные, так и неофициальные институты общества. Это требует серьезного осмысления теории и практики экономического поведения как феноменального уровня бытия человека в экономической сфере. На сегодняшний день в научной литературе нет однозначного определения этого понятия. Рассматривается, как правило, экономическое, а не социально-экономическое поведение.

Экономическая культура — это такое интегративное образование, которое включает в себя направленность энергии и характер развития способностей индивидов и их общностей. Она проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры. Экономическая культура включает в себя такие составные части как: (а) знания (когнитивный компонент); (б) умения (содержательно-операционный); (в) самооценку (оценочно-рефлексивный); (г) общение (коммуникации).

Появившийся «дефицит» культуры усиливает противоречие между новой и старой экономической культурой. Причем речь идет как о ценностно-содержательном, так и об инструментальном аспектах. Так, ценностное неприятие рынка у ряда групп населения поддерживается их практической беспомощностью на нем. Отсутствие знаний и практических навыков социально-экономическое поведение населения приводит к „инструментальной” неадаптированности населения к рыночной среде и обусловливает в конечном итоге его пассивное социально-экономическое поведение. Дефицит экономической культуры не позволяет ей выполнять функцию рыночной социализации людей. Ведь экономическая культура (как и культура вообще), являясь плодом деятельности поколений, чрезвычайно устойчива и инерционна. Люди могут критически относится к действующей системе, но это вовсе не означает, что они способны быстро перестроиться и начать действовать по-другому.

По данным Фонда общественного мнения, созданного в 2006 г. сотрудниками факультета социологии МГУ, за последний год только 22% жителей Ивановской области отметили финансовое улучшение своего положения.

Мы попытались проследить на примере 10 семей, различающихся по социальному положению, как уровень экономической культуры влияет на их семейное благополучие в рецессивном регионе, к которому относится Ивановская область. Семьи были разбиты на две группы. В первую группу вошли семьи, имеющие в своём составе лиц пенсионного или предпенсионного возраста – 4 семьи. Во вторую группу вошли молодые семьи, имеющие детей и, как минимум, одного работающего – 6 семей.

Для оценки использовали опросник, который включал:

1. Потребление и восприятие экономической информации

2. Финансовый и экономический опыт

3. Семейные финансовые стратегии

В первой группе семьи были представлены бывшими и нынешними руководителями муниципальных организаций, руководители подразделений в небольших частных предприятиях, педагоги.

Во второй группе – юристы, врачи, преподаватели высшей школы, менеджеры небольших частных предприятий.

Как показали наши данные, в первой группе преобладал консерватизм мышления, основанный на доверии к средствам массой информации, что приводило к принятию неверных решений, сопровождающихся финансовыми потерями.

В то же время восприятие новых финансовых механизмов достаточно слабое, что, в частности, выражалось в недоверии к пластиковым карточкам, к кредитным операциям, даже в докризисный период.

Экономия финансовых ресурсов преобладала над приобретением. Поиск экономичных магазинов заставлял совершать длительные поездки вопреки рекомендациям врачей.

В этих семьях экономия средств связана не только с ограничением финансовых возможностей, но и с попыткой улучшить своё положение за счёт банковских процентов.

Среди затратных статей семейного бюджета, как правило, имеется строка помощи детям и внукам даже, если финансовое положение последних достаточно хорошее.

В молодых семьях преобладали элементы знаний по маркетингу ведения домашнего хозяйства, что выражалось, в частности, по вложению финансовых средств в непосредственное ведение хозяйства, на банковские счета с целью накопления средств под конкретные приобретения. В этих семьях чаще встречается понятие планирование семейного бюджета. Здесь использование кредитных карточек, взятие кредита встречается значительно чаще.

Несмотря на ограниченные, в ряде случаев возможности, поиск экономных магазинов вдали от места проживания практически не встречаются.

Работа чаще рассматривается как способ не столько развития личности, сколько как средство улучшения условий жизни. Здесь чаще встречается работа в нескольких фирмах, организациях с использованием 10 – 14 часов пребывания на работе.

Финансовая стратегия, как правило, в молодых семьях не соответствует их сегодняшнему финансовому положению. В основе этого чаще всего лежит возможность карьерного роста или увеличение длительности рабочего времени.

В молодых семьях часто встречаются или наличие второго образования или желание его получить в отличие от семей старшего поколения.

Наши данные являются предварительными, но они отражают изменения в определённой части общества и демонстрируют изменения в экономической культуре, как среди лиц старшего поколения, так и в большей степени молодого. Представления об изменениях экономической культуры в семьях позволит внести коррекцию в просветительскую работу в зависимости от наличия у людей предшествующего опыта.



Литература:

1. В. И. Верховин, Экономическое поведение как предмет социологического анализа, Социс., М. 1994., №10, с. 121–124.

2. Г. Н. Соколова, Экономическая социология, М., Мн. 2000, с. 252–253.
3. Ю. Левада, Человек приспособленный, Мониторинг общественного мнения, М. 1999. №5, с. 16–17.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: зависимости, сложившихся, экономической, культуры, семьях, Сравнительная, от, ведения, характеристика, опыта
Просмотров: 3621 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]